Ми-28

Материал из «Знание.Вики»
Ми-28
Ми-28НМ ВВС РоссииМи-28НМ ВВС России
Тип ударный вертолёт
Разработчик Флаг СССР/Флаг России ОКБ М. Л. Миля
Производитель Флаг России Роствертол
Первый полёт Ми-28: 10 ноября 1982 года
Ми-28Н: 14 ноября 1996 года
Ми-28НМ: 29 июля 2016 года
Начало эксплуатации

22 декабря 2013 года[1][2]

[3]
Статус производится, эксплуатируется
Эксплуатанты

Россия ВКС России
Флаг Ирака ВВС Ирака

Флаг Алжира ВВС Алжира
Стоимость единицы ~ $18 млн[4].

Ми-28Н «Ночной охотник» — один из наиболее продвинутых ударных вертолётов, который был разработан в конце 1980-х годов — начале 1990-х годов и стал основным вертолетом для сухопутных войск России и постсоветских стран. Вертолёт предназначен для борьбы с бронированной техникой (например, танками), а также для поражения низколетящих воздушных целей и живой силы противника в условиях активного огневого противодействия. Уникальные способности. Ми-28H демонстрирует высокую манёвренность, что позволяет ему выполнять сложные фигуры высшего пилотажа. Он способен, к примеру, выполнять петлю Нестерова, переворот Иммельмана, бочку и другие манёвры, что придаёт ему значительное преимущество в столкновениях с противником. Система наведения и вооружение. Вертолёт обычно оборудован современными системами для обнаружения, наведения и управления огнём, что позволяет ему эффективно действовать в условиях ограниченной видимости и в сложной обстановке. Защита: Ми-28H имеет повышенный уровень защиты, что позволяет ему выполнять боевые задания даже под огнём противника. Пилотируемость. Вертолёт может управляться как одним, так и двумя пилотами, что увеличивает его боевые возможности и гибкость в выполнении задач. Ми-28H продолжает оставаться важной частью ударных сил и активно используется в современных военных конфликтах[5].

История

Вертолёт разрабатывался на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля с 1978 года. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 16 декабря 1976 года проходили соревнования с ОКБ Камова. На на конкурсной основе нужно было создать вертолёт нового поколения. Итогом творческого конкурса стали боевые вертолёты Ми-28 и В-80, в дальнейшем Ка-50[6].

Разработка вертолёта Ми-28 действительно была важной вехой в истории советского и российского вертолётостроения. Этот боевой вертолёт был создан для выполнения широкого спектра задач: от непосредственной поддержки наземных войск до борьбы с танками и другой бронетехникой противника. В процессе разработки, вертолёт Ми-28 прошёл ряд испытаний и доработок, что позволило улучшить его боевые характеристики и надёжность. Создатели этой машины — генеральный конструктор ОКБ МВЗ Марк Вайнберг, конструкторы Андрей Ермаков, Владимир Стекольников, Михаил Короткевич, Евгений Яблонский и другие. Первые полёты опытный образец вертолёта Ми-28 совершил 10 ноября и 19 декабря 1982 года (лётчик-испытатель Гурген Бубенович Карапетян, штурман-испытатель Виктор Владимирович Цыганков)[7].

С 1982 года, начиная с первых полётов, конструкция Ми-28 постепенно совершенствовалась. Вооружение установили на втором лётном экземпляре. Сборка которого опытным производством МВЗ завершена в сентябре 1983 года. Создание нового образца, который учитывал все замечания и пожелания, позволило перейти к серийным поставкам. Ми-28А, обладая модернизированными системами, стал ещё более уверенным в бою, что подтвердили его испытания в различных условиях. Вертолёт модернизировали, он получил в 1987 году наименование Ми-28А. Испытания Ми-28А начались в январе 1988 года. Они прошли благополучно. В следующем году его продемонстрировали на авиасалоне Ле-Бурже в Париже и в Ред-Хилл под Лондоном. Во время выставки посетители проявляли интерес к этому вертолёту. В том же году первый опытно-экспериментальный вертолёт Ми-28 был впервые официально представлен на родине во время авиационного праздника в Тушине. Важным этапом стали авиационные выставки и демонстрации, на которых вертолёт показывал свои способности, что способствовало росту интереса к этой машине не только в СССР, но и за его пределами. Об успешном выступлении вертолётов Ми-28 в военных учениях под Гороховцом стоит упомянуть отдельно, так как это продемонстрировало его готовность к реальным боевым действиям[8].

