Мост Благовещенск — Хэйхэ
Мост Благовещенск - Хэйхэ | |
---|---|
Область применения | Автомобильный |
Пересекает | реку Амур |
Место расположения | Благовещенск, Россия |
Конструкция | |
Материал | Сталежелезобетон |
Общая длина | 1080 м |
Ширина моста | 11,5 м |
Полос движения | 2 |
Эксплуатация | |
Начало строительства | 24 декабря 2016 |
Открытие | 10 июня 2022 |
50°12′04″ с. ш. 127°36′02″ в. д. / 50.20111° с. ш. 127.60056° в. д. (G) (O) (Я) |
Мост Благове́щенск — Хэйхэ́ — первый и единственный мост, соединяющий Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику.
Общая протяжённость моста составляет 1080 метров. Его строительство было начато одновременно на двух берегах Амура (Хэйлунцзян) в 2016 году, когда каждая сторона — Россия и КНР — построили по 540 метров, произведя стыковку обеих частей в мае 2019 года, а 10 июня 2022 года был открыто грузовое движение по мосту[1].
Основное назначение моста — связь с сетью дорог Амурской области с целью расширения экономических связей Амурской области Российской Федерации и Китайской Народной Республики в соответствии с принятым в 1991 году Правительством РФ курсом на политическую и экономическую открытость России[2].
Строительство моста
История
Благовещенск — единственный российский областной центр, расположенный на государственной границе. На другом берегу Амура находится город Хэйхэ (центр административного округа китайской провинции Хэйлунцзян), с которым налажено преимущественно водное сообщение. Ширина реки в этом месте достигает 700 метров. Это место еще в 1986 году признали самым удобным для строительства автомобильного моста.
В 1960-х годах началось обсуждение строительства автомобильного моста между СССР и Китаем. Но изначально эта идея не была поддержана руководством КПСС, которое полагало, что мост между двумя государствами будет «угрожать безопасности страны»[3].
В 1988 году Амурский облисполком отправил руководству административного управления Хэйхэ (после марта 1993 переименовано в «город Хэйхэ») и провинции Хэйлунцзян предложение о совместном строительстве мостового перехода через пограничную реку Амур. Стороны договорились об обращении к правительству двух стран с просьбой одобрить проект моста. Однако и эту идею не удалось реализовать из-за сложного экономического положения в СССР в период перестройки[4].
В 1990-х годах руководство Амурской области выдвинуло новое предложение: построить из России в Китай через Амур канатную дорогу для развития туризма и понтонный мост для доставки тяжёлых грузов. Эта инициатива также осталась нереализованной.
26 июня 1995 года, во время визита премьер-министра КНР Ли Пэна в Россию заместитель премьера Государственного совета КНР У Банго и заместитель председателя правительства России Олег Давыдов от имени своих правительств подписали соглашение о совместном строительстве моста через реку Амур в районе городов Благовещенска и Хэйхэ, которое поставило точку в вопросе о типе мостового перехода[2]. 29 июня 1995 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 655 о подписании вышеуказанного соглашения[5]. Однако, в ноябре 1995 года работы по математическому моделированию и ряд других работ, предусмотренных договором, были прекращены российской стороной из-за отсутствия финансовых средств. На протяжении ряда лет администрация Амурской области вела работу по поиску инвесторов для продолжения работ по мостовому переходу.
В апреле 1996 года по итогам визита в КНР президента РФ Б.Н. Ельцина правительством Российской Федерации было дано поручение Федеральному дорожному агентству рассмотреть вопрос о строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян). Росавтодор выдал заключение о нецелесообразности строительства автодорожного моста.
С постепенным улучшением экономических условий в России правительство Амурской области вновь подняло вопрос по строительству моста, и 12 марта 2004 года обе стороны достигли соглашения и единогласно договорились продолжать содействовать скорейшему проведению подготовительных работ по автодорожному мосту, с тем чтобы как можно раньше начать строительные работы. В 2004 году было пересмотрено технико-экономическое обоснование, которое было утверждено Государственным комитетом по развитию и реформам в 2005 году.
