Москворецкая шлюзованная система

Эта статья прошла проверку экспертом
Гидроузел Перерва и Шлюз № 10 в Москве. 2016 год

Москворе́цкая шлюзо́ванная систе́ма — последовательность гидротехнических сооружений, включающая плотины, гидроэлектростанции и шлюзовые комплексы. Обеспечивает беспрепятственное судоходство на Москве-реке в городе Москва и в Московской области до устья Москвы-реки около города Коломна, где она впадает в Оку[1][2].

Навигация в Московской шлюзованной системе открывается 24 апреля и заканчивается 10 ноября. В Москворецкой шлюзованной системе работают суда грузоподъёмностью до двух тысяч тонн, с осадкой свыше двух метров. За техническое состояние системы отвечает ФГУП «Канал имени Москвы»[1][2][3].

История

Водный путь для перевозки грузов издавна использовался людьми. Они искали способы перемещения судов между соседними реками. Кроме этого людям, живущим вдоль рек было важно регулировать уровень воды с тем, чтобы избежать как наводнений, так и засухи. Для этих целей реки перегораживали, а между ними прокладывали каналы[4][5][6].

XVIII—XIX век

В России шлюзованные водные пути появились в XVIII веке при Петре Первом. Попытки улучшить судоходные условия Москвы-реки предприняли в начале XIX века. В 1836 году в Москве построили Бабьегородскую плотину, а на Водоотводном канале — Краснохолмские шлюзы, что сделало Водоотводный канал судоходным. Конструкции шлюзов изначально изготавливали из дерева. Элементы шлюза разбирали на зиму и на время половодья, а затем собирали обратно. В дальнейшем шлюз сделали чугуннным[4][5][7].

В последней четверти XIX века, в годы правления Александра II, река Москва настолько обмелела, что речные суда с грузами здесь часто садились на мель. Назрела необходимость обеспечить бесперебойное судоходство по Москве-реке с выходом в реку Оку. В 1874 — 1877 годах «Товарищество Москворецкого туерного пароходства» приступило к строительству гидротехнических сооружений Москворецкой шлюзованной системы. Товарищество построило шесть гидроузлов со шлюзами и плотинами, подпор которых составлял от 2,4 до 3,1 метров. Система протянулась от от села Коломенского, не входившего в состав Москвы до города Коломны в месте впадения реки Москвы в реку Оку. Вместе они обеспечили суммарный подпор воды высотой в 16 метров. Это дало возможность в первые 20 — 30 лет проводить через шлюзы речные грузовые и пассажирские суда на конной тяге с осадкой до 0,7 — 0,9 метра[8][9][6][10].

Плотины строились по одинаковым проектам и были оснащены поворотными фермами Поаре. Затворами шлюзов изначально служили деревянные спицы, затем их заменили на щиты Буле. Во время дождевых паводков и весеннего половодья плотины разбирались и суда проходили по высокой воде над ними. Все шлюзы были однокамерными, кроме двухкамерного Перервинского. Все они так же были выполнены по единому проекту. Камеры представляли собой корытообразные выемки с укреплёнными откосами длиной 205 метров, и шириной по дну 15,6 метра и шириной ворот пять метров. Устои шлюзов делали каменными. Двустворчатые ворота изготовили из дерева. В движение их приводили ручными лебёдками. В каждую камеру шлюза входило 2 речных судна, каждое грузоподъёмностью до 820 тонн. Время шлюзования составляло 45 — 60 мин[4][2][11].

В фонде Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов Центрального государственного исторического архива СССР сохранилась телеграмма от 11 октября 1877 года, отправленная председателем Правления Товарищества Москворецкого туерного пароходства Министру финансов[11]:

«Правление общества Туерного Москворецкого пароходства имеет честь доложить Вашему превосходительству, что дело, предоставлявшее так много технических затруднений, осуществилось и сегодня после молебна открылся для торговли и промышленности усовершенствованный путь по реке Москве».

В докладе Министра путей сообщения Александру II от 19 октября 1877 года записано[11]:

«11 октября последовало открытие правильного цепного пароходства по реке Москве от впадения оной в Оку до города Москвы на протяжении 170 верст».

С постройкой шлюзованной системы объёмы судоходства по Москве-реке существенно выросли. Грузооборот увеличился с 60 000 тонн до 100 000 тонн за навигацию. Одновременно с этим доставка грузов значительно ускорилась и удешевилась в три — четыре раза[11].

