Легенда о Фонтане слёз
Леге́нда о Фонта́не слёз — литературное предание, объясняющее происхождение знаменитого памятника в Ханском дворце Бахчисарая. Согласно легенде, Фонтан слёз был создан иранским мастером Омером в 1764 году по велению хана Кырым-Гирея в память о его безвременно умершей возлюбленной наложнице Диляре[1][2].
История происхождения легенды
Историческое развитие легенды имеет сложный характер и отличается от её канонического литературного изложения. Изначально, в XVIII веке, предание о любви хана связывалось исключительно с мавзолеем (дюрбе) Диляры-бикеч, а не с фонтаном, который не имел тогда названия «Фонтан слёз». Путешественники той эпохи, такие как Элизабет Крейвен и Пётр Симон Паллас, описывали именно мавзолей как памятник любимой жене хана, не упоминая о фонтане[3].
Происхождение легенды, вероятно, связано с реально существовавшей женщиной по имени Диляра-бикеч, чьё имя запечатлено в надписях на дюрбе и на стене не сохранившейся Зелёной мечети (Ешиль-Джами). Однако никаких документальных свидетельств о её трагической судьбе не сохранилось[3].
Широкую известность легенда приобрела благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, который посетил Бахчисарай в 1820 году. Он запечатлел образ фонтана в своей поэме «Бахчисарайский фонтан», написанной в 1824 году. Именно литературное воплощение придало легенде общемировую значимость, хотя исторические хроники не содержат сведений о реальном существовании наложницы с именем Диляра[3].
Содержание легенды
Основной сюжет легенды повествует о суровом и грозном хане Кырым-Гирее, чьё сердце, считавшееся бесчувственным, смягчила любовь к юной наложнице по имени Диляра. Девушка не ответила взаимностью хану и вскоре умерла, что повергло правителя в глубокую печаль. Безутешный хан повелел мастеру Омеру создать памятник, который бы на века запечатлел его горе и заставил камень плакать, подобно мужскому сердцу[1][2].
Мастер Омер блестяще справился с задачей, создав фонтан-сельсебиль. Сельсебили — декоративные каскадные фонтаны, которые в мусульманской традиции ассоциируются с райским источником. В центре мраморного цветка он высек подобие человеческого глаза, из которого сочится вода, олицетворяя слёзы. Вода стекает по сложной системе чашечек, символизируя непрерывность страдания и течение времени. Дополнительным элементом является спираль, олицетворяющая сомнения и размышление о бренности бытия. Таким образом, фонтан стал не только памятником личной утрате, но и воплощением «вечных истин» о жизни, смерти и любви[1][4].
Герои легенды
Центральными фигурами легенды являются хан Кырым-Гирей и его возлюбленная Диляра. Образ хана претерпевает в сказании значительную трансформацию: из жестокого и бесчувственного владыки он превращается в страдающего человека, познавшего искупительную силу любви и горя. Его фигура олицетворяет тему прозрения через страдание[1][2].
В народе говорили, что вместо сердца у хана комок шерсти. Не камень и не железо, потому что даже они умеют отвечать. Стукнешь по железу — оно звенит, ударишь камень — он отвечает. А сердце Кырым-Гирея молчит.Калинко Т. Ю. Легенды и мифы Крыма
Диляра (в разных вариантах — Деляре, Динора, Мария) — юная пленница, образ которой символизирует невинность, душевную чистоту и хрупкость жизни. Её происхождение в различных версиях легенды трактуется по-разному: её называют грузинкой, гречанкой или польской княжной Марией Потоцкой. По мнению некоторых исследователей, была христианкой, что противопоставлялось мусульманскому окружению и могло являться причиной конфликта[1][3].
Также героем легенды является мастер Омер. Иранский зодчий представлен в легенде не просто исполнителем воли хана, но и художником-философом, вложившим в камень собственное понимание горя[4].
— Если твоё сердце заплакало, значит и камень заплачет! Расскажет о твоём горе и о моей жизни. Это будут жгучие слёзы мужские.Калинко Т. Ю. Легенды и мифы Крыма
Альтернативные версии легенды
Существует менее известная литературная версия, опубликованная И. Фёдоровым в 1890 году. В ней героиней выступает гречанка Динора Хиноис, отождествляемая с исторической фигурой Диляры-бикеч. Девушка-христианка была из ревности убита другой женой хана — Заремой, которую в некоторых версиях называют именем Феря[3][4][5].
Именно эта версия легенды привлекла внимание архитектора-реставратора Александра Лукича Ротача в середине XX века. В своей рукописи «Невольница хана» он не только почти дословно процитировал Фёдорова, но и творчески развил легенду, связав в единый архитектурный ансамбль создание Фонтана слёз, мавзолея Диляры-бикеч и мечети Ешиль-Джами работой одного мастера — Омера. В интерпретации Ротача архитектурные формы фонтана стали прямым воплощением скорби хана Кырым-Гирея о безвременно умершей возлюбленной[3][4].
Версия о польской княжне Марии Потоцкой, популяризированная поэмой Александра Сергеевича Пушкина, имеет гипотетические исторические корни, восходящие к хронике «Семь планет», где рассказывается о пленной польской боярыне при дворе другого хана, Фетих-Гирея. Со временем этот сюжет трансформировался и был перенесен на личность более известного Кырым-Гирея[3].
Литература
- Калинко Т. Ю. Легенды и мифы Крыма. — Москва: Эксмо, 2014. — С. 10—11. — 96 с. — ISBN 978-5-699-74818-1.
- Легенды Крыма. Сборник / Предисл. М. Ф. Рыльского. — Симферополь: Крымиздат, 1961. — С. 154—158. — 246 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Шангареев И. Бахчисарайский «Фонтан слёз» — символ «Вечных истин» // Национальные приоритеты России : журнал. — 2019. — № 1 (32). — С. 72—76. — ISSN 2221-7711.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Джанджугазова Е. А. Бахчисарайский фонтан как поэтический образ и туристский бренд // Российские регионы: взгляд в будущее : журнал. — 2017. — Т. 7, № 3. — С. 92—101. — ISSN 2409-899X.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Бронштейн А. И. Трансформация легенды Фонтана Слёз // Бахчисарайский историко-археологический сборник : сборник. — Симферополь: Таврия, 1997. — Вып. 1. — С. 475—486. — ISBN 5-77-80-0803-1.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Эминов Р. Р., Сейтумеров Ш. С. Материалы, относящиеся к г. Бахчисараю и Бахчисарайскому дворцу-музею из архива ЦГАЛИ (СПб.): фотографии, графика, документы (1920—1950-е гг.) // Крымское историческое обозрение : журнал. — 2020. — № 2. — С. 172—184. — ISSN 2313-612X. — doi:10.22378/kio.2020.2.172-184.
- ↑ Фёдоров И. Невольница Крым-Гирея // Исторический вестник: ежемесячный историко-литературный журнал. — 1890. — Т. 40. — С. 320—331.