Роствертол
ПАО «Роствертол» | |
---|---|
Тип | Публичное акционерное общество |
Листинг на бирже |
РТС: RTVL |
Год основания | 1939 |
Расположение | Россия: Ростов-на-Дону |
Ключевые фигуры |
Колесов Николай Александрович (генеральный директор) |
Отрасль | Авиастроение |
Продукция | Вертолёты, запасные части |
Оборот | 56,83 млрд руб. (2015)[1] |
Чистая прибыль | 7,6 млрд руб. (2015)[2] |
Число работников | 8625 (2015)[3] |
Подразделения | КВЦ «ВертолЭкспо» |
Материнская компания | Вертолёты России |
Сайт | Страница на сайте «Вертолёты России» |
Медиафайлы на Викискладе |
«Роствертол» (полное название Ростовский вертолётный производственный комплекс «Публичное акционерное общество „Роствертол“») — российская авиастроительная компания холдинга «Вертолёты России» госкорпорации «Ростех», расположенная в Ростове-на-Дону. В советский период предприятие носило наименование «Завод № 168», позднее — Ростовское вертолётное производственное объединение (РВПО).
Для проведения испытаний используется заводской аэродром «Ростов-на-Дону (Северный)»[4].
История
Завод основан 1 июля 1939 года. В 1944 году завод начал выпуск самолётов УТ-2М и По-2, широко применявшихся во время Второй мировой войны. До конца 1940-х годов производились деревянные самолёты с поршневыми двигателями.
В 1949 году предприятие приступило к серийному производству транспортно-десантных планёров Як-14 вместимостью 25 человек. Это первая цельнометаллическая машина, выпускавшаяся предприятием.
В 1954—1955 годах на заводе производился турбореактивный самолёт-штурмовик Ил-40.
С 1955 по 1980 год во главе завода стоял Д. М. Чумаченко. При нём Ростовский авиазавод перешёл на выпуск вертолётов Ми-1. В 1956—1960 годах завод выпустил 370 таких машин.
В 1959 году завод освоил выпуск первого тяжёлого транспортно-десантного вертолёта Ми-6. Вертолёт производился серийно с 1959 года более 20 лет. В 1964 завод освоил производство тяжёлого вертолёта Ми-10. Вертолёт был создан для перевозки крупногабаритных грузов весом до 15 тонн на грузовой платформе. Изготавливался серийно с 1964 года. В 1974 году на базе вертолёта Ми-10 создан уникальный Летающий кран Ми-10К.
С 1971 завод серийно производит боевые вертолёты Ми-24, с 1977 года — транспортные вертолёты Ми-26.
После приватизации 1 июля 1992 года было образовано Открытое акционерное общество «Роствертол».
Основные акционеры «Роствертола» на 31 декабря 2015 года — АО «Вертолёты России» (73,95 % от размещённых акций), АО «ОПК „Оборонпром“» (21,98 %), прочие акционеры (4,07 %).
Руководство
С 1980 по 2000 год завод возглавлял Михаил Нагибин, именем которого назван бывший проспект Октября в Ростове-на-Дону.
С 2000 по 2014 год завод возглавлял Борис Николаевич Слюсарь, с 2014 года — Пётр Данилович Мотренко, с 2017 года — Андрей Иванович Богинский.
С 2021 года генеральным директором предприятия является Николай Александрович Колесов.
Деятельность
В настоящее время, помимо серийного производства транспортных вертолётов Ми-26Т и боевых вертолётов типа Ми-24 (Ми-35М), предприятие серийно выпускает боевой вертолёт Ми-28, модернизированный вертолёт Ми-2А, идёт подготовка к серийному выпуску лёгкого учебно-тренировочного вертолёта Ми-60 МАИ.
ПАО «Роствертол» включает в себя торгово-выставочный центр общей площадью более 15000 м² и выставочной — более 8500 м². Ежегодно здесь проводятся выставки с участием зарубежных и российских фирм[5].
В 2010 году «Роствертол» передал заказчикам 23 вертолёта (в том числе 12 Ми-28Н — Министерству обороны России, один М-26Т — в Китай (в лизинг), 10 Ми-35: четыре — в Мьянму, по три — в Индонезию и Бразилию), в 2009 году — 16 вертолётов[6].
Выручка предприятия за 2010 год составила 16,66 млрд руб., чистая прибыль — 1,26 млрд руб.[6]
Всего на ПАО «Роствертол» в 2012 году построено 54 вертолёта типов Ми-26, Ми-28Н и Ми-35 для всех заказчиков.
В 2018 году выручка компании составила 93,9 млрд руб. В 2017 году этот показатель был выше — 99 млрд руб. Одновременно сократилась и прибыль — в 2017 году она превышала 16,7 млрд руб., в 2018 году — 15,9 млрд руб.
В 2019 году выручка снизилась до 55,6 млрд рублей, чистая прибыль сократилась в 2,3 раза, до 6,9 млрд рублей. Показатели упали до уровня 2015 года[7].
В феврале 2022 года стало известно о заключении сделки между заводом «Роствертол» и неизвестной компанией о поставках вертолетов на сумму более миллиарда евро. За миллиард евро покупатель может приобрести более 20 уникальных транспортных вертолетов Ми-26Т, порядка 40 Ми-28МН («Ночной охотник»), порядка 50 боевых Ми-35М[8].
Примечания
- ↑ Годовой отчёт 2015 (стр. 51) . Дата обращения: 10 июля 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
- ↑ Интерфакс – Сервер раскрытия информации . Дата обращения: 10 июля 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
- ↑ Годовой отчёт 2015 (стр. 8) . Дата обращения: 10 июля 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
- ↑ Описание аэродрома «Ростов-на-Дону (Северный)» . Дата обращения: 28 мая 2008. Архивировано 29 марта 2013 года.
- ↑ «ВертолЭкспо» подвел итоги года Архивная копия от 7 апреля 2020 на Wayback Machine. Видео
- ↑ 6,0 6,1 Александр Воробьев. Война «Роствертола» . // Ведомости — Ростов-на-Дону, 15.06.2011, № 107 (2873). Дата обращения: 16 июня 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ Роствертол в базе компаний . Эксперт ЮГ. Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
- ↑ «Роствертол» заключил контракт на поставку вертолетов на миллиард евро . panram.ru. Дата обращения: 28 июня 2022. Архивировано 12 марта 2022 года.