Туерная система судоходства

Тýер — разновидность речных судов, движущихся вдоль уложенной по дну водоёма цепи. При строительстве Москворецкой шлюзованной системы на всём протяжении зашлюзованного участка уложили проволочный канат диаметром восемь сантиметров и установили туеры мощностью 15 — 20 лошадиных сил. Но из-за извилистого русла и слабого течения Москвы-реки, туерная тяга оказалась непродуктивной и не смогла конкурировать с конной тягой. В 1879 году туерную тягу упразднили, канат вынули из реки, а туеры перестроили в бункерные пароходы[12].

XX век

При сооружении Московской шлюзованной системы «Товарищество Москворецкого туерного пароходства» полагалось на обещания правительства Российской империи об улучшении судоходства в нижней части Оки. Но Московская шлюзованная система так и осталась изолированной, пригодной лишь для подвоза строительных материалов и сена. В итоге, товарищество попросило правительство забрать у них систему, что было исполнено и система перешла в ведение Московского округа путей сообщения в 1902 году. В 1904 году через шлюзы было перевезено 19 миллионов пудов грузов[4][1][5].

В 1913 году грузооборот по Московской шлюзованной системе достигает 350 тысяч тонн. В 1920 — 1932 годах все шесть плотин и шлюз Перервинского гидроузла перестроили. Новые плотины, как и прежние, были разборчатого типа с фермами Поаре, за исключением Фаустово, где применены фермы Шварцера. Все остальные шлюзы так же модернизировали. Для облегчения труда рабочих установили электроприводы для ворот и для работы насосов. Был углублён, расширен и спрямлён судовой ход[3][11].

В 1933 — 1937 годах в связи со строительством канала имени Москвы снова реконструированы все шесть плотин и полностью перестроен низконапорный Перервинский гидроузел. Бабьегородская плотина и Краснохолмский шлюз, расположенные в центре Москвы на Водоотводном канале, оказались в зоне подпора и были разобраны за ненадобностью[2][5][8].

В 1937 году на реке Москве, в районе Хорошёво-Мневники, построен новый Карамышевский гидроузел с подпором 5,8 метров. В результате судоходная часть реки была продлена до посёлка Рублёво. Перервинский и Карамышев­ский гидроузлы построены вместе с комплексом сооружений канала имени Москвы и являются его продолжением на реке Москве. В связи с этим шлюз Карамы­шевского гидроузла в общей нумерации шлюзов канала имеет № 9, а Перервин­ский шлюз — № 10[3].

В 1936 году Москворецкие шлюзы вошли в состав Московско-Волжско-Окского бассейнового управления пути, которое в 1942 году переименовано в Московско-Окское бассейновое управление пути. В годы Великой Отечественной войны Москворецкая шлюзованная система играла важную стратегическую роль, помогая в перевозках грузов по воде. Немцы практически не бомбили каналы и плотины, в отличие от железных дорог, и водяной путь был более безопасным и эффективным[1][7][11].

В 1958 году Москворецкая шлюзованная система перешла в подчинение Управления канала имени Москвы. По состоянию на 2025 год — относится к Московскому району гидротехнических сооружений ФГБУ «Канал имени Москвы»[7][1].

Капитальная реконструкция шлюзов Москворецкой системы проведена в 1961 — 1972 годах. Без прекращения судоходства были реконструированы гидроузлы Бесединский (Трудкоммуна), Андреевка, Софьино, Фаустово и Северка. Из сборного железобетона построены новые шлюзы с увеличенными габаритами: длина камер — 270 метров, ширина — 18 метров, глубина на порогах шлюзов 2,46 — 2,85 метров. Для сравнения: габариты шлюза № 10 канала имени Москвы: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, максимальная глубина — 5,7 метра[1][3][13].

В 1983 — 1989 годах возведены новые железобетонные судоходные плотины на гидроузлах Андреевка и Трудкоммуна. Эти плотины имеют два пролёта: судоходный шириной 50 метров и водосбросный шириной 25 метров. Одновременно с реконструкцией проведены крупные дноуглубитель­ные и другие работы, после чего время шлю­зования сокращено более чем в два раза. Грузооборот к 1977 году достиг 10 млн. тонн[1][2][3].

