Мардер (БМП)
Мардер | |
---|---|
Marder | |
Классификация | Боевая машина пехоты |
Боевая масса, т |
28,2 (А1) |
Экипаж, чел. | 3 чел. (на всех модификациях) |
Десант, чел. |
7 чел. (А1) |
История | |
Годы разработки | с 1951 по 1960 |
Годы производства | с 1969 по 1975 |
Годы эксплуатации | с 1970 по наст. время |
Количество выпущенных, шт. | 2136 |
Основные операторы | Германия |
Размеры | |
Длина корпуса, мм |
6790 (А1 и 1A2) |
Ширина, мм |
3240 (А1 и 1А2) |
Высота, мм |
2950 (А1) (по прожектору) |
Клиренс, мм | 435 (на всех модификациях) |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм/град. |
1А1 20 мм/75° от 20-мм БПС DM43 с Д=0 м, от 25-мм БПС с Д=200 м 1A3: лоб корпуса от 30-мм БПС 30×165 мм с D=400 м[1] |
Борт корпуса, мм/град. | от 14,5-мм пуль Б-32 с Д=100 м (А1) |
Корма корпуса, мм/град. | от 14,5-мм пуль |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 1 × 20-мм Mk20 DM5 Rh202 |
Тип пушки | Нарезная, автоматическая |
Прицелы | тепловизорный, с дневным и ночным каналами |
Пулемёты |
2 × (на A1) 1 × (на 1А2 и 1А3) 7,62-мм MG3 |
Другое вооружение | ПТРК Милан-2/2Т (1А3) |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 6-цилиндровый дизель Daimler-Benz MB833 |
Мощность двигателя, л. с. | 600 при 2200 об/мин |
Мощность двигателя, кВт | 447 |
Скорость по шоссе, км/ч |
70 (А1 и 1А2) |
Запас хода по шоссе, км | 520-600 (на всех модиф.) |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 31-35 |
Преодолеваемая стенка, м | 0.75 |
Преодолеваемый ров, м | 2 |
Преодолеваемый брод, м | 1,5 (без подготовки) |
БМП «Marder» (в переводе с немецкого — «Куни́ца») — германская боевая машина пехоты. Была разработана компанией Rheinmetall AG в период с 1966 по 1969 годы по заказу вооружённых сил Федеративной Республики Германии. Первый прототип был изготовлен в конце 1969 года, а серийное производство продолжалось до 1975 года, в ходе которого было выпущено около 2000 машин. На момент принятия на вооружение БМП «Marder» превосходила по степени защищённости все известные машины данного класса и имела высокую скорость передвижения по сложным рельефам, что позволяло ей эффективно действовать вместе с танками «Леопард» в составе ударной группы. С 2010 года БМП «Puma» постепенно заменяет «Мардер» в вооружённых силах Германии[2].
История создания и производства
Согласно информации из открытых источников, работа над БМП Marder стартовала в 1950-е годы. Проектирование и создание машины велось немецкими компаниями Rheinmetall и Henschel-Werke на протяжении девяти лет. Первые образцы боевой машины были представлены в 1960—1961 годах. Окончательный вариант был утверждён в 1966 году, а в 1969 году его впервые продемонстрировали военному руководству на полигоне.
В 1969 году началось серийное производство Marder. По информации СМИ, до 1975 года было выпущено более двух тысяч экземпляров. Поставки БМП на экспорт начались относительно недавно. Среди стран, получивших немецкие боевые машины, можно назвать Чили, Индонезию, Иорданию, Грецию, а также, совсем недавно, Украину[3].
Устройство машины
Корпус машины изготовлен из бронелистов стали XH-113 (типа 48ХМФА) толщиной до 45 мм и полностью герметичен. Экипаж может находиться внутри БМП в течение 24 часов. На двухместной бронированной башне установлена лафет с 20-мм автоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулемётом. Второй пулемёт такого же калибра размещён на поворотной установке с дистанционным управлением.
Командир и наводчик оборудованы перископическими прицелами, которые в ночное время заменяются ночными ИК-прицелами. Наведение пушки осуществляется с помощью электрогидравлических приводов.
По бокам десантного отделения имеются амбразуры для стрельбы из стрелкового оружия. На крыше десантного отделения расположены люки, а сзади есть откидывающаяся вниз аппарель с гидроприводом[3].
