Мерлис, Пётр Миронович
| Пётр Миронович Мерлис | |
|---|---|
![]() | |
| Дата рождения | 5 (18) июля 1908 |
| Место рождения | Щёлково, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя |
| Дата смерти | 7 марта 1994 (85 лет) |
| Место смерти | Коломна, Московская область, Россия |
| Награды и премии | |
Пётр Миро́нович Ме́рлис (5 (18) июля 1908, Щёлково, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя — 7 марта 1994, Коломна, Московская область, Россия) — заместитель главного конструктора Коломенского тепловозостроительного завода имени В. В. Куйбышева Московского областного советского народного хозяйства. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1963). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Мерлис Пётр Миронович родился 5 (18) июля 1908 года в деревне Щёлково Богородского уезда Московской губернии (по состоянию на 2025 год — город Щёлково Московской области) в семье инженера-химика. После окончания девятилетнего обучения в школе в 1926 году Пётр Мерлис начал трудовую деятельность на Щёлковском химическом заводе в должности слесаря. С 1929по 1933 годы обучался в механико-машиностроительном институте в Нижнем Новгороде на специальности дизелестроение[1][2].
В 1933 году Петра Мироновича направили в Коломну на Коломенский машиностроительный завод имени В. В. Куйбышева, где он занимал должность инженера-конструктора. В период с 1934 по 1935 годы проходил военную службу во 2-й бригаде торпедных катеров Черноморского флота. После демобилизации вернулся на Коломенский машиностроительный завод. С 1935 по 1939 годы трудился в должности инженера-конструктора и руководителя группы конструкторов. С 1939 года выполнял обязанности ведущего конструктора первого двухтактного дизельного двигателя размерности 23х30. Под руководством Петра Мироновича и других ведущих конструкторов в период с мая 1940 года по апрель 1941 года подготовлены чертежи и изготовлен опытный образец дизеля 30Д. Испытания выявили ряд недостатков: высокий уровень вибрации, шумность и дымность. Опытный образец дизеля (30Д мощностью 2000 лошадиных сил) предназначался для кораблей военно-морского флота. Коллектив конструкторов под руководством Петра Мироновича Мерлиса выполнил доработку дизеля в послевоенные годы[3][1].
В годы Великой Отечественной войны Пётр Мерлис вместе с заводом эвакуирован в Киров (октябрь 1941 года). В эвакуационных условиях работал старшим мастером по моторам танков и участвовал в разработке новой самоходной артиллерийской установки. В августе 1944 года направлен в Харьков (Украинская ССР) с целью восстановления паровозостроительного завода. На заводе Пётр Миронович руководил конструкторским бюро, где разработан, но не утверждён министерством проект модернизированного дизеля 30Д. В Коломну Пётр Мерлис вернулся в воинском звании инженер-капитан в августе 1947 года. Трудился на Коломенском паровозостроительном (с 1956 года — тепловозостроительного) заводе в должности ведущего конструктора по дизелям, одновременно выполнял обязанности заместителя главного конструктора завода. Результатом многолетней работы стала сдача межведомственных испытаний дизеля 30Д в июле 1955 года. На его основе начались исследования по созданию семейства дизелей с двухступенчатой системой наддува. В 1957 году созданы 12-цилиндровый дизель 40Д и дизель 11Д45, самый мощный тепловозный двигатель в мире, устанавливаемый на тепловозы ТЭП60. За создание дизеля 40Д в 1960 году Пётр Миронович награждён большой золотой медалью ВДНХ СССР[1][4].
Звание Героя Социалистического Труда присвоено Петру Мироновичу Мерлис Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1963 года. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1].
С 1965 по 1969 годы Пётр Миронович занимал должность главного конструктора по машиностроению, далее до выхода на пенсию — заместителя главного конструктора по перспективному проектированию дизелей Коломенского тепловозостроительного завода. В 1971 году стал Лауреатом Государственной премии СССР за создание новых дизелей типа Д42. Совместно с коллегами завода подготовил пакет документов с описанием изобретения двигателя внутреннего сгорания для получения авторского свидетельства. Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий зарегистрировал заявление 9 июля 1975 года, опубликовал бюллетень № 33 и описание изобретения 5 сентября и 26 июля 1978 года соответственно. Опытный конструктор и руководитель внёс вклад в создание дизелей типа Д49 и Д56, которые на протяжении многих лет использовались на тепловозах, надводных кораблях и подводных лодках[1][5].
С июля 1981 года Пётр Миронович Мерлис находился на заслуженном отдыхе. Последние годы жизни проживал в Коломне. Ушёл из жизни 7 марта 1994 года. Похоронен на Старом городском кладбище Коломны[1][6].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (20 сентября 1963 года)[1]
- Орден Красной Звезды (20 января 1943 года)[1]
- Большая Золотая медаль ВДНХ (1960 год)[1]
Память
- Памятник Петру Мироновичу Мерлис установлен в Московской области на Старом городском кладбище Коломны[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Каримов Т. Мерлис Пётр Миронович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 25 мая 2025.
- ↑ Кузовкин А. И. Герои-коломенцы. — Коломна: Лига, 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-98932-008-0.
- ↑ Сергомасов М. Ю. Производство и использование судовых дизелей Коломенского машиностроительного завода в годы Великой Отечественной войны. Информационный еженедельник Угол Зрения (6 октября 2021). Дата обращения: 2 июня 2025.
- ↑ Сведения о Петре Мерлисе из учётно-послужной картотеки. POISK.RE — электронный банк документов периода Великой Отечественной войны. Дата обращения: 2 июня 2025.
- ↑ Перлис М. Р., Никитин Е. А., Ермолаев А. И. Двигатель внутреннего сгорания. Национальная электронная библиотека. Дата обращения: 2 июня 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Надгробный памятник. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 2 июня 2025.
Ссылки
Мерлис, Пётр Миронович. Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 18 июля
- Родившиеся в 1908 году
- Родившиеся в Щёлкове
- Умершие 7 марта
- Умершие в 1994 году
- Умершие в Коломне
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые золотой медалью ВДНХ
- Проверенная статья
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Железнодорожники
- Знание.Вики:Подтвердить версию
