Кубанка (казачий головной убор)
Куба́нка — папаха низкого кроя, традиционный головной убор и элемент обмундирования казака, часть культуры казачества. Папаха низкого кроя получила название «кубанка»[1].
Традиционное сырьё для изготовления кубанки
Натуральный каракуль и сукно для верха в красном (или ином) цвете в зависимости от принадлежности к казачьему войску.
История форменного головного убора казаков
Первичные лохматые папахи носили жители Карачаево-Черкесского региона, они были полностью из шкуры барана без цветных вставок. Папахи стали атрибутом праздничного убранства горцев. Казаки переняли наряд черкесов и привнесли в него цветной верх и перекрещенный галун. Со временем папахи с цветным верхом