Нарратор

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Нарра́тор — одно из центральных понятий теории нарратива и структурной лингвистики, фигура, находящаяся на высшем внутритекстовом коммуникативном уровне, в повествовательном тексте выполняет роль адресанта коммуникации; обобщающее понятие (гипероним), которое объединяет литературные термины «повествователь» и «рассказчик» в единую категорию лица[1], от которого ведётся повествование, и вписывает его в структурную антропологию, расширяя возможности анализа данной категории. Нарраторы различаются по диегетичности (рассказывает о себе или о других), фокализации (находится внутри истории или за её пределами), степени проявленности в нарративе (явный или скрытый) и осведомлённости о том, что происходит в рассказываемой истории (всезнающий повествователь или один из персонажей, который знает не всё)[2] и многим другим параметрам, которые подробно описаны в труде «Нарратология»[1] профессора Вольфа Шмида.

Этимология названия

Слово «нарратор» происходит от латинского «narrare» — рассказывать. Оно описывает внутритекстовую категорию[3]. В российской литературной традиции повествователь чаще всего отстранён от истории, а рассказчик, напротив, один из её персонажей. Понятие «нарратор» объединяет все типы повествующих истории в нарративе[1].

История появления и развития

Жерар Женетт. Французский литературовед, один из представителей структурализма

Потребность в термине «нарратор» проявилась особенно остро в 1970-80 годы ХХ века, когда французские структуралисты, в частности Жерар Женетт[4], Цветан Тодоров[5] и Ролан Барт[6] своими научными трудами ознаменовали «нарративный поворот» в лингвистике и многих других сферах жизни человека[7]. В настоящее время наблюдается проникновение нарративных способов воздействия на человека и нарративного осмысления реальности в экономическую[8][9], социальную[10], политическую[11] и духовную[12] сферы жизни общества. В связи с этим рассматриваются нарраторы в рекламных роликах, новостных репортажах, политических выступлениях, деловых переговорах, межкультурной и межличностной коммуникации и в других текстах, которые можно отнести к нарративу.

История изучения

Различные стороны изучения понятия «нарратор» представлены в работах Татьяны Геннадьевны Кучиной[13], Вольфа Шмида, Манфреда Яна[2]. Общим и самым главным замечанием в них становится позиция, что нарратор текстовая категория, которая отделяется от автора как реально существующего человека. Он не принадлежит реальному миру, но вымышлен для наиболее эффективной презентации тех или иных событий и людей и достижения автором определённых целей, которые он перед собой ставит. Таким образом, нарратор — это конструкт нарратива. От его имени рассказывается история. Нарратор решает, какие из событий осветить, а какие опустить, какие детали описать подробнее, а какие кратко. Поэтому разные нарраторы или один и или тот же, но в разном возрасте, могут одну историю рассказать по-разному. На то, как и что рассказывает нарратор, большое влияние оказывают многие факторы, включая интенции нарратора, цели, которые он преследует. На основе этого всё рассказываемое нарратором становится фиктивным, а не фактологическим повествованием[1]. В каждом нарративе присутствует большая доля вымышленности. Данное замечание справедливо к литературным произведениям, публицистическим жанрам, аудио и кинонарративам[14].

Классификации

Вольф Шмид выделяет 13 критериев классификации нарратора[1].

Основными среди них можно выделить следующие четыре:

  • диегетичность,
  • фокализация,
  • нарративная ситуация,
  • степень видимости нарратора.

Диегетичность нарратора — это определение лица того, кто повествует, по отношению к самой истории. В трудах Перси Лаббока выделяются всезнающий нарратор, повествователь от первого лица и нарратор-медиатор, который не участвует в описываемых событиях. Ж. Женетт выделяет гомодиегетического (существует в нарративе как персонаж) и гетеродиегетического (не является персонажем событий) нарраторов[1].

Фокализация нарратора. По М. Яну определяется по месту и по форме.

По месту нарратор может быть внешним (наблюдать со стороны за историей) и внутренним (находиться внутри истории). По форме выделяются фиксированная (один нарратор истории), варьируемая (разные эпизоды описаны разными нарраторами), множественная (один и тот же эпизод описывают по очереди несколько нарраторов, коллективная (несколько нарраторов или группа персонажей одновременно рассказывают совместную версию происходившего)[2].

Нарративная ситуация. Данная категория рассматривает, кем является нарратор по отношению к нарративу: главным персонажем, всевидящим нарратором или одним из рядовых персонажей[2].

Степень видимости нарратора. Рассматриваются явный и скрытый нарраторы. Явный нарратор рассказывает историю от первого лица, так или иначе обращается к читателю, время от времени рассуждает о происходящем, находится на виду в повествовании. Скрытый нарратор рассказывает не свою историю, ни к кому напрямую не обращается, находится на позиции отстранённости от событий, которые представляет[2].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Шмид В. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — С. 37—53. — 312 с. — ISBN 5-94457-082-2.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Manfred Jahn. Narratology 2.3: A Guide to the Theory of Narrative. — Cologne: English Department, University of Cologne, 2021. — 98 с.
  3. Симоненко Н. Ю. Образ повествователя в китайских нарративных песнях // Гуманитарные и социальные науки : журнал. — 2014. — № 2. — С. 650—654. — ISSN 2070-1403.
  4. Женетт Ж. Фигуры. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — 281 с.
  5. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Перев. с франц. Б. Нарумова.. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 144 с. — ISBN 5-7333-0435-9.
  6. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе : сборник / Перевод Косикова Г. К.. — 1987. — С. 387—422.
  7. Борисенкова А. В. Нарративный поворот и его проблемы // Новое литературное обозрение : журнал. — 2010. — № 3 (103). — С. 327—333. — ISSN 0869-6365.
  8. Вольчик В. В. , Маслюкова Е. В. Возможности нарративной экономики в исследованиях российской инновационной системы // Пространство экономики. — 2021. — № 4. — С. 36—50. — ISSN 2587-5957.
  9. Вольчик В.В. Идеи, символы и нарративы для экономического развития России // Russian Journal of Economics and Law. — 2023. — № 17 (1). — С. 5—22. — ISSN 2782-2923.
  10. Готлиб А. С. Анализ нарративов в социологии: возможности и проблемы использования // Международный журнал исследований культуры. — 2013. — № 1 (10). — С. 9—14. — ISSN 2079-1100.
  11. Кудрявцева З. Г. Виды нарративов в политическом дискурсе // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики : журнал. — 2021. — № 4 (43). — С. 142—146. — ISSN 2587-9510.
  12. Абдуллина Л. Р., Сайфуллина Г. Ф. , Усманова С. Г. Сказка как средство нравственного воспитания обучающихся // Мир науки, культуры, образования : журнал. — 2019. — № 6 (79). — С. 295—297. — ISSN 1991-5497.
  13. Кучина Т. Г. «Я» и «Не я» в повествовательной структуре романа В. Маканина «Асан // Филологический класс. — 2011. — № 25. — С. 83—85. — ISSN 2071-2405.
  14. Леонтович О. А. Западный кинотекст о Сталинградской битве глазами русского зрителя: опыт нарративного анализа // Известия ВГПУ. — 2015. — № 3 (98). — С. 163—171. — ISSN 1815-9044.