Таким образом, вертолёт Ми-28 стал не только символом технического прогресса в области вертолётостроения, но и важным элементом военной мощи СССР и затем России. По программе государственных совместных испытаний (ГСИ) совместные полёты Ми-28А и Ка-50 прошли в апреле 1986 года на Гороховецком полигоне. Задача — обнаружить 25 целей на поле боя. Экипажем Ми-28А были обнаружены все цели на малой высоте . Сам вертолёт не был обнаружен. Лётчик Ка-50 обнаружил две цели на значительно больших высотах[8].

Разработку Ми-28Н возглавляли заместители главного конструктора В. В. Стекольников (позднее — главный конструктор МВЗ) и В. Г. Щербина. Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра Ми-28Н состоялась 16 августа 1996 года, а уже в октябре вертолёт впервые поднялся в воздух. Сравнительные испытания Ми-28А и Ка-50 в 1986 году подчеркнули важность низкоуровневого полёта и невидимости для обнаружения целей. Это стало основой для дальнейшего развития и улучшения конструкции Ми-28Н.Разработка вертолёта Ми-28Н началась с ориентиров на улучшение боевых характеристик, и первые испытания в 2005 году подтвердили высокие эксплуатационные возможности. Программой ГСИ было предусмотрено проведение большого объёма наземных работ и испытательных полётов. Это обеспечивало возможность всесторонней оценки боевых свойств вертолёта. С целью решения оперативных вопросов, возникающих в ходе ГСИ и требующих быстрого и компетентного решения, государственную комиссию по проведению ГСИ опытного боевого вертолёта Ми-28Н возглавил непосредственно главнокомандующий ВВС. Благодаря более современным технологиям бортового оборудования, Ми-28Н зарекомендовал себя как эффективный боевой вертолёт, обладающий способностью обнаруживать и уничтожать цели как днём, так и ночью в сложных метеоусловиях[6].

В конце 2005 года был собран первый серийный экземпляр, что свидетельствовало об успешном завершении первой стадии программы. Заключительный этап государственных испытаний завершился в 2007 году, что подтвердило готовность Ми-28Н к серийному производству.

На данный момент Ми-28Н продолжает оставаться важным элементом военной авиации России, активно применяясь в различных операциях и учениях. Вертолёт Ми-28Н, известный как «Ночной охотник», прошёл государственные испытания (ГСИ) в два этапа, как это было определено решением Главного командования Воздушно-космических сил (ВВС). Первый этап испытаний привёл к выходу предварительного заключения о возможности выпуска маленькой партии вертолётов. В итоге был сформирован технический облик, который позволял вертолёту круглосуточно выполнять боевые задачи — уничтожение наземных целей с использованием основного комплекса вооружения. Испытания во втором этапе касались выполнения двух задач. Первая- уничтожение воздушных целей. Для выполнения данной задачи использовались ракеты класса «воздух-воздух». Вторая — обеспечение высоких показателей выживаемости за счёт современных средств радиоэлектронного подавления. Государственные испытания Ми-28Н завершились 26 декабря 2008 года. По результатам испытаний установлено — вертолёт удовлетворяет требованиям технического задания (ТТЗ) по лётно-техническим параметрам, устойчивости, управляемости и возможностям бортового радиоэлектронного оборудования, а также по номенклатуре и точности используемого вооружения. Ми-28H официально принят на вооружение 15 октября 2009 года — приказ президента России, а после 27 декабря 2013 года — Министерством обороны[9]

Конструкция

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования

ФНПЦ «РПКБ» (ОАО Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро (РПКБ) Авионика пятого поколения) — главный разработчик комплекса БРЭО (Бортовое радиоэлектронное оборудование летательных аппаратов) Ми-28Н., соответствующий требованиям по своим техническим характеристикам, которые предъявляются к авиационному оборудованию 5-го поколения[10].

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н обеспечивает:

  • автоматизированное распределение целей в составе группы
  • боевое применение вертолёта круглосуточно и в сложных метеоусловиях;
  • выполнение боевых задач на предельно малых высотах;
  • взаимодействие с вертолётами группы, воздушными и наземными командными пунктами (КП), авианаводчиками;
  • совместное (параллельное) применение средств поражения лётчиком и оператором;
  • возможность адаптации новых и уже используемых АСП;
  • эксплуатацию вертолётов на значительных удалениях от аэродромов и баз за счёт использования принципа техобслуживания оборудования по техническому состоянию.