Технические особенности и технические характеристики
В настоящее время БМП «Мардер» продолжает служить в немецкой армии и экспортируется в различные страны по всему миру. Процесс модернизации также свидетельствует о том, что данная машина остаётся актуальной для современных вооружённых сил. Эксперты выделяют как преимущества, так и недостатки БМП «Мардер».
Преимущества БМП «Мардер»:
- Вместимость: Marder обладает достаточной вместимостью для перевозки пехоты, что позволяет быстро и эффективно доставлять бойцов на поле боя.
- Вооружение: Оборудована 20-мм пушкой и 7,62-мм пулемётом, что обеспечивает надёжную поддержку пехоты.
- Бронирование: Машина имеет хороший уровень защиты, позволяющий сохранить экипаж и десант от некоторых видов оружия.
- Манёвренность: Marder демонстрирует хорошую манёвренность для БМП, что позволяет ей эффективно передвигаться по полю боя и преодолевать сложные рельефы.
Однако опыт эксплуатации, включая боевые условия, выявил ряд недостатков, которые инженеры, вероятно, стремятся устранить в ходе дальнейших модернизаций[4].
Недостатки БМП «Мардер»:
- Скорость: Максимальная скорость Marder уступает таковой у других современных БМП, что может затруднить продвижение на большие расстояния.
- Устаревшие системы: Некоторые системы Marder могут быть устаревшими по сравнению с современными аналогами, что ограничивает её возможности на поле боя.
- Уязвимость: Машина может стать уязвимой для множества видов современного оружия, особенно в условиях активного боевого применения с использованием артиллерии.
- Размер: Значительные размеры Marder могут создать трудности при маневрировании в городских условиях или на ограниченных площадях, а также в затруднённых грунтах[4].
Технические характеристики БМП «Мардер»
- Экипаж: 3 человека (командир, стрелок, водитель).
- Вместимость для пехоты: 7 — 10 человек.
- Вес: 35 тонн.
- Длина: 6,9 м.
- Ширина: 3,3 м.
- Высота: 2,98 м.
- Бронирование: стальная броня, защищающая от снарядов калибром до 30 мм.
- Вооружение: 20-мм пушка Rh-202 и 7,62-мм пулемёт.
- Двигатель: 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 600 л. с.
- Максимальная скорость: 75 км/ч по дороге, 50 км/ч по бездорожью.
- Дальность движения: 500 км по дороге, 350 км по бездорожью.
- Навесное оборудование: тепловизор, система оптического наблюдения и наведения, система защиты от оружия массового поражения[4].
Конструкция
Броневой корпус и башня
Броневой корпус состоит из сварных элементов, изготовленных из бронелистов стали XH-113 (48ХМФА) толщиной до 45 мм. Также применяются различные марки броневой стали с различными показателями твёрдости и ударной вязкости. Корпус герметичен, что позволяет личному составу находиться внутри до 24 часов. Башня имеет сварную конструкцию и выполнена из стальной брони, уровень защиты которой может быть усилен. В кормовой части корпуса расположена дверца для быстрой посадки и высадки десанта во время движения.
В период с 1989 по 1998 годы была проведена модернизация до уровня A3, на которую компания Тиссен-Хеншель получила контракт на 10 лет для обновления 2100 БМП серии Marder 1A1-A2, предполагая темпы модернизации в 220 машин в год. Первая партия Marder 1A3 поступила на вооружение сухопутных войск 17 ноября 1989 года.
Цель модернизации заключалась в повышении защиты экипажа и десанта, а также в обеспечении защиты БМП от бронебойных подкалиберных снарядов, таких как отделение типа APDS 30-мм пушки 2А42 — основного вооружения советской БМП-2. Обновления включали доработку корпуса и башни с установкой дополнительной пассивной защиты весом 1600 кг (общая масса машины увеличилась на 5,5 тонн). Это было достигнуто за счёт установки экранов толщиной от 8 до 15 мм из стали высокой твёрдости на резиновых амортизаторах, создания разнесённых преград, конформных броненакладок по периметру башни и дополнительной брони крыши для защиты от элементов кассетных боеприпасов. Перекомпоновка затронула десантное отделение и башню, с общей боевой массой, доведённой до 35 тонн. Вместимость машины составляет 10 человек, включая трёх членов экипажа. Два из них — командир и наводчик — располагаются в башне, а механик-водитель находится спереди слева в корпусе (по ходу движения). Боевое отделение расположено в средней части корпуса[5].
