Малое предпринимательство

Эта статья входит в число готовых статей

Ма́лое предпринима́тельство (ма́лый би́знес) — предпринимательская деятельность небольших организаций, которые соответствует критериям, определённым в законодательстве.

Хозяйствующими субъектами в сфере малого предпринимательства являются микропредприятия, малые и средние предприятия, обозначаемые, как субъекты малого предпринимательства (СМП)[1]. Такая классификация определена на законодательном уровне[2].

Правовое регулирование

Правовую основу деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства составляет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Субъектами малого и среднего предпринимательства могут быть юридические лица, соблюдающие требования к структуре уставного капитала (ограничение доли государственного участия до 25 % и доли крупных компаний до 49 %), а также физические лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства[2]. Ключевыми критериями СМП является численность сотрудников и годовой доход компании.

По численности сотрудников выделяют:

  • микропредприятия — до 15 работников включительно;
  • малые предприятия — до 100 работников включительно;
  • средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно[2].

По годовому доходу (Постановление Правительства РФ № 265 от 04 апреля 2016 года)

  • микропредприятия — 120 млн рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд рублей[3].

Малое предпринимательство в России

На начало 2024 года в России зарегистрировано 6,347 млн СМП. Несмотря на внешние вызовы их количество продолжает расти, а качественный состав улучшается: микробизнес перерастает в малый, а малый — в средний[4].

Регионы-лидеры по числу СМП:

Регионы с наименьшим количеством малых предприятий: Чукотском автономном округе, Ненецком автономном округе и Еврейской автономной области[5]. Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебание рыночной конъюнктуры, мобильно и гибко перестраивают свою деятельность. Без реально функционирующего сектора малого предпринимательства не может развиваться не одно государство. Именно малый бизнес обладает инновационной составляющей (внедряет новые технологии и формы производства).

В 2024 году наибольший удельный вес в структуре оборота по видам экономической деятельности занимает торговля оптовая и розничная — 22,1 %[6]. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом занимает второе место — 21,2 %, обрабатывающее производство — 18,6 %[6]. Это наиболее перспективные направления роста экономики малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики[7]. Меры поддержки включают: льготное кредитование, налоговые каникулы, субсидии, консультационную помощь, упрощённое участие в госзакупках и многое другое[8].

Субъекты малого предпринимательства имеют преференции в области налогообложения и бухгалтерского учёта. Налоговым кодексом РФ предусмотрены специальные налоговые режимы УСН упрощённая система налогообложения, ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), ПСН (патентная система налогообложения) — только для индивидуальных предпринимателей, АУСН (автоматизированная упрощённая система налогообложения)[9]. А законодательством в сфере бухгалтерского учёта предусмотрена возможность ведения упрощённого бухгалтерского учёта и сдавать отчётность в сокращённом объёме[10].

Примечания

  1. Большой экономический словарь / А.Н. Азрилиян. — 1997.
  2. 2,0 2,1 2,2 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон 24 июля 2007 № 209-ФЗ. Справочно-правовая система Консультант Плюс. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  3. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2016 № 265. Справочно-правовая система Консультант Плюс. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  4. Демография малого и среднего предпринимательства. Цифровая платформа МСП.РФ. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  5. 5,0 5,1 Рейтинг регионов по количеству предприятий малого и среднего бизнеса. Информационное агентство Ток-Медиа (7 мая 2024). Дата обращения: 19 апреля 2025.
  6. 6,0 6,1 Малое и среднее предпринимательство в России 2024. Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения: 25 апреля 2025.
  7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р. Справочно-правовая система Консультант Плюс. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  8. Меры поддержки бизнеса. Цифровая платформа МСП.РФ. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы. Справочно-правовая система Консультант Плюс. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  10. Об упрощенной системе бухгалтерского учета, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность: Информация Минфина России N ПЗ-3/2024. Справочно-правовая система Консультант Плюс. Дата обращения: 19 апреля 2025.