Лесовский, Степан Степанович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Степан Степанович Лесовский
Портрет С.С.Лесовского. Художник А.Ф Першаков
Портрет С.С.Лесовского. Художник А.Ф Першаков
Прозвище «Дядька Степан»
Дата рождения 1817 год(1817)
Место рождения Ретель, Франция
Дата смерти 1884 год(1884)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Принадлежность Флаг Российской империи
Род войск Андреевский флаг Российский императорский флот
Звание адмирал
генерал-адъютант
Командовал фрегат «Диана»
Тихоокеанская эскадра
Награды и премии
Кавалер ордена Святого Александра Невского Орден Белого орла
Орден Святого Владимира 2-й степени Орден Святого Владимира 3-й степени Орден Святой Анны 2-й степени с императорской короной Орден Святого Станислава 1-й степени
Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря Командор ордена Почётного легиона Großherzoglich Hessischer Verdienstorden - ribbon bar.png

Степан Степанович Лесовский (Лессовский, Лесовской, 1817 Ретель, Франция — 1884) — российский государственный и во­енно-морской дея­тель, адмирал русского императорского флота (1881), внук генерал-фельдмаршала Н. В. Репнина. В 1876-80 годах морской министр. Участник кругосветных плаваний, один из организаторов Русского общества пароходства и торговли (1856—1857)[1]. Дворянин.

Его именем названы мыс и залив на Сахалине, а также мыс на Чукотке.

Биография

Степан Степанович Лесовский родился в 1817 году во Франции, в городе Ретель, Арденского департамента, где служил его отец, полковник Степан Иванович Лесовский, командир Кинбурнского драгунского полка, входившего в состав русской оккупационной армии. Он происходил из московской дворянской семьи и был дальним потомком Петра Павловича Шафирова, известного дипломата Петровского времени[2]. Первоначальное образование он получил дома, а затем 27(15) апреля 1830 года в 13-летнем возрасте поступил кадетом в Морской кадетский корпус. 12 января 1834 года (31 декабря 1833 г.) он был произведён в гардемарины, а 2 января 1836 года (21 декабря 1835 г.) его произвели в мичманы и в связи с отличным окончанием корпуса в числе первых, оставили для дальнейшего обучения на три года в офицерском классе при корпусе. В 1835—1838 годах слу­жил на ко­раб­лях Балтийского фло­та. 7 апреля (26 марта) 1839 года Степан Степанович с отличием окончил офицерский класс и по экзамену был произведён в лейтенанты с переводом на Черноморский флот[2]. В том же году он поступил в практическую школу адмирала М. П. Лазарева и совершил в том же году несколько плаваний на черноморских судах. Немного спустя, он участвовал в крейсерстве у берегов Кавказа и под командой Истомина плавал в Средиземном море. В 1839—1853 годах служил на кораблях Чер­но­мор­ско­го фло­та (с 1851 ком. бри­га «Язон», в 1852-53 — фре­га­та «Ку­лев­чи»).

Накануне начала Крымской войны, в августе 1853 года, капитан-лейтенант С. С. Лесовский был переведён в Санкт-Петербург и назначен командиром фрегата «Диана». Это 52-х пушечный фрегат «Диана» готовился к кругосветному плаванию. Это был последний парусный фрегат, построенный для российского флота. Ко­ман­дуя фре­га­том «Диа­на», пе­ре­шёл из Кронштадта во­круг мы­са Горн в бух­ту Де-Ка­ст­ри в Та­тар­ском проливе, где по­сту­пил в рас­по­ря­же­ние ди­пло­ма­тической мис­сии Е. В. Пу­тя­ти­на, с ко­то­рой со­вер­шил ви­зит в Япо­нию. В Рио-де-Жанейро судно прибыло без остановки и заходов в порты, что по тем временам осуществить было довольно сложно. Уже находясь в Бразилии, Лесовский узнал о начале Крымской войны между Россией и британо-французско-оманской коалицией. Приняв единственно правильное решение срочно прибыть к месту дислокации, судно отправилось в путь и, не встретив в открытом море неприятеля, благополучно прибыло в Татарский пролив, недалеко от Сахалина. Избежав на Дальнем Востоке боевых действий, судно «Диана» было вскоре уничтожено вблизи Японии мощным цунами. С помощью местных жителей и благодаря организаторским способностям Лесовского, за два с половиной месяца было построено новое судно «Хеда», на которой часть экипажа перешла на Амур. В 1855 году на иностранной шхуне Лесовский перешёл из Японии в Петропавловск, оттуда — в устье Амура и через Сибирь вернулся в Петербург, завершив, таким образом, кругосветное путешествие[3][4].

12 декабря (30 ноября) 1855 года С. С. Лесовский был произведён в капитаны 2 ранга. В этом же году за отлично-усердную службу ему был пожалован орден Святой Анны 2-й степени. В Николаевске-на-Амуре С.Лесовский был назначен командиром сводного экипажа, составленного из команд фрегатов «Паллада», «Диана», и «Аврора» а также начальником береговых батарей. 9 ноября (29 октября) 1856 года С.Лесовский был произведён в капитаны 1 ранга.

