Татарский пролив

Материал из «Знание.Вики»
Татарский пролив

Тата́рский проли́в — пролив между материком Евразия и островом Сахалин[1]. Соединяет Японское и Охотское моря через пролив Невельского, Амурский лиман и Сахалинский залив[2].

Доисторическое прошлое

Татарский трог образовался в результате растяжения земной коры в среднепозднеолигоценовое — позднемиоценовое время и заполнен кайнозойскими осадками мощностью от 8 до 10 километров, при формировании которых значительную роль играли отложения Палеоамура. То есть во время очередной ледниковой эры в период 30 до 25 миллионов лет назад ледник выпахал в этом месте длинную долину с U-образным, или корытообразным, поперечным профилем (Trog по-немецки — корыто), с широким дном и крутыми вогнутыми бортами. В это время на Земле как раз появились человекообразные обезьяны[3].

Потом при потеплении и повышении уровня океана эта долина оказалась под водой, а на месте острова Сахалин из воды торчало несколько небольших островков. Далее в результате сжатий и растяжений земной коры в этом тектонически довольно активном регионе колебаний уровня Мирового океана остров Сахалин примерно 4 миллиона лет назад приобрёл более или менее современные очертания, только тогда это были два острова — Южный Сахалин и Северный Сахалин, разделённые проливом шириной в несколько километров. А один миллион лет назад это был уже остров Сахалин почти тех же очертаний, что сейчас[3].

Этимология названия

Название пролива весьма условно, так как татары не проживают массово вблизи этого объекта. Но европейские путешественники, не особо умевшие различать особенности языков азиатских народов, называли всех их татарами. На картах XVIII века, изданных в Западной Европе, у берегов Тихого океана севернее Китая изображалась огромная страна «Татария»[4]. Слово «татары» оказалось созвучно названию самой жуткой глубины ада — «Тартар». Когда в 1787 году Жан Франсуа Лаперуз, достигнув на своих кораблях пролива, отделяющего Сахалин от материка, увидев местное население (нивхов, нанайцев, орочей, эвенков и другие) дал ему название Татарский. Эта территория представлялась краем света, почти потусторонним местом[5].

История открытий

Экспедиция Геннадия Ивановича Невельского смогла установить, что Татарский пролив является судоходным[5].

Российский крейсер 1 ранга Паллада 1904 год

Экспедиция на военном парусном корабле в период с 18521855 годы, входивший в личный состав фрегата в качестве секретаря главы морской экспедиции вице-адмирала Евфимия Васильевича Путятина, вместе с экипажем посетил Англию, затем побывал в некоторых странах Африки, Китае, Японии, в Петербург писатель вернулся по суше через Сибирь. Кругосветное путешествие к берегам Дальнего Востока было описано в очерке "Фрегат «Паллада» Гончаровым Иваном Александровичем[6]. Сама история трагична. Фрегат «Паллада» был затоплен в бухте Постовая[7] водах Татарского пролива[8].

Физико-географическая характеристика

Длина пролива 663 километров, ширина на юге достигает 324 километров, на севере сужается до 40 километров. Самое узкое место — пролив Невельского — 7,3 километров, наименьшая глубина фарватера — 8 метров[9].

Татарский пролив — наиболее холодная часть акватории Японского моря. Более 90 % всего льда, формирующегося в Японском море зимой, находится именно в Татарском проливе. Толщина льда достигает 1,5 метров. Ледяной покров держится от 40 — 80 дней в южной части пролива и до 140—170 дней в северной части[9].

Южная и северная граница Татарского пролива определены как линии, соединяющие соответственно мыс Белкина (45°49’N, 137°41/Е) с мысом Кузнецова (46°03’N, 141 °55′ Е) и мыс Южный (51°41′ N, 141 06’Е) с мысом Тык (51°45’N, 141 41′ Е)[9].

Татарский пролив в южной и средней части имеет весьма значительную глубину как вдоль материка, так и вдоль острова Сахалин. На пространстве между заливом Де-Кастри и Императорской гаванью глубина пролива на расстоянии 2 миль от берега достигает от 32 до 37,8 метров, около мыса Лессепса на расстоянии одного кабельтова от берега — от 51 до 60 метров, в некоторых местах даже до 100 метров точно так же и на стороне острова Сахалина[9].

К северу от залива Де-Кастри глубина Татарского пролива быстро уменьшается. На параллели Де-Кастри глубина нигде не превосходит 56,6 метров. Глубина узкой части пролива местами значительнее у берега, нежели в середине, и в общем глубины здесь настолько невелики, что только суда с осадкой до 7 метров свободно могут проходить из Северного Японского моря в Охотское[9].

Татарский пролив представляет северное продолжение Северного Японского моря, но в узкой его в связи с притоком пресной воды из Амура, солёность его очень незначительна[9].

Прибрежная линия

Оба берега Татарского пролива преимущественно обрывистые и высокие. Вдоль всего западного берега пролива тянется северо-восточная часть горного Сихотэ-Алинь, состоящего из нескольких горных цепей. Горная местность Сихотэ-Алинь с запада ограничена долиной реки Уссури, с севера — долиной реки Амур, а с юго-востока и востока — Японским морем и Татарским проливом. Для вершин гор характерны в основном округлые формы, и лишь местами встречаются горы с резко очерчёнными остроконечными вершинами. Высота гор на западном берегу Татарского пролива достигает 2000 метров, причём наиболее высокие горы расположены между мысами Золотой и Песчаный[9].