XXI век

Шлюз гидроузла Трудкоммуна. 2010 год

С 2009 по 2012 годы реконструированы нижние и верхние головы шлюзов на гидроузлах Андреевка, Северка, Софьино, Трудкомунна и Фаустово. Произведена замена сегментных полноповоротных уравновешенных затворов. На период 2023 по 2027 годы запланирован капитальный ремонт плотин Северка, Софьино и Фаустово[11].

3 октября 2022 года Москворецкой шлюзованной системе исполнилось 145 лет. Основные задачи системы: обеспечение судоходства на Москве-реке и на внутренних водных путях, эксплуатация и развитие внутренних водных путей России, обводнение реки Москвы и Яузы. Благодаря реконструкциям, пропускная способность Москворецкой шлюзованной системы существенно увеличилась. С 2012 по 2022 год по руслу Москворецкой шлюзованной системы проведено 170 608 шлюзований. За это время по системе прошли 337 884 речных судна различного назначения, перевезено 3 миллиона 407 тысяч пассажиров и 46 миллионов 580 тысяч тонн грузов[11].

Сегодня все шлюзы Москворецкой шлюзованной системы работают в автоматическом режиме и оборудованы полноповоротными уравновешенными сегментными затворами, позволяющими существенно сократить время наполнения и опорожнения камер шлюзов. Расчётная пропускная способность шлюзованной системы — 12,5 миллионов тонн в навигацию. В 2006 году по Московской шлюзованной системе перевезли 6 миллионов тонн грузов, в основном песка[2][12][11].

Список гидроузлов и шлюзов Москворецкой шлюзованной системы

В настоящее время подпор реки Москвы осуществляют 9 гидроузлов:

  1. Можайский гидроузел.
  2. Рублевский гидроузел.
  3. Карамышевский гидроузел и шлюз № 9 (Москва).
  4. Гидроузел Перерва и шлюз № 10 (Москва).
  5. Гидроузел Трудкоммуна и шлюз № 11 (Московская область, город Дзержинский).
  6. Гидроузел Андреевка и шлюз № 12 (Московская область, город Лыткарино).
  7. Гидроузел Софьино и шлюз № 13 (Московская область, село Софьино).
  8. Гидроузел Фаустово и шлюз № 14 (Московская область, село Фаустово).
  9. Гидроузел Северка и шлюз № 15 (Московская область, посёлок шлюза Северка).

Литература

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Нарочницкий А. Л. Москворецкая шлюзованная система. — Москва: Советская энциклопедия, 1980. — 415 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Москворецкая шлюзованная система на реке Москве в Москве и Московской области. cruiseinform.ru. Дата обращения: 25 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Порочкин Е. М. Второе рождение // «Городское хозяйство Москвы» : журнал. — 1977. — № 9.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Плечко Л. А. Старинные водные пути. — Москва: Физкультура и спорт, 1985. — С. 3.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Окороков А. В. Забытое прошлое незаметного настоящего: история шлюзования Москвы-реки как ось формирования городской среды // Культурологический журнал : журнал. — 2014. — № 1.
  6. 6,0 6,1 Порочкин Е. М. Водные пути прошлого // Городское хозяйство Москвы : журнал. — 1977. — № 7.
  7. 7,0 7,1 7,2 Канал пяти морей // Наука и техника. — 1935. — Октябрь (№ 20). — С. 14.
  8. 8,0 8,1 Порочкин Е. М., Зарбаилов А. Ю. Внутренние водные пути СССР: Справочник. — Москва: Транспорт, 1975. — С. 61. — 430 с.
  9. Государственная дума. Второй созыв. Обзор деятельности комиссий и отделов. СПб., 1907. С. 321.
  10. Порочкин Е. М. Суда на конной тяге // «Городское хозяйство Москвы» : журнал. — 1977. — № 8.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 11,8 Москворецкой шлюзованной системе – 145 лет. Канал имени Москвы (3 октября 2022). Дата обращения: 26 апреля 2025.
  12. 12,0 12,1 Московский гидроузел: шлюзы и история обводнения города. Градостроительный Комплекс Москвы (28 января 2022). Дата обращения: 6 июня 2025.
  13. Шлюз №1 Канала имени Москвы. Сruiseinform. Дата обращения: 24 апреля 2025.

Ссылки