Можайский, Александр Фёдорович
Александр Фёдорович Можайский | |||
---|---|---|---|
Дата рождения | 21 марта 1825 | ||
Место рождения | Роченсальм, Российская империя, Великое княжество Финляндское, Выборгская губерния, Тюменский уезд | ||
Дата смерти | 1 апреля 1890 (65 лет) | ||
Место смерти | Санкт-Петербург, Российская империя | ||
Награды и премии |
|
Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (21 марта, 1825 Роченсальм, Выборгская губерния — 20 марта, 1890, Санкт-Петербург, Российская империя) — Российский военный моряк, военный деятель, контр-адмирал[1]. Построил и испытал первый самолёт на двадцать лет раньше американцев братьев Райт. Первым в мире получил патент на самолёт[2].
Биография
Русский путешественник и изобретатель в области воздухоплавания. Можайский родился 21 марта 1825 года в городе Роченсальм (ныне Котка) в Финляндии. Его отец, Фёдор Тимофеевич Можайский, был выдающимся моряком, адмиралом Русского флота. В 1831 году Федора Тимофеевича повысили до капитана-лейтенанта и назначили капитаном порта Архангельска. С Балтики вся семья Можайских перебралась на Белое море[3].
Морская карьера
19 января 1841 года Александр окончил учёбу и был принят в гардемарины. Он не только закончил корпус как судоводитель, но и получил образование проектировщика кораблей. После этого он должен был провести два года на практике на парусных военных судах Балтийского флота[4]. В течение этого времени Александр служил на фрегатах «Мельпомена», «Ольга», «Александр Невский»[5].
В 1843 году он был назначен мичманом. В 1844 году Александр совершил переход на 74-пушечном корабле «Ингерманланд» из Белого моря в Балтийское. В 1845 году он снова поплыл по Белому морю на шхуне «Радуга», а в 1846 году совершил второй переход из Белого моря на Балтику на той же шхуне[6]. В 1849 году Александру было присвоено звание лейтенанта. Во время службы на Балтийском море, с 1850 по 1852 годы, Александру довелось служить на различных парусных военных кораблях. Он начинал на небольшой 16-пушечной шхуне «Метеор», а затем перешёл на 84-пушечный корабль «Вола», длина которого составляла 60 метров, и побывал на корабле «Память Азова»[7].
В 1853-1854 годах лейтенант Александр находился на фрегате «Диана» под командованием С. С. Лесовского и совершил путешествие из Кронштадта вокруг мыса Горн в Японию. Фрегат попал в аварию во время землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю, и после этого личный экипаж «Дианы» совместно с японцами построил шхуну «Хеда», на которой часть команды вернулась домой. Александр в 1855 году отправился на американском торговом корабле в Петропавловск-Камчатский, а затем в Амурский лиман. Через Сибирь он вернулся в Кронштадт, завершив таким образом своё кругосветное путешествие[8].
В 1858 году Александр был отправлен в Среднюю Азию, где принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её движение по воде на специально построенных судах[9]. Он совершил поход до Бухары и составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Александр 8 сентября 1859 года был повышен до капитан-лейтенанта и назначен старшим офицером на корабле «Орёл»[10]. На этом корабле он плавал 2 года по Балтийскому морю. В 1860-1861 годах он занимался оснащением и установкой паровой машины на клипере «Всадник». После спуска на воду клипера «Всадник», Александр стал его командиром и сопровождал его по Балтийскому морю до 1863 года[11].
В 1860 году Александр временно был откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Там он активно работал по введению «Положения о крестьянской реформе 1861 г.» и успешно справился с поставленными задачами[12]. Затем он познакомился со своей будущей женой Любовью Дмитриевной Кузьминой и они вступили в брак. После свадьбы они поселились в селе Котельниково. Александр активно участвовал в различных мероприятиях, был членом Вологодского статистического комитета и принимал участие в первой этнографической выставке в Москве[13].
Воздухоплавания
После 22 лет службы во флоте и увольнением в 1863 году, Александр продолжал работать в гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1866 году он был повышен до капитана 2 ранга, а в 1869 году — до капитана 1 ранга. В 1873 году он был избран почётным мировым судьей Брацлавского округа Подольской губернии и продолжал заниматься исследованиями в области воздухоплавания. Он провёл много экспериментов с воздушными змеями и в 1876 году осуществил полёт на воздушном змее. Также Александр разработал летающую модель самолёта, которая успешно летала со скоростью более 5 м/сек[14].