Восточные склоны горной местности Сихотэ-Алинь подходят вплотную к берегам пролива и имеют здесь преимущественно обрывистый характер. С гор сходят долины рек и речек. Глубокие и широкие долины рек, как правило, расположены перпендикулярно общему направлению берега, что создает характерную изрезанность его рельефа. Выходы этих долин к проливу издали имеют вид бухт[9].

Склоны горных хребтов Сихотэ-Алинь поросли хвойным лесом. На высоте более 1000 метров растительность обычно отсутствует и лишь кое-где растет кустарник. В глубоких ущельях и на каменистых склонах наиболее высоких вершин гор Сихотэ-Алинь почти все лето сохраняется снег[9].

Большинство рек, стекающих с восточных склонов Сихотэ-Алинь, представляют собой горные потоки, полноводные лишь во время дождей и таяния снегов. Перед их устьями лежат песчаные бары, полностью или частично преграждающие доступ с пролива. Наиболее крупными из рек являются Максимовка, Светлая, Самарга, Нельма, Коппи, Советская и Тумнин[9].

Вдоль восточного же берега Татарского пролива расположены также горы, Западно-Сахалинские. Они состоят из нескольких параллельных хребтов. Самый высокий из них средний, под названием Камышовый. Южным продолжением Камышового хребта является Южно-Камышовый хребет, который простирается на юг до мыса Крильон. К западу от Камышового хребта вдоль береговой линии тянутся Приморский, Углегорский и Лесогорский хребты[9].

В районе мыса Кузнецова высота прибрежных гор 300—400 метров; по мере продвижения на север они повышаются до 1000 метров. Наиболее высокая часть Камышового хребта расположена между мысами Ламанон и Воздвижения. Склоны гор преимущественно крутые и у береговой линии образуют высокие обрывы. Прибрежные горы поросли травой и кустарником, а расположенные вдали от берега, — хвойным и частично лиственным лесом. На вершинах гор встречаются альпийские луга. К северу от параллели 51°30′ северной широты горы понижаются и переходят в низкий берег, состоящий из песчаных дюн и отдельных холмов, покрытых мхами. У берега здесь много озёр[9].

В Татарском один крупный остров Монерон, остальные острова мелкие. Островки, поросшие хвойным лесом, лежат в заливах Советская Гавань и Чихачёва. Кроме того, в непосредственной близости от обоих берегов пролива кое-где встречаются незначительные по размерам скалистые островки[9].

Проекты

Во время правления Сталина была начата реализация идеи железнодорожного тоннеля на Сахалин, которая так и не была завершена[10]. В 1970 году началась стройка Порта Восточного в незамерзающей бухте Врангеля, и проект был отложен на неопределённое время[11]. Также разрабатывался проект соединения материка с Сахалином дамбой, что могло заметно ослабить холодное Приморское течение и повлиять на климат востока Приморского края[12].

Основные порты

Примечания

  1. 1,0 1,1 Татарский пролив. Большая российская энциклопедия (2004-2017). Дата обращения: 9 марта 2024.
  2. Татарский пролив. ozlib.com (2017). Дата обращения: 8 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 Как Сахалин стал островом. Коммерсант (издательский дом) (13 июля 2023). Дата обращения: 9 марта 2024.
  4. Зайцев Н. Татарский пролив. Грань ДВ. Дата обращения: 9 марта 2024.
  5. 5,0 5,1 Татарский пролив - где находится, характеристика, история открытия. Наука.Сlub (13 июня 2022). Дата обращения: 9 марта 2024.
  6. Гончаров И. А. Фрегат «Паллада» / Официальный сайт Группы по подготовке Академического собрания сочинений И. А. Гончарова. — Л.: Наука, 1997. — 285 с.
  7. Сеселкин А. Н. Императорская гавань в годы Крымской (Восточной) войны (1853-1856). Молодой ученый (журнал) (20 января 2019). Дата обращения: 9 марта 2024.
  8. Савченко А. Тайна дубовой обшивки фрегата «Паллада». Тихоокеанская звезда (газета) (19 января 2016). Дата обращения: 9 марта 2024.
  9. 9,00 9,01 9,02 9,03 9,04 9,05 9,06 9,07 9,08 9,09 9,10 9,11 9,12 Ваш К. Г. Татарский пролив - расположение и другие географические сведения. Моя география (10 ноября 2016). Дата обращения: 9 марта 2024.
  10. Дубровская Л. Тоннель на остров Сахалин: из прошлого в будущее - новости строительства и развития подземных сооружений. Подземный эксперт (информационный портал) (1 июня 2017). Дата обращения: 9 марта 2024.
  11. Аргументы и Факты. По-комсомольски ударно. Как строили Восточный Порт под Находкой | НЕДВИЖИМОСТЬ | АиФ Владивосток. АиФ Владивосток (2 августа 2018). Дата обращения: 9 марта 2024.
  12. Маржецкий С. Мега-проект: Сахалинская дамба изменит жизнь всего Дальнего Востока. Репортер (издательство) (9 июля 2018). Дата обращения: 9 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!