В основной состав комплекса входят:

  • единая вычислительная система, обеспечивающая обработку информации по единому интерфейсу на базе ЭВМ «Багет-53»;
  • информационно-управляющее поле кабины на базе многофункциональных жидкокристаллических индикаторов МФИ-10-6М и многофункционального пульта ПС-7В с применением устройства регистрации видеоинформации;
  • навигационное оборудование в составе высокоточной ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
  • интегрированная система обнаружения радиоэлектронного и лазерного облучения и пеленгатора УФ-излучения;
  • система автоматического управления (САУ);
  • система управления оружием;
  • нашлемная система целеуказания и индикации;
  • обзорно-прицельная станция для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
  • обзорно-пилотажная система лётчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
  • пилотажный комплекс вертолёта;
  • бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (приём — передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому. Работает в режимах ФРЧ и ППРЧ[10].

МИ-28Н «Ночной охотник» представляет собой современный боевой вертолёт, который разрабатывался с акцентом на ночные операции и высокую эффективность в сложных боевых условиях. Основным элементом его бортового радиолокационного, электрооптического и тепловизионного комплекса является АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства «Охотник», который разработан ФГУП «ГРПЗ» (Государственный Рязанский приборный завод)[11].

Одной из ключевых особенностей АТТ является возможность высокой интеллектуальной обработки видеоизображений, что позволяет вертолёту вести наблюдение и выявлять цели даже в неблагоприятных погодных условиях и в условиях ограниченной видимости. Этот комплекс способен обрабатывать информацию и автоматически обнаруживать и сопровождать цели, что значительно повышает эффективность выполнения боевых задач. Станция Л-150-28, установленная на вертолёте, обеспечивает возможность ведения разведки и передачи целеуказаний другим боевым средствам — как вертолётам, так и самолётам. Это делает МИ-28Н универсальным средством для поддержки операций и взаимодействия с другими элементами современных вооружённых сил. Таким образом, МИ-28Н «Ночной охотник» с АТТ «Охотник» представляет собой высокотехнологическую платформу, которая позволяет выполнять разнообразные миссии в сложных условиях, обеспечивая новую степень контроля и эффективности действий на поле боя[10].

Безопасность

Ситуация первая — машина находится на высоте более 100 метров. В случае опасности отстреливаются двери обеих кабин. Затем необходимо перерезать ремни принудительного притяга, это можно сделать с помощью специального резака. Надуваются баллонеты — специальные «трапы». Они помогут экипажу безопасно покинуть машину, не задев шасси или пушку. Этот подход означает, что даже в случае нештатной ситуации, каких-либо задержек в испускании парашютов быть не должно, что только увеличивает шансы на безопасное приземление. Механизмы, используемые для смягчения удара, включают не только продуманные конструкции кресел, но и специальные системы, которые помогают правильно распределить нагрузки и минимизировать воздействия на тело экипажа. Эти системы разработаны с учетом всех возможных сценариев аварийной ситуации, что позволяет значительно повысить шансы на выживание в случае происшествия. Ситуация вторая — на высоте менее 100 м. Срабатывает система принудительного притяга ремней. Данная система надёжно фиксируют экипаж в креслах «Памир-К» разработки КБ «Звезда», которые поглощают энергию. Основные стойки шасси деформируются, поглощая энергию. Затем кресла гасят вертикальную перегрузку 50-60 g до 15-17 g. Тем самым обеспечивают травмобезопасность пилоту и штурману-оператору. Экипаж имеет возможность совершить экстренную посадку, используя запасные парашюты, которые включаются в автоматическом режиме при активации системы безопасности. Таким образом, благодаря современным технологиям и передовым разработкам в области авиационной безопасности, экипаж имеет больше возможностей для защиты своей жизни даже в самых сложных и опасных условиях[12].

Живучесть

В конструкции кабины использована высокопрочная броня, обеспечивающая надежную защиту от огневых воздействий. Полностью броневое плоскопараллельное остекление способно выдерживать прямые попадания бронебойных пуль калибром 12, 7 мм в лобовые стекла и пуль калибром 7, 62 мм в боковые стекла и двери. Броня корпуса также обеспечена защитой от осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, а лопасти конструкции остаются работоспособными даже при попадании 30-мм снарядов. Бронекабина экипажа, именуемая «ванна», имеет высокую степень защиты для своих членов экипажа. Использование 10-мм алюминиевых листов в сочетании с 16-мм керамическими бронеэлементами обеспечивает надежную защиту от различных угроз, включая осколки и осколочно-фугасные снаряды.

