Можайский, Александр Фёдорович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Александр Фёдорович Можайский
Alexander Mozhayskiy.jpg
Дата рождения 21 марта 1825(1825-03-21)
Место рождения Роченсальм, Российская империя, Великое княжество Финляндское, Выборгская губерния, Тюменский уезд
Дата смерти 1 апреля 1890(1890-04-01) (65 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Награды и премии

Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (21 марта, 1825 Роченсальм, Выборгская губерния — 20 марта, 1890, Санкт-Петербург, Российская империя) — Российский военный моряк, военный деятель, контр-адмирал[1]. Построил и испытал первый самолёт на двадцать лет раньше американцев братьев Райт. Первым в мире получил патент на самолёт[2].

Биография

Русский путешественник и изобретатель в области воздухоплавания. Можайский родился 21 марта 1825 года в городе Роченсальм (ныне Котка) в Финляндии. Его отец, Фёдор Тимофеевич Можайский, был выдающимся моряком, адмиралом Русского флота. В 1831 году Федора Тимофеевича повысили до капитана-лейтенанта и назначили капитаном порта Архангельска. С Балтики вся семья Можайских перебралась на Белое море[3].

Морская карьера

19 января 1841 года Александр окончил учёбу и был принят в гардемарины. Он не только закончил корпус как судоводитель, но и получил образование проектировщика кораблей. После этого он должен был провести два года на практике на парусных военных судах Балтийского флота[4]. В течение этого времени Александр служил на фрегатах «Мельпомена», «Ольга», «Александр Невский»[5].

В 1843 году он был назначен мичманом. В 1844 году Александр совершил переход на 74-пушечном корабле «Ингерманланд» из Белого моря в Балтийское. В 1845 году он снова поплыл по Белому морю на шхуне «Радуга», а в 1846 году совершил второй переход из Белого моря на Балтику на той же шхуне[6]. В 1849 году Александру было присвоено звание лейтенанта. Во время службы на Балтийском море, с 1850 по 1852 годы, Александру довелось служить на различных парусных военных кораблях. Он начинал на небольшой 16-пушечной шхуне «Метеор», а затем перешёл на 84-пушечный корабль «Вола», длина которого составляла 60 метров, и побывал на корабле «Память Азова»[7].

В 1853-1854 годах лейтенант Александр находился на фрегате «Диана» под командованием С. С. Лесовского и совершил путешествие из Кронштадта вокруг мыса Горн в Японию. Фрегат попал в аварию во время землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю, и после этого личный экипаж «Дианы» совместно с японцами построил шхуну «Хеда», на которой часть команды вернулась домой. Александр в 1855 году отправился на американском торговом корабле в Петропавловск-Камчатский, а затем в Амурский лиман. Через Сибирь он вернулся в Кронштадт, завершив таким образом своё кругосветное путешествие[8].

Крушение фрегата «Диана», рисунок из газеты The Illustrated London News

В 1858 году Александр был отправлен в Среднюю Азию, где принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её движение по воде на специально построенных судах[9]. Он совершил поход до Бухары и составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Александр 8 сентября 1859 года был повышен до капитан-лейтенанта и назначен старшим офицером на корабле «Орёл»[10]. На этом корабле он плавал 2 года по Балтийскому морю. В 1860-1861 годах он занимался оснащением и установкой паровой машины на клипере «Всадник». После спуска на воду клипера «Всадник», Александр стал его командиром и сопровождал его по Балтийскому морю до 1863 года[11].

В 1860 году Александр временно был откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Там он активно работал по введению «Положения о крестьянской реформе 1861 г.» и успешно справился с поставленными задачами[12]. Затем он познакомился со своей будущей женой Любовью Дмитриевной Кузьминой и они вступили в брак. После свадьбы они поселились в селе Котельниково. Александр активно участвовал в различных мероприятиях, был членом Вологодского статистического комитета и принимал участие в первой этнографической выставке в Москве[13].