28(16) апреля 1857 года приказом № 96 Управляющего Морским министерством капитан 1 ранга С. С. Лесовский был уволен для службы на коммерческих судах с оставлением в списках флота. Основная цель этого назначения была организация образовавшегося тогда русского общества пароходства и торговли. Прослужив некоторое время в этом обществе пароходства и торговли С.Лесовский по личному распоряжению генерал-адмирала Константина Николаевича приказом по флоту от 8 октября (26 сентября) 1858 года был назначен капитаном Кронштадтского порта. В этой должности ему пришлось много поработать по укомплектованию вооружением и снабжением многочисленных судов, отправлявшихся в то время в ряд заграничных плаваний. 20(8) сентября 1859 года ему был пожалован орден Святой Анны 2-й степени с императорской короной. 29(17) апреля 1862 года Степан Степанович был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени. В этом же году предпринял путешествие в Америку с особо важным поручением по кораблестроению. Вернувшись оттуда, он написал по этому поводу небольшую статью: «Замечания на статью United Service Gazette: о результатах испытания броненосцев» («Морск. Сб.» 1863, № 8, стр. 444—452). В 1863 году Лесовский был назначен капитаном над Петербургским портом, где уже начали строиться броненосные суда и мониторы, и в том же году его назначили младшим флагманом балтийского флота с производством в контр-адмиралы и послали в Северную Америку командиром эскадры, состоявшей из трёх фрегатов: «Ослябя», «Александр Невский» и «Пересвет», двух корветов: «Варяг» и «Витязь» и 1-го клипера «Алмаз». Неожиданное появление русской эскадры у берегов Америки произвело сильное впечатление в Западной Европе и послужило упрочением нашей дружбы с Северной Америкой[5].

Лесовские Степан Степанович и София Александровна, урожденная Филатьева.

По возвращении в Россию, Лесовский был назначен начальником судов в Средиземном море и зачислен в свиту государя, на­зна­чен начальником от­ря­да российских ко­раб­лей в Сре­ди­зем­ном мо­ре. Главный командир Крон­штадт­ско­го пор­та и во­енный гу­бер­на­тор Крон­штад­та. Кроме всевозможных улучшений в морской части, он много содействовал улучшению и города. Так, при нём в городе появился водопровод, газовое освещение и соз­да­ние хле­бо­пе­ка­рен, строи­тель­ст­во жи­лья для се­мей во­ен­но­слу­жа­щих из ниж­них чи­нов и др. В 1869 году Лесовский был произведён в генерал-адъютанты, а два года спустя получил назначение помощника управляющего морским министерством. В 1880—1881 годах главный на­чаль­ник российских морских сил в Ти­хом океане. В пе­ри­од обо­ст­ре­ния российско-китайских от­но­ше­ний по­сле за­клю­че­ния Ли­ва­дий­ско­го до­го­во­ра 1879 года ко­ман­до­вал эс­кад­рой Балтийского фло­та, на­прав­лен­ной на Дальний Восток для ока­за­ния дав­ле­ния на китайское пра­ви­тель­ст­во. В 1882—1884 годах ру­ко­во­дил ко­мис­си­ей по пе­ре­ра­бот­ке Морского ус­та­ва. В феврале 1884 года уво­лен в от­став­ку по со­стоя­нию здо­ро­вья[3].

Степан Лесовский похоронен в Санкт-Петербурге, где и скончался в 1884 году, едва выйдя в отставку[6].

Семья

С. С. Лесовский был женат дважды. Первая жена — помещица Калужской губернии Софья Александровна, урождённая Филатьева. Софья Александровна в 1873 году умерла в Санкт-Петербурге. Детей у них не было.

Вторая жена — Екатерина Владимировна, урождённая Вестман (родилась в 1851 году). Ей было 23 года ему 57. Детей от второго брака тоже не было.

Награды

Капитаны экспедиции русского флота к берегам Северной Америки. Слева направо: П. А. Зеленой (клипер «Алмаз»), И. И. Бутаков (фрегат «Ослябя»), М. Я. Федоровский (фрегат «Александр Невский»), адмирал С. С. Лесовский (командир эскадры), Н. В. Копытов (фрегат «Пересвет»), О. К. Кремер, (корвет «Витязь»), Р. А. Лунд (корвет «Варяг»).

Иностранные:

Примечания

  1. Контр-адмирал С.С.Лесовский. navalmuseum.ru. Дата обращения: 10 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 Девятый Морской министр Императорского флота России адмирал Лесовский Степан Степанович. rgavmf.ru. Дата обращения: 10 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 Лесовский Степан Степанович. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 10 июля 2024.
  4. Степан Степанович Лесовский. www.navy.su. Дата обращения: 10 июля 2024.
  5. Лесовский, Степан Степанович. Большая биографическая энциклопедия. Дата обращения: 10 июля 2024.
  6. Степан Степанович Лесовский. subscribe.ru. Дата обращения: 10 июля 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!