Двери, изготовленные из стеклопластика с дополнительной защитой в виде алюминиевой плиты и керамической броневой защиты, также учитывают возможность воздействия внешних факторов, увеличивая общую безопасность. Лобовые стекла толщиной 42 мм и боковые стекла толщиной 22 мм из силикатного стекла обеспечивают не только защиту от огня, но и необходимую видимость для экипажа. Разделение кабин экипажа с помощью 10-мм алюминиевой бронеплиты дополнительно минимизирует риск гибели обоих членов экипажа при поражении одной из кабин. Топливные баки, заполненные пенополиуретаном и защищенные латексным самозатягивающимся протектором, обеспечивают повышенную безопасность. Это предотвращает огнеопасные последствия в случае повреждения баков, что особенно важно для авиации и военной техники, где риск возгорания является критическим. В целом, такая конфигурация бронекабины демонстрирует продуманный подход к защите экипажа и снижение рисков при боевых условиях.

Ми-28, также известный как «Ночной охотник», действительно обладает высокими манёвренными характеристиками, что делает его одним из самых эффективных ударных вертолётов в мире. Способность выполнять полёты на малых высотах (до 5 м), огибать рельеф местности значительно увеличивает шансы на выживание его экипажа в боевых условиях, снижая вероятность обнаружения противником. Маневренность Ми-28, позволяющая ему двигаться вбок и назад с хорошей скоростью (100км/ч), а также высокая угловая скорость разворота, позволяют вертолёту эффективно маневрировать во время боя, избегая попадания противника и быстро реагируя на любые изменения ситуации на поле битвы. Такие характеристики делают его мощным инструментом для поддержки наземных войск и выполнения ударных задач в сложных тактических условия[12].

Во время «зависания»:

суммарная угловая скорость разворота может достигать 90 градусов в секунду, 

с учётом угловой скорости рыскания — чуть более 117 град/сек,

максимальная угловая скорость крена — более 100 град/сек.

Ми-28 представляет собой современный ударный вертолет, который был разработан с учетом множества моментов, касающихся повышения боевых характеристик и снижения уязвимости. В сравнении с Ми-24, его конструкции уделено внимание таким аспектам, как снижение заметности в инфракрасном диапазоне, благодаря установке экранно-выхлопных устройств (ЭВУ). Это позволяет уменьшить тепловую сигнатуру, что критично в условиях современной войны, где противник может использовать средства противовоздушной обороны, способные обнаруживать и атаковать вертолеты. Защита от управляемых ракет реализована через использование специального оборудования, которое создает помехи для радиолокационных систем и инфракрасных головок самонаведения. В перспективе предполагается поиск возможности интеграции комплекса «Витебск», который обеспечивает более высокую степень защиты за счет активных и пассивных средств радиолокационных и инфракрасных помех.

Ми-28 также позволяет проводить оперативные действия в автономном режиме, что является важным фактором для успешного выполнения боевых задач в условиях ограниченного доступа к аэродромам и ресурсам. Повышенная надежность и сниженная трудоёмкость технического обслуживания — ещё одно значительное преимущество вертолета, что обеспечивается, в том числе, за счет установки пылезащитных устройств и систем, позволяющих запускать двигатели без помпажей. Кроме того, вертолет оснащён вспомогательной силовой установкой АИ-9В, которая обеспечивает комфортные условия в кабине и поддерживает работу электросистем, что значительно улучшает условия для экипажа во время выполнения боевых задач. Всё это подчеркивает, что Ми-28 представляет собой значительный шаг вперёд по сравнению с Ми-24, ориентированный на удовлетворение требований современного поля боя[8].

Применение сферических эластомерных шарниров в конструкции втулки несущего винта вертолёта — это значительное достижение в области вертолётостроения, которое позволяет уменьшить количество смазочных точек и, соответственно, упростить обслуживание. Замена традиционных шарниров на более современные материалы и конструкции повышает надёжность и уменьшает эксплуатационные расходы. Дублирование важных агрегатов и особое расположение компонентов внутри конструкции вертолёта обеспечивает высокую степень живучести и защищённости от повреждений. Это особенно актуально для военных вертолётов, где даже небольшие повреждения могут привести к отказу в выполнении боевой задачи.

Минимально возможная заметность для наземных средств ПВО является ключевой характеристикой современных боевых вертолётов, позволяющей повысить шансы на успешное выполнение миссий, сохраняя при этом безопасность экипажа. Наличие второго комплекта органов управления в кабине штурмана-оператора также было важным шагом, так как это расширяет возможности управления вертолётом и повышает его живучесть, позволяя продолжать выполнение заданий даже в случае выхода из строя одного из членов экипажа. Таким образом, все вышеперечисленные инновации и решения направлены на улучшение эксплуатационных характеристик вертолёта, его защищённости и боевой эффективности[6].