Воздухоплавания

После 22 лет службы во флоте и увольнением в 1863 году, Александр продолжал работать в гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1866 году он был повышен до капитана 2 ранга, а в 1869 году — до капитана 1 ранга. В 1873 году он был избран почётным мировым судьей Брацлавского округа Подольской губернии и продолжал заниматься исследованиями в области воздухоплавания. Он провёл много экспериментов с воздушными змеями и в 1876 году осуществил полёт на воздушном змее. Также Александр разработал летающую модель самолёта, которая успешно летала со скоростью более 5 м/сек[14].
Позже Александр начал разработку проекта летательного аппарата. Для этого требовались деньги, которых у него не было. И поэтому он обратился к военному министерству с предложением использовать его проект для военных целей. Военное министерство создало комиссию для рассмотрения проекта, в которую вошли крупнейшие учёные и инженеры. Поддержавший идею изобретателя Д. И. Менделеев рекомендовал выделить ему деньги для дальнейшей работы[15].
Александр создал новую модель аэроплана. Его проект по строительству самолёта в натуральную величину был отклонён комиссией, что, возможно, было связано с воздействием иностранных агентов. Проект остался нереализованным. В 1913 году Александр превзошёл западноевропейских и американских конструкторов, разработав фюзеляжный тип самолёта раньше более чем на 30 лет. Помимо разработки проекта, Александр подробно описал технику взлёта самолёта и предусмотрел установку на нём аэронавигационного оборудования, такого как компас, измеритель скорости, барометр-высотомер, два термометра и прицел для бомбометания[16].
Экспертная комиссия сомневалась, что аппарат сможет взлететь в воздух при помощи воздушных винтов, и потребовала от Александра представить новые данные и расчёты по этому вопросу. В своём письме к начальнику главного инженерного управления генералу Звереву, Александр выразил недовольство решением комиссии, считая, что ему не была дана возможность полноценно представить свои выводы. Однако правительственные организации отказались финансировать изобретателя, и лишь поддержка русской интеллигенции и работающих с ним рабочих позволили продолжить разработку[17].
В 1879 году Александр был зачислен на действительную военную службу и направлен в морской кадетский корпус. Его участие в VI всероссийском съезде врачей и естествоиспытателей в Петербурге продемонстрировало интерес к воздухоплаванию, вызвавший изменение мнения об этом явлении. Речь Менделеева о необходимости специальной подготовки для управления летательными аппаратами способствовала созданию Русского общества воздухоплавания в 1880 году[18].
Александр Фёдорович Можайский продолжал свои усилия по созданию воздушного судна. Он обратился к морскому министру С. С. Лесовскому с целью получения средств на постройку паровых машин. Лесовский, зная Можайского лично, обратился к министру финансов и попросил дать Можайскому 5000 рублей, однако получил отказ. Тогда Можайский обратился к генерал-адъютанту Грейгу и добился его поддержки[19]. Лесовский просил выделить Можайскому 2500 рублей, что привело к удовлетворению запроса. С этими деньгами Александр заказал два паровых двигателя из Англии. Вскоре он привёз их в Петербург, где они были установлены на его самолёте. На следующем этапе Можайский запатентовал своё изобретение и получил разрешение на постройку судна. Несмотря на финансовые трудности, которые ему пришлось преодолеть, Можайский предпринял всё возможное, чтобы воплотить свою мечту в жизнь. В результате его настойчивости и усердия ему удалось завершить строительство самолёта, который был протестирован в июле 1882 года[20].

Награды

  • 30 ноября 1855 года за участие в дальневосточной кампании во время Крымской войны награждён орденом Святого Станислава II степени[21].
  • 26 августа 1856 года награждён бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг.»[22].
  • 23 марта 1859 года за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару награждён орденом Святого Владимира 4 степени[23].
  • 19 февраля 1861 года награждён нагрудным знаком отличия «За успешное введение Положения 19 февраля 1861 года»[24].

Память

Бюст А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Красносельский район, Красное Село. Надпись: Создатель первого самолёта Александр Фёдорович Можайский 1825—1890
Можайский на почтовой марке 1963 года
Можайский на почтовой марке 1975 года

Литература

  • Малков В. У села Можайского // Вологодский комсомолец. — 1979. — 14.01
  • Арсеньева Ю. Любовь// Русский Север. — 1996. — 16.04. — М.: Изд-во АН СССР, 1955.
  • Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 года). — 2-е изд., перераб.. — М.: Машиностроение, 1981. — 272 с.
  • Свищев Г. П. Первый отечественный авиаконструктор // Авиация в России (к 100-летию отечественного самолётостроения). — М.: Машиностроение (по заказу ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского), 1983. — С. 5—10.
  • Бычков В. К истории создания самолёта А. Ф. Можайского // Авиация в России (к 100-летию отечественного самолётостроения). — М.: Машиностроение (по заказу ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского), 1983. — С. 11—40.
  • Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. — 3-е изд., испр. — М., 1994. — 704 с.
  • Никулин Ю. А. Александр Фёдорович Можайский — русский морской офицер и авиаконструктор: жизнь и деятельность (1825—1890): Дис. … канд. истор. наук. — СПб., 2006.

Примечания

  1. Можайский Александр Федорович — статья из Большой советской энциклопедии
  2. Можайский Александр Федорович. booksite.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  3. Можайский Александр Федорович (1825-1890). funeral-spb.narod.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  4. Елена Гордеева. Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель. topwar.ru (31 марта 2012). Дата обращения: 20 мая 2024.
  5. Можайский Александр Федорович. красносельскиймузей.рф. Дата обращения: 20 мая 2024.
  6. 20 июля 1882 года состоялись испытания самолёта Можайского Александра Федоровича. kulturamgo.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  7. Можайский Александр Федорович. nason.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  8. Александр Федорович Можайский. cadethistory.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  9. Ярослав Солонин. «Вы увидите, как люди будут летать по небу» В России создали первый в мире самолет. Почему его изобретателя все забыли?. lenta.ru (20 марта 2024). Дата обращения: 20 мая 2024.
  10. Ю. М. Игнаткин. Александр Фёдорович Можайский. old.bigenc.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  11. Гвардеец. Александр Федорович Можайский. sdelanounas.ru (3 апреля 2013). Дата обращения: 20 мая 2024.
  12. Новосельцев Григорий Петрович. Александр Фёдорович Можайский. proza.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  13. Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель…. picturehistory.livejournal.com (21 марта 2013). Дата обращения: 20 мая 2024.
  14. 21 Марта 1825 года родился Александр Можайский. parkpatriot.ru (21 марта 2019). Дата обращения: 20 мая 2024.
  15. Можайский Александр Федорович. famous-scientists.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  16. Можайский Александр Федорович. rus.team (20 марта 2018). Дата обращения: 20 мая 2024.
  17. Жар-птица Александра Можайского. rusnasledie.info (24 июля 2023). Дата обращения: 20 мая 2024.
  18. Александр Гребнев. Пионер русского неба. warspot.ru (21 марта 2015). Дата обращения: 20 мая 2024.
  19. Воздушный мореплаватель. Александр Можайский — изобретатель первого в мире самолета. festivalnauki.ru (22.03.2024). Дата обращения: 20 мая 2024.
  20. Константин Плеханов. Александр Можайский- великий русский конструктор. slavyarmarka.ru (3 августа 2013). Дата обращения: 20 мая 2024.
  21. Можайский Александр Федорович. booksite.ru. Дата обращения: 7 мая 2024.
  22. Люди науки .А.Ф.Можайский (1825- 1890). kalinbiblio.ru. Дата обращения: 17 мая 2024.
  23. Александр Емец. А. Ф. Можайский. proza.ru. Дата обращения: 17 мая 2024.
  24. Александр Федорович Можайский. booksite.ru. Дата обращения: 17 мая 2024.
  25. А.Ф. Можайский. lemur59.ru. Дата обращения: 17 мая 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!