Вооружение
БМП оснащена 20-мм автоматической пушкой RH 202 и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом MG3, которые размещены на лафете сверху двухместной башни. Пушка RH 202 принимает патроны калибра 20×139 мм. Кроме того, на крыше десантного отделения установлен 7,62-мм пулемёт MG3A1 с дистанционным управлением. В 1979 году опытная модель Marder с башней, стабилизированной в трёх плоскостях, прошла испытания.
Для двухместной башни Marder 2 компания Rheinmetall AG разработала пушку Rh 503 с возможностью смены ствола калибра 35 и 50 мм и улучшенным механизмом подачи боеприпасов. Пушка оборудована электромеханическими приводами для перезаряжания и может стрелять с переменным темпом 150 или 400 выстрелов в минуту, используя двустороннюю систему без звеньев. 35-мм ствол предназначен для учебных стрельб, в то время как 50-мм ствол предназначен для боевых задач. Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт также имеется. Кроме того, на левой стороне башни можно установить гранатомёт «Panzerfaust 3», который обладает дальностью стрельбы до 1 000 м, но требует остановки машины, выхода гранатомётчика и снятия РПГ с крепления, поэтому используется довольно редко[5].
Средства наблюдения и связи
«Мардер» оснащён множеством приборов наблюдения. Механик-водитель, помимо трёх призменных блоков, имеет съёмный подсветочный прибор ночного видения, который работает на расстоянии до 50 м. Во время движения он использует два складных зеркала заднего обзора. Вокруг башенки командира расположены восемь смотровых блоков. У наводчика есть три призменных блока, установленных на левом борту башни у её крыши. Каждый стрелок имеет свой собственный призменный смотровой блок. Слева на лафете на специальной штанге укреплён прожектор, который излучает как инфракрасный, так и белый свет, действующий на расстоянии до 800 и 1 000 м соответственно. На передней части лобового листа установлены две фары. На корме закреплены светоотражатели и габаритные огни, размещённые так, чтобы водитель машины, идущей сзади, мог определить дистанцию в ночное время или в тумане по их видимости. В систему управления огнём БМП входит новый дневной, ночной прицел командира с встроенным тепловизором и лазерным дальномером, прицел наводчика и электронный баллистический вычислитель[5].
Двигатель и трансмиссия
В моторно-трансмиссионном отделении расположен четырёхтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель МВ833 Еа-500 от компании «Даймлер-Бенц» с турбонаддувом. Его мощность составляет 600 л. с. при 2 200 об/мин, а степень сжатия — 19,5. В боевом и десантном отделениях установлены три топливных бака с общей ёмкостью 652 л, что позволяет проехать 520 км по шоссе и до 600 км по хорошим дорогам Германии. Система смазки осуществлена с сухим картером.
Гидромеханическая трансмиссия HSWL-194 «Ренк», расположенная перед двигателем, включает гидродинамический трансформатор и гидростатический редуктор, объединённые в одном блоке. Коробка передач имеет планетарную конструкцию с гидротрансформатором на входе и механизмом реверса. Использование гидротрансформатора снижает нагрузки на детали трансмиссии, но при этом его КПД невысок, он приводит к дополнительному тепловыделению и снижению запаса хода. Поэтому он включается только для старта, в сложных дорожных условиях и при переключении передач, а в остальных режимах блокируется. КПП обеспечивает 4 скорости вперёд и назад, переключение осуществляется электрогидравлическим приводом[5].
Ходовая часть
Гусеницы оснащены резино-металлическими шарнирами, а подвеска выполнена на торсионах с гидроамортизаторами. При разработке ходовой части использовались компоненты шасси танка «Леопард-2». Управление осуществляется с помощью рулевого колеса, как в легковых автомобилях. Бесступенчатый механизм поворота позволяет плавно изменять радиус поворота. Гидротрансформатор, планетарные механизмы поворота и сервоприводы значительно упрощают работу механика-водителя.