Модификации

Ми-28 — это российский ударный вертолет, который прошел несколько стадий модернизации с момента своего появления. Первая модификация, Ми-28А, не была запущена в серийное производство из-за недостатков в обеспечении круглосуточной боевой готовности, что потребовало доработок[13].

В результате в 2006 году на вооружение поступила модификация Ми-28Н, известная как «Ночной охотник». Эта версия значительно улучшила свои боевые характеристики благодаря современному бортовому радиоэлектронному оборудованию (БРЭО). В частности, она получила комплекс управления управляемыми ракетами «Тор», разработанный на Красногорском заводе[14]. Для эффективного обнаружения целей использовалась турельно-оптико-электронная система (ТОЭС521), произведенная на Уральском оптико-механическом заводе, которая позволяла обнаруживать как одиночные, так и групповые цели на расстоянии до 10 км[15].

В 2010 году началась разработка учебно-боевой модификации Ми-28УБ, целью которой было обучение пилотов на основе Ми-28Н. Заводские испытания данной модификации завершились в 2017 году[16].

Совсем недавно, в мае 2019 года, стартовало производство самой последней модификации — Ми-28НМ, которая включает в себя дополнительные усовершенствования и новые технологии для повышения боевых возможностей вертолета[17].

Модель Описание
Ми-28 Прототип («изделие 280»)[18]. Опытно-экспериментальный, 2 машины (№ 012 и 022). С ПрПНК-28 (дневной ОПС с ТВ каналом «Сатурн», подв. контейнер. аппаратура «Меркурий»).
Ми-28А Модернизированный («изделие 286»)[18]. Отличается двигателями ТВ3-117, НВ со стеклопластиковыми лонжеронами, Х-образным РВ 286-1, конструкцией ЭВУ двигателей, составом оборудования, 2 машины (№ 032, 042).
Ми-28Л Лицензионный вариант Ми-28А (проект). Разработан в 1990 году для Ирака.
Ми-28Н «Ночной охотник» Ночной на базе Ми-28А. С главным редуктором ВР-29 вместо ВР-28.
Ми-28НМ Модернизации Ми-28Н. Штатная установка надвтулочной РЛС типа Н025, дублированная система управления, дополнена возможностью управления БПЛА. 29 июля 2016 года Ми-28НМ совершил первый полёт.
Ми-28НЭ Экспортная модификация вертолёта Ми-28Н[19] (Mi-28NE Night Hunter).
Ми-28УБ (Ми-28Н с двойным управлением) Специальный вертолёт с двойным комплектом управления, который может применяться для обучения пилотированию Ми-28Н, при этом сохраняет всю функциональность ударного вертолёта[20].

Ми-28НМ

Ми-28НМ — модернизированный вариант вертолета Ми-28Н, разработка которого началась в 2009 году. Он отличается от своего предшественника целым рядом улучшений. Новые двигатели, модернизированная система управления и установка надвтулочной радиолокационной станции (РЛС) типа «Н025» существенно увеличивают боевые возможности вертолета. Одним из ключевых нововведений является дублированная система управления, позволяющая штурману-оператору также управлять вертолетом, что повышает его эффективность в бою. Также Ми-28НМ способен управлять беспилотными летательными аппаратами и имеет современный комплекс противодействия средствам противовоздушной обороны[21].

Вертолет стал первым в России, оснащенным многофункциональной ракетой класса «воздух-воздух»/«воздух-поверхность» с головкой самонаведения — ЛМУР Р-74М. Первый полет Ми-28НМ в режиме висения состоялся 29 июля 2016 года. С начала 2019 года вертолет проходил испытания в сложных условиях горной и пустынной местности в Сирии, и результаты этих испытаний были признаны удовлетворительными. Новый вертолет готов к поступлению на вооружение[21].

Контракты и тендеры

ВС РФ

  • В 2005 году был подписан долгосрочный контракт на поставку в ВС РФ 67 вертолётов Ми-28Н до 2013 года[22].
  • В июне 2019 года появилась информация что министерство обороны планирует до 2027 года закупить 98 модернизированных вертолетов версии Ми-28НМ[23].

Контракт на поставку Ми-28Л в Ирак (1990 год)

  • Контракт был заключён в 1990 году, на поставку и лицензионную сборку, не был осуществлён из-за иракской оккупации Кувейта.

Тендер в Индии

Тендер в Индии на поставку 22 ударных вертолётов состоялся в 2011 году. Индийские военные по результатам испытаний приняли решение закупить американские вертолёты AH-64D «Апач», а не российские Ми-28Н «Ночной охотник». По данным индийских военных, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам; претензии вызывали системы РЭБ, живучесть, возможность ведения боя ночью, эффективность электроники и оружие[24].