Позже Александр начал разработку проекта летательного аппарата. Для этого требовались деньги, которых у него не было. И поэтому он обратился к военному министерству с предложением использовать его проект для военных целей. Военное министерство создало комиссию для рассмотрения проекта, в которую вошли крупнейшие учёные и инженеры. Поддержавший идею изобретателя Д. И. Менделеев рекомендовал выделить ему деньги для дальнейшей работы[15].
Александр создал новую модель аэроплана. Его проект по строительству самолёта в натуральную величину был отклонён комиссией, что, возможно, было связано с воздействием иностранных агентов. Проект остался нереализованным. В 1913 году Александр превзошёл западноевропейских и американских конструкторов, разработав фюзеляжный тип самолёта раньше более чем на 30 лет. Помимо разработки проекта, Александр подробно описал технику взлёта самолёта и предусмотрел установку на нём аэронавигационного оборудования, такого как компас, измеритель скорости, барометр-высотомер, два термометра и прицел для бомбометания[16].
Экспертная комиссия сомневалась, что аппарат сможет взлететь в воздух при помощи воздушных винтов, и потребовала от Александра представить новые данные и расчёты по этому вопросу. В своём письме к начальнику главного инженерного управления генералу Звереву, Александр выразил недовольство решением комиссии, считая, что ему не была дана возможность полноценно представить свои выводы. Однако правительственные организации отказались финансировать изобретателя, и лишь поддержка русской интеллигенции и работающих с ним рабочих позволили продолжить разработку[17].
В 1879 году Александр был зачислен на действительную военную службу и направлен в морской кадетский корпус. Его участие в VI всероссийском съезде врачей и естествоиспытателей в Петербурге продемонстрировало интерес к воздухоплаванию, вызвавший изменение мнения об этом явлении. Речь Менделеева о необходимости специальной подготовки для управления летательными аппаратами способствовала созданию Русского общества воздухоплавания в 1880 году[18].
Александр Фёдорович Можайский продолжал свои усилия по созданию воздушного судна. Он обратился к морскому министру С. С. Лесовскому с целью получения средств на постройку паровых машин. Лесовский, зная Можайского лично, обратился к министру финансов и попросил дать Можайскому 5000 рублей, однако получил отказ. Тогда Можайский обратился к генерал-адъютанту Грейгу и добился его поддержки[19]. Лесовский просил выделить Можайскому 2500 рублей, что привело к удовлетворению запроса. С этими деньгами Александр заказал два паровых двигателя из Англии. Вскоре он привёз их в Петербург, где они были установлены на его самолёте. На следующем этапе Можайский запатентовал своё изобретение и получил разрешение на постройку судна. Несмотря на финансовые трудности, которые ему пришлось преодолеть, Можайский предпринял всё возможное, чтобы воплотить свою мечту в жизнь. В результате его настойчивости и усердия ему удалось завершить строительство самолёта, который был протестирован в июле 1882 года[20].
Награды
- 30 ноября 1855 года за участие в дальневосточной кампании во время Крымской войны награждён орденом Святого Станислава II степени[21].
- 26 августа 1856 года награждён бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг.»[22].
- 23 марта 1859 года за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару награждён орденом Святого Владимира 4 степени[23].
- 19 февраля 1861 года награждён нагрудным знаком отличия «За успешное введение Положения 19 февраля 1861 года»[24].
Память
- В 1955 году имя Можайского присвоено Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии. Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
- В честь Можайского назван посёлок Можайское в Вологодской области, который находится на месте сельца Котельниково. В посёлке открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф. Можайского.
- Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург).
- Музей истории авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского в посёлке Вороновица (Винницкая область).
- Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.
- Именем Можайского названы улицы в городах Вологда, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Ставрополь, Тверь, Ульяновск, Черкассы, Уссурийск и в ряде других городах бывшего СССР.
- Именем Можайского назван проезд и площадь в городе Кирове. На площади установлен самолёт-памятник Ан-8.
- Формулой Можайского называют выведенное им уравнение существования летательного аппарата[25].