Мардер оборудован кондиционером и противопожарной системой, состоящей из двух баллонов для тушения: первый активируется по сигналу термодатчиков, второй — вручную с панели управления. Электроснабжение машины осуществляется от генератора мощностью 9 кВт и шести аккумуляторов общей ёмкостью 300 Ач, при этом напряжение бортовой сети составляет 24 В. На нижнем лобовом листе и корме установлены буксирные крюки с замками, а над кормовой дверью расположена скоба-поручень для удобства посадки[5].
Боевое применение
С 2009 по 2011 годы Бундесвер применял не менее 20 БМП «Мардер» в боевых действиях в Афганистане. Несмотря на свой возраст и отличную от современных концепций боевого применения, «Мардер» продемонстрировал свою эффективность в зарубежных операциях Бундесвера, адаптируясь к различным климатическим условиям и уровням интенсивности боевых действий. Солдаты высоко ценили «Мардер» за его мощный огневой потенциал, броневую защиту и надёжность[6].
Модификации
SPz NEU — это десять предсерийных образцов, изготовленных с октября 1968 по март 1969 года, оснащённых шестицилиндровым многотопливным двигателем «Даймлер-Бенц» MB833Ea мощностью 600 л. с.
«Marder» (после 1985 года — «Marder-1») — первая серийная модель, производившаяся с 1970 по 1975 год с общим тиражом 2136 машин. Изначально боекомплект составлял 1250 20-мм патронов и 2500 пулемётных патронов.
На «Marder» была установлена пусковая установка ПТУР «Милан» на башне. Эта модификация была разработана в 1975 году, а с 1977 по 1979 годы ПТУР установили на все 2136 машин. В боекомплект были включены шесть ПТУР «Милан».
Marder 1 A1 — модернизированная версия, созданная в 1979—1980 годах и запущенная в производство в 1981—1982 годах. Электромеханический механизм поворота башни был заменён на более мощный. 20-мм пушка получила механизм селективного питания для переключения между осколочно-фугасными и бронебойными снарядами. Новый выстрел с бронебойным подкалиберным снарядом DM63 был добавлен в боекомплект, который увеличился до 1284 выстрелов (включая 317 бронебойных). Планировалось установить пассивный инфракрасный прицел с тепловизионным индикатором на около 1000 машин, но фактически он был установлен на 674.
Marder 1 A1A3 — версия Marder 1 A1, которая получила новую радиостанцию с криптографической защитой SEM 80/90.
Marder 1 A2 — вариант модернизации, проведённой в 1984—1991 годах.
Marder 1 A2A1 — это Marder 1 A2 с новой радиостанцией SEM 80/90.
Marder 1 A3 — модификация 1989 года, в которой масса бронирования была увеличена на 1600 кг с целью защиты от 30-мм БПС снарядов БМП-2 в переднем секторе и для усиления защиты крыш от кумулятивных боевых элементов кассетных боеприпасов с использованием разнесённой брони.
Marder 1 A4 — это Marder 1 A3 с новой радиостанцией с криптографической защитой SEM 93.
Marder 1 A5 — модернизированный вариант Marder 1 A3, разработанный в 2003—2004 годах, который получил дополнительную противоминную защиту и изменённый интерьер для снижения травм экипажа и десанта при подрыве на мине. В результате модернизации обновлены 74 машины Marder 1 A3.
Marder 1 A5A1 — усовершенствованный вариант Marder 1 A5, разработанный в 2010—2011 годах, который получил систему кондиционирования воздуха, мультиспектральное камуфлирование и системы РЭБ. Модернизации подверглись около 35 машин.
Кроме того, на базе «Marder» были созданы и приняты на вооружение в Вооружённых силах ФРГ:
- самоходный ЗРК Roland с двумя ракетами в готовности и восемью в запасе,
- машина наблюдения с радаром на гидравлически управляемом основании[7].
Примечания
- ↑ Below The Turret Ring. Marders to Jordan. December 22, 2016 . Дата обращения: 3 февраля 2019. Архивировано 4 февраля 2019 года.
- ↑ БМП «Marder» (Германия) . vimpel-v.com. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Старенькая «Куница»: главные недостатки немецких машин пехоты Marder . Ren.tv (7 июня 2023). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Германская БМП . Nn.tsargrad.tv (28 марта 2023). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Немецкая БМП Мардер . Kubinkamuseum. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Американская боевая машина пехоты . Army.ric.mil (28 сентября 2023). Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Мардер . Vistat.org. Дата обращения: 10 сентября 2024.