Представитель ВВС России, в свою очередь, пояснил «Известиям», что основной проблемой Ми-28 до изменения конструкции в 2011 году был главный редуктор, вращающий основной винт. При работе свыше двух часов он перегревался, что приводило к остановке винта. Кроме того, по мнению военных, конструкторы «Роствертола», который производит вертолёт, долго не могли отладить работу всех бортовых электронных систем[24].

Алжир

Россия предложила Алжиру некоторое количество ударных вертолётов Ми-28НЭ. «Роствертол» надеется подписать контракт, по которому поставка Ми-28НЭ начнётся в период с 2012 года по 2017 год.

Контракт с Ираком (2012)

В 2012 году между РФ и Ираком был подписан контракт на поставку 16 Ми-28НЭ в рамках более крупного пакетного соглашения на общую сумму 4,3 млрд $[25]. Контракт включает также обучение пилотов и технического персонала, и поставку вооружения для вертолёта.

Операторы

Поставки и эксплуатация

Ми-28 на МАКС-2007

Ми-28Н «Ночной охотник» стал одним из ключевых элементов развития российской армейской авиации в начале 2000-х годов. Заявление генерала Юрия Балуевского о том, что именно этот вертолет будет основным боевым вертолётом, подчеркивало его важность в контексте современных боевых действий и апгрейда вооружённых сил. В то время как вертолёты Ка-50 и Ка-52 занимали свои специфические ниши, Ми-28Н рассматривался как основной ударный вертолет, способный выполнять широкий спектр задач на поле боя[29].

Участие Ми-28Н в учениях «Щит Союза — 2006» свидетельствовало о его активном внедрении в практическую военную подготовку, что подтверждало его боевую готовность и многие инновационные технологии. Эти вертолёты начали проходить государственные испытания, которые были призваны подтвердить их характеристики и подготовить к серийным поставкам в войска[30].

МИ-28

В результате подписанного контракта, производство 67 вертолетов Ми-28Н было запланировано до 2013 года, что говорит о высокой степени доверия к этому боевому летательному аппарату со стороны военно-воздушных сил России. В этот период российские оборонные предприятия работали над улучшением своих возможностей в сфере серийного производства вертолетов, что также способствовало восстановлению и укреплению позиций России на рынке военной авиации[31].

Первые серийные вертолёты Ми-28Н начали поступать в Торжокский центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в 2008 году. 22 января того же года на базу были переданы два первых вертолёта. В дальнейшем, с 2009 года по 2011 годы, в Военно-воздушные силы Российской Федерации было поставлено 27 Ми-28Н, которые стали поступать в 4-ю армию ВВС и ПВО[32].

В период с 2009 года по 2010 годы на авиабазе 6971, расположенной рядом с Будённовском, была сформирована первая вертолётная эскадрилья, состоящая из 16 серийных Ми-28Н. В октябре 2010 года начались поставки вертолётов на 6974-ю авиабазу, где дислоцировался 55-й отдельный вертолётный полк[33].

В 2010 году поставлено 12 Ми-28Н. Всего до конца 2010 года для Минобороны РФ было поставлено 38 вертолётов. В 2010 году был заключён второй контракт на закупку ещё 30 Ми-28Н с поставкой к 2014 году.

Таким образом, по состоянию на конец 2010 года в общей сложности Министерством обороны РФ заключены контракты на поставку 97 вертолётов в период до 2015 года.

На 2011 год наработка на отказ Ми-28Н составила 8,1 часа против 13,9 у Ми-24. В 2011 году было поставлено 14 единиц Ми-28Н.

В 2012 году поставлено 14 единиц Ми-28 для МО РФ (c 2001 года по 2012 годах поставлено 63 ед. Ми-28Н). В 2013 году поставлено 14 единиц Ми-28 для МО РФ[34].

По информации от Вадима Баранникова, первого заместителя управляющего директора завода «Роствертол», в рамках трехлетнего контракта, заключенного с Минобороны России в 2017 году, планировалось передавать до 10 вертолетов Ми-28УБ ежегодно. Ожидалось, что первые вертолеты будут переданы в ноябре 2017 года, а их стоимость будет немного выше, чем у базовой модели Ми-28Н, которая, согласно данным Aicraftcompare.com, стоила от $16,8 млн до $18 млн[35].

Кроме того, в 2020 году на заводе «Роствертол» началось серийное производство модернизированных вертолётов Ми-28НМ. По плану, до 2027 года должно быть поставлено 98 таких машин, что свидетельствует о продолжающемся развитии и модернизации российских вертолетов для нужд Вооруженных сил[35].