В 2004—2005 годах ОАО «Институт Гипростроймост» разработало «Технико-экономическое обоснование инвестиций строительства совмещённого мостового перехода между городами Благовещенск и Хэйхэ в створе Кани-Курган — Чанфатунь»[2]. В 2005 году эта документация была направлена на государственную экспертизу. К 2006 году были получены все необходимые экспертные заключения Главгосэкспертизы России, подтверждающие целесообразность дальнейшего инвестирования строительства совмещённого мостового перехода между городами Благовещенск и Хэйхэ.
Новый этап
С 2012 года в связи с непрерывным ростом китайско-российской двусторонней торговли КНР и РФ перезапустили проект строительства моста через Амур. Губернатор Амурской области Олег Кожемяко вновь поднял вопрос строительства моста и канатной дороги через Амур. 22 октября 2013 года во время поездки в Китай премьер-министра РФ Дмитрия Медведева между двумя странами был подписан протокол о необходимости возведения мостового перехода[3].
26 июня 2014 года китайской стороной в городе Хэйхэ была зарегистрирована Хэйцунцзянская компания с ограниченной ответственностью по развитию и строительству моста через реку Амур (Хэйлунцзян). 4 сентября 2014 года российской стороной в Амурской области зарегистрировано открытое акционерное общество «Мост».
3 сентября 2015 года, в ходе государственного визита президента РФ Владимира Путина в Пекин министры транспорта России Максим Соколов и Китая Ян Чуаньтан подписали межправительственное соглашение о строительстве канатной дороги между городами Благовещенск и Хэйхэ и протокол о внесении изменений в двусторонний документ о сооружении моста через Амур[6].
В ноябре 2015 года в Харбине китайская и российская стороны подписали протокол совещания, в котором договорились о времени начала строительства трансграничного моста в 2016 году. В июне 2016 года, во время проведения в Харбине 27-й Международной торгово-экономической ярмарки, была подписана финальная версия концессионного договора в отношении пограничного мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенска и Хэйхэ.
24 декабря 2016 года в Амурской области, в районе села Кани-Курган (Благовещенский район) состоялась торжественная церемония, давшая старт возведению трансграничного автомобильного моста через реку Амур[2].
10 июня 2022 года по первому автомобильному мосту между Россией и Китаем открылось грузовое движение[3]. Восемь грузовиков из России и восемь грузовиков из Китая повезли предназначенные на экспорт товары. Из Амурской области отправили местное соевое масло и пиломатериалы, из провинции Хэйлунцзян — автомобильные шины и комплектующие для электрооборудования[7].
В торжественной церемонии по случаю запуска движения удалённо приняли участие Заместитель Председателя Правительства России — полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев, Заместитель Премьера Государственного совета КНР Ху Чуньхуа, Министр транспорта Виталий Савельев и Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. На площадках на обоих берегах присутствовали губернатор провинции Хэйлунцзян Хуа Чаншэн и губернатор Амурской области Василий Орлов[8].
В сегодняшнем разобщённом мире мост Благовещенск – Хэйхэ имеет особое символическое значение. Он станет ещё одной нитью дружбы, которая связывает народы России и Китая. Тысячи людей принимали участие в строительстве, работа велась круглосуточно как с китайской, так и с российской стороны. Уникальность этого мостового перехода состоит в том, что проект удалось реализовать без бюджетных средств. Он построен в рамках модели концессии. Развивая приграничную инфраструктуру, мы создаём условия для развития экономики обеих стран, совместного использования преимуществ, способствуем улучшению жизни граждан Российской Федерации и Китайской Народной Республики.Заместитель Председателя Правительства России – полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев
Описание моста
Протяжённость мостового перехода составляет 13,43 км. Створ мостового перехода через Амур расположен в 5 км ниже по течению от южной оконечности острова Затонского, расположенного в устье реки Зеи, и проходит в 300 м ниже по течению от юго-западной окраины посёлка Кани-Курган на российской стороне и в 750 ниже по течению от юго-западной окраины деревни Чанфатунь на китайской стороне. С учётом климатических условий пролётное строение моста выполнено из сталежелезобетона с монолитной железобетонной плитой проезжей части. В связи с пограничным расположением реки, для безопасного прохода судов мост имеет три судоходных пролета, расположенных посередине основного русла. Полная длина моста составляет 1080,666 м. Государственная граница проходит посередине центрального пролёта моста[2].