Литература
- Малков В. У села Можайского // Вологодский комсомолец. — 1979. — 14.01
- Арсеньева Ю. Любовь// Русский Север. — 1996. — 16.04. — М.: Изд-во АН СССР, 1955.
- Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 года). — 2-е изд., перераб.. — М.: Машиностроение, 1981. — 272 с.
- Свищев Г. П. Первый отечественный авиаконструкторС. 5—10. // Авиация в России (к 100-летию отечественного самолётостроения). — М.: Машиностроение (по заказу ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского), 1983. —
- Бычков В. К истории создания самолёта А. Ф. МожайскогоС. 11—40. // Авиация в России (к 100-летию отечественного самолётостроения). — М.: Машиностроение (по заказу ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского), 1983. —
- Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. — 3-е изд., испр. — М., 1994. — 704 с.
- Никулин Ю. А. Александр Фёдорович Можайский — русский морской офицер и авиаконструктор: жизнь и деятельность (1825—1890): Дис. … канд. истор. наук. — СПб., 2006.
Примечания
- ↑ Можайский Александр Федорович — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Можайский Александр Федорович . booksite.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Можайский Александр Федорович (1825-1890) . funeral-spb.narod.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Елена Гордеева. Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель . topwar.ru (31 марта 2012). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Можайский Александр Федорович . красносельскиймузей.рф. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ 20 июля 1882 года состоялись испытания самолёта Можайского Александра Федоровича . kulturamgo.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Можайский Александр Федорович . nason.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Александр Федорович Можайский . cadethistory.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Ярослав Солонин. «Вы увидите, как люди будут летать по небу» В России создали первый в мире самолет. Почему его изобретателя все забыли? . lenta.ru (20 марта 2024). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Ю. М. Игнаткин. Александр Фёдорович Можайский . old.bigenc.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Гвардеец. Александр Федорович Можайский . sdelanounas.ru (3 апреля 2013). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Новосельцев Григорий Петрович. Александр Фёдорович Можайский . proza.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель… . picturehistory.livejournal.com (21 марта 2013). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ 21 Марта 1825 года родился Александр Можайский . parkpatriot.ru (21 марта 2019). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Можайский Александр Федорович . famous-scientists.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Можайский Александр Федорович . rus.team (20 марта 2018). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Жар-птица Александра Можайского . rusnasledie.info (24 июля 2023). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Александр Гребнев. Пионер русского неба . warspot.ru (21 марта 2015). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Воздушный мореплаватель. Александр Можайский — изобретатель первого в мире самолета . festivalnauki.ru (22.03.2024). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Константин Плеханов. Александр Можайский- великий русский конструктор . slavyarmarka.ru (3 августа 2013). Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ Можайский Александр Федорович . booksite.ru. Дата обращения: 7 мая 2024.
- ↑ Люди науки .А.Ф.Можайский (1825- 1890) . kalinbiblio.ru. Дата обращения: 17 мая 2024.
- ↑ Александр Емец. А. Ф. Можайский . proza.ru. Дата обращения: 17 мая 2024.
- ↑ Александр Федорович Можайский . booksite.ru. Дата обращения: 17 мая 2024.
- ↑ А.Ф. Можайский . lemur59.ru. Дата обращения: 17 мая 2024.
Ссылки
- Можайский Александр Фёдорович
- Можайский Александр Фёдорович
- Контр-адмирал А. Ф. Можайский
- Виктор Гончаренко. Самолёт А. Ф. Можайского
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Статьи с ссылкой на БСЭ, без указания издания
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 21 марта
- Родившиеся в 1825 году
- Родившиеся в Роченсальме
- Умершие 1 апреля
- Умершие в 1890 году
- Кавалеры ордена Святого Владимира 4-й степени
- Кавалеры ордена Святого Станислава 2-й степени
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Статьи без источников
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке
- Все статьи
- Выпускники Морского кадетского корпуса
- Контр-адмиралы (Российская империя)
- Изобретатели по алфавиту
- Изобретатели Российской империи
- Авиаконструкторы по алфавиту
- Авиаконструкторы Российской империи
- Персоналии:Вологодская губерния
- Умершие от пневмонии
- Похороненные на Смоленском православном кладбище
- Участники Среднеазиатских походов
- Пионеры авиации
- Учёные XIX века
- Машиностроители России