Боевое применение

Ми-28, также известный как «Ночной охотник», представляет собой современный ударный вертолет, который активно использовался в различных конфликтах, включая военные действия в Сирии и на Украине. С момента развертывания в октябре 2015 года в Сирии, Ми-28 продемонстрировал свою эффективность в боях, например, во время битвы за Пальмиру. Однако некоторые из этих вертолетов также понесли потери, включая сбитый Ми-28Н с экипажем[36].

После этого вертолет продолжил использоваться в других конфликтах, включая операции в Ираке. Он играл ключевую роль при освобождении таких городов, как Эль-Фаллуджа и Рамади, и использовался вновь в начале 2017 года в битве за Мосул.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина фюзеляжа: 17,05 м
  • Высота: 3,82
  • Ширина с консолями крыла 5,88 м
  • Диаметр несущего винта: 17,2 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,85 м
  • Масса:
    • пустого: 8095 кг
    • нормальная взлётная масса: 10900 кг
    • максимальная взлётная масса: 12100 кг
    • Масса боевой нагрузки: 2300 кг
    • Масса топлива: 1500 кг
  • Силовая установка:
    • Тип двигателя: турбовальный
    • Количество, модель: 2 двигателя ВК-2500 / ВК-2500П (FADEC)
    • Мощность:
      • на чрезвычайном режиме: 2 × 2700 л. с. / 2800
      • на взлётном режиме: 2 × 2200 л. с. / 2500
      • на крейсерском режиме: 2 × 1500 л. с.

Лётные характеристики

Вооружение

  • Встроенное стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42, боекомплект 250 снарядов.
  • Точек подвески: 4
  • Неуправляемое ракетное: НАР С-8 — 4 х 20 шт; НАР С-13 Неуправляемые ракеты предназначены для уничтожения живой силы, лёгкой бронетехники и объектов инфраструктуры.
  • Управляемое ракетное «воздух-поверхность»:
    • ЛМУР «Изделие 305» (для Ми-28НМ)[37];
    • ПТРК «Штурм-В»;
    • «Атака-В»; «Атака-ВН» (16 шт.).
  • Управляемое ракетное «воздух-воздух»: «Стрелец» с ракетой Игла-В — 4 x 4 шт.
  • 30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 250 снарядов, подача снарядов двусторонняя селективная, есть возможность выбора снарядов: бронебойного или ОФЗ. Предназначена для поражения легкобронированной техники на дальности 1500 м, живой силы до 4000 м и малоскоростных воздушных целей до 2500 м. Для повышения точности стрельбы ствол амортизирован. Боекомплект состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Диапазон отклонения пушки: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40°. Пушка синхронизирована с прицелом. Лётчик также может вести огонь с помощью ИЛС или нашлемного прицела. Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверённого пулемёта на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолёта Ми-24П с неподвижной пушкой. Вертолёту с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолёт более уязвимым для противника.
    • УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ) предназначена для уничтожения бронетехники, живой силы, вертолётов, ДОТ, ДЗОТ. Управление ракетой осуществляется через помехозащищённый радиоканал миллиметрового диапазона (узкая диаграмма направленности)[38], передатчик находится в носовой части вертолёта, приёмник расположен в задней части ракеты. Возможно применение ракет одновременно с 10 носителей. В сочетании с автоматом сопровождения цели, вертолёт может маневрировать с углом рыскания ±110°, по крену ±30°. В отличие от лазерно-лучевых систем наведения, имеет преимущество в неограниченном времени управления ракетой с высоким темпом стрельбы, лазерные системы менее надёжны в условиях задымлённости (запылённости и тумана).
    • Гермес
    • Ракета с ТГСН Игла-В предназначена для поражения малоразмерных БПЛА, вертолётов, самолётов, крылатых ракет. На ракете Игла предусмотрено охлаждение головки самонаведения ракеты, что позволяет поражать цели не только по теплу от горячих выхлопных газов двигателя, но и любые теплоконтрастные цели, ГСН ракет обеспечивает селекцию тепловых помех[39].
    • КМГУ-2 — контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений.
    • Возможна установка ПТУР Вихрь-1 на модификации Ми-28НМ.