Технические характеристики моста
Опоры моста
Геологические условия места строительства, наличие мощного слоя твёрдых глин и твёрдых суглинков продиктовали выбор типа фундаментов для опор — буронабивные сваи Ø 1,5 м с уширением до 2,5 м[2].
Тело всех промежуточных опор состоит из двух частей. Нижняя, цокольная часть промежуточных опор принята сборно-монолитной. В зоне действия ледовой нагрузки цокольные части опор выполнены из монолитного железобетона и облицованы контурными бетонными блоками. Цоколи опор имеют обтекаемую форму в плане с углом заострения 90 ° и радиусом закругления 0,75 м. Все опоры в зоне воздействия льда имеют вертикальную ледорезную часть. На опорах судоходных пролетов установлены защитные устройства поплавкового типа от удара судов. Оголовки, прокладники и тело опор выше уровня ледохода выполнены из монолитного железобетона[2].
Верхняя часть выше цоколя промежуточных опор представляет собой раму из монолитного железобетона трапециевидной формы, состоящую из двух стоек, объединённых поверху ригелем. Стойки рамы шестигранные, с переменной по высоте формой поперечного сечения, наклон стоек к вертикали составляет ~10 °, что соответствует наклону пилонов пролётного строения, тем самым образуется единый архитектурный элемент визуально пилоны являются продолжением стоек опор[2].
Пролётное строение
Количество полос движения — 2. Габарит проезда — 11,5 м. Он состоит из двух полос движения по 3,75 м в одном направлении с полосами безопасности по 2,0 м с каждой стороны. Служебные проходы шириной 0,75 м предусмотрены с каждой стороны моста за барьерными ограждениями выше уровня проезжей части на 0,15 м[2].
Пилоны экстрадозного пролётного строения металлические, V-образные, двухстоечные, объединённые диафрагмой в зоне крепления вант. Высота пилонов от верха железобетонной плиты —18,2 м. Пилоны в поперечном сечении к оси моста наклонены к вертикали во внешнюю сторону под углом 10 °, который равен наклону стенок главных балок, что обеспечивает расположение всех вант в одной плоскости. В оголовке каждого из пилонов закреплено восемь вант. Анкеры вант в пилоне — фиксированные. В конструкциях пилонов предусмотрены технологические люки для доступа персонала и подачи оборудования[2].
Материал основных металлоконструкций пролётного строения (в том числе пилонов) — атмосферостойкая сталь. Материал плиты проезжей части — бетон тяжёлый и арматура класса А-I[2].
Гидроизоляция железобетонной плиты проезжей части выполнена водонепроницаемой мембраной на основе полимерных смол. Дорожная одежда проезжей части — двухслойное асфальтобетонное покрытие толщиной 110 мм. На служебных проходах асфальтобетонное покрытие не предусмотрено. Вода с проезжей части отводится через водоотводные трубки в водоотводные лотки, расположенные под железобетонной плитой проезжей части, затем по водоотводным лоткам за счет продольного уклона и далее в ливневую канализацию[2].
Вантовая система запроектирована по типу «веер» и состоит — как в зоне ответственности РФ, так и в зоне ответственности КНР — из 48 вант (две плоскости вант, наклоненных под углом 10° к вертикали, по 8 вант на каждый из шести пилонов)[2].
Значение моста
По окончании строительных работ российский участок моста стал принадлежать Амурской области, а китайский — провинции Хэйлунцзян. Согласно техническому заданию, после ввода в эксплуатацию, по мосту каждый день могут проезжать 630 грузовиков, 164 автобусов и 68 легковых автомобилей. Каждый год по мосту могут проезжать около 3 миллионов пассажиров, 6 миллионов тонн грузов (или почти 3 000 автомобилей)[9].