Примечания

  1. Минобороны приняло на вооружение «Ночных охотников». Дата обращения: 5 мая 2020. Архивировано 22 апреля 2016 года.
  2. Журнал Взлёт: ВКС России передано ещё шесть Ми-28Н (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 марта 2012. Архивировано 6 февраля 2012 года.
  3. Новости проекта Ми-28НМ. Дата обращения: 5 мая 2020. Архивировано 18 сентября 2018 года.
  4. Минобороны получит 24 «летающих танка» для испытания в Сирии. РБК (19 октября 2017). Дата обращения: 10 ноября 2017. Архивировано 9 ноября 2017 года.
  5. Ерешко А. Ударный "Опустошитель": как создавался "Ночной охотник". ТАСС (10 ноября 2017). Дата обращения: 3 сентября 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 Вертолёт Ми-28 Ударный «Опустошитель». ТАСС (2021). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  7. Ударный "Опустошитель": как создавался "Ночной охотник". ТАСС (10 ноября 2017). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 Ми-28 - боевой вертолёт. topwar.ru (8 апреля 2013). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  9. Ми-28НМ: «Ночной суперохотник» для армии. rostec.ru (28 октября 2020). Дата обращения: 3 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 ОАО Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро ( РПКБ ) Авионика пятого поколения. oborudka.ru (2006-2024). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  11. Государственный Рязанский приборный завод – крупный российский производитель сложной радиоэлектроники.. grpz.ru (2024). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  12. 12,0 12,1 Скоморохов Р. Ударный вертолет Ми-28Н: попробуйте покритиковать. Союз авиапроизводителей России (24 марта 2022). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  13. Ми-28А — советский/российский ударный вертолёт.. warthunder.ru (2024). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  14. Одно из ведущих предприятий России в области оптического и оптико-электронного приборостроения, обладающее уникальным многолетним опытом. zenit-kmz.com. Дата обращения: 14 сентября 2024.
  15. Тепловизоры. уомз.рф. Дата обращения: 14 сентября 2024.
  16. Ми-28НМ: «Ночной суперохотник» для армии. rostec.ru (28 октября 2020). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  17. Ружицкий Е. И. ОКБ Миля, Ми-28. aviastar.org (1997). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  18. 18,0 18,1 Ми-28. airwar.ru (2020). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  19. Ми-28Н. Ассоциация Вертолетной Индустрии. Дата обращения: 14 сентября 2024.
  20. Ми-28УБ. Авиационная энциклопедия Уголок неба (2016). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  21. 21,0 21,1 Рябов, Кирилл. Производство вертолётов Ми-28Н: в планах новая сотня. Военное обозрение (28 января 2020).
  22. «Роствертол» передал ВВС РФ очередную партию вертолётов Ми-28Н. Центр анализа мировой торговли оружием (12 октября 2011). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  23. Источник сообщил о планах закупки почти ста вертолетов Ми-28НМ. РИА Новости (3 марта 2020). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  24. 24,0 24,1 «Беркуты» вернут «Ночного охотника» на международный рынок. Известия (30 августа 2012). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  25. Россия поставит Ираку более 10 вертолетов Ми-28НЭ "Ночной охотник". aex.ru (28 июня 2013). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  26. Пять лет на страже воздушных рубежей. 39-ый вертолетный полк отмечает первый юбилей. Крым 24 (6 июля 2019). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  27. 27,0 27,1 ВВС России получают пополнение. Независимая газета (18 марта 2011). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  28. Новости Aviation EXplorer: Подготовлена первая в истории страны вертолётная эскадрилья Ми-28. aex.ru (27 июля 2010). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  29. Авиация против танков (часть 9). Военное обозрение (1 ноября 2017). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  30. Гаврилов, Юрий. Вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» стал изюминкой учений «Щит Союза-2006». rg.ru (29 июня 2006). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  31. Рябов, Кирилл. Производство вертолётов Ми-28Н: в планах новая сотня. Военное обозрение (28 января 2020). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  32. Мокрушин, Денис. Лётный центр в Торжке. Ми-28Н. Военное обозрение (5 июля 2011). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  33. Вертолет Ми-28. Фото. История. Характеристики. «Ночной охотник».. avia.pro (18 февраля 2015). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  34. ВВС России получают пополнение. Независимое военное обозрение (18 марта 2011). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  35. 35,0 35,1 Юферев, Сергей. Как создавался Ми-28 «Ночной охотник». Военное обозрение (16 ноября 2017). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  36. Скоморохов, Роман. Ударный вертолет Ми-28Н: попробуйте покритиковать. Военное обозрение (23 марта 2022). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  37. Ракета «Изделие 305»: уникальные характеристики и боевое применение. riamo.ru (12 октября 2023). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  38. Противотанковый ракетный комплекс Штурм-В. Ракетная техника (2000). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  39. Управляемая ракета малой дальности Р-73 | Ракетная техника. Ракетная техника (2024). Дата обращения: 14 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!