Китай является главным внешнеторговым партнёром России с 2010 года. При этом в импорте России Китай главенствует с 2008 года, а в экспорте — с 2017 года. Доля КНР в товарообороте России растёт почти непрерывно. По данным Дальневосточного таможенного управления внешнеторговый оборот с Китаем имеет положительную торговую динамику в приграничных с Китаем регионах[4].
Строительство и ввод в эксплуатацию автомобильного мостового перехода между городами Благовещенск и Хэйхэ представляет значительные преимущества для обеих стран и соседних регионов. Мост сокращает транспортные расходы для предприятий, облегчает экспорт и импорт для сопредельных регионов, является стимулом для развития совместных инвестиционных проектов. Для Амурской области мост стал важным элементом транспортно-логистического коридора, что положительно сказывается на торговле и туризме[4].
В Китае придаётся очень важное значение этому трансграничному мосту. В 1992 году город Хэйхэ вошёл в число главных пограничных портов в рамках программы «открытия» Китая. В 2019 году граничащая с Амурской областью китайская провинция Хэйлунцзян, общая площадь которой составляет 100 км², стала зоной свободной торговли. Провинция имеет уникальное географическое положение, благоприятствующее созданию китайско-монгольско-российского экономического коридора. В зону свободной торговли входят города Харбин, Суйфэньхэ и побратим Благовещенска — Хэйхэ. Открытие зоны свободной торговли является важным этапом в реализации проекта «Трансграничная агломерация Благовещенск-Хэйхэ». Тесные торговые, культурные и туристические связи на протяжении многих лет обеспечивают дружественные отношения между этими городами. Трансграничный мост позволил достичь нового уровня их взаимодействия, создав благоприятные условия для увеличения торгового оборота между странами и регионами, привлечения иностранных инвестиций, совместного развития приграничной инфраструктуры, расширения сотрудничества в сфере туризма и культуры, укрепления культурных и социальных связей между народами[4].
Примечания
- ↑ Павлова Е., Кеффер Л. В Благовещенске открыли первый автомобильный мост между Россией и Китаем . Коммерсант (издательский дом). Дата обращения: 23 февраля 2024.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Пограничный мостовой переход через Амур (Хэйлунцзян) в районе Благовещенска (РФ) и Хэйхэ (КНР) . Институт Гипростроймост. Дата обращения: 3 марта 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Первый автомобильный мост между Россией и Китаем. История и характеристики . Информационное агентство ТАСС. Дата обращения: 3 марта 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Кухаренко Н. В. Роль государственно-частного партнерства в региональном развитии на примере строительства трансграничного автомобильного моста и канатной дороги через Амур // Чтения памяти профессора Е.П. Сычевского . Выпуск 22 : Журнал. — 2022. — № 22. — С. 73—78.
- ↑ Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 655 «О подписании соглашения между правительством Российской Федерации и правительство Китайской Народной Республики о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск – Хэйхэ. . Издательская группа «Юрист». Дата обращения: 3 марта 2024.
- ↑ Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании канатной дороги через реку Амур (Хэйлунцзян) на участке российско-китайской государственной границы между городами Благовещенск (Российская Федерация) и Хэйхэ (Китайская Народная Республика) . АО «Кодекс». Дата обращения: 3 марта 2024.
- ↑ Васильева В., Прокопьева Д. Соединяя страны: как международный мост в Китай повлияет на экономику Приамурья . «Комсомольская Правда Благовещенск». Дата обращения: 3 марта 2024.
- ↑ Россия и Китай открыли грузовое движение по международному автомобильному мосту через реку Амур . Правительство России. Дата обращения: 3 марта 2024.
- ↑ Запуск грузового сообщения по мосту через Амур в Благовещенске запланировали на ноябрь . Информационное агентство ТАСС (28 октября 2021 года). Дата обращения: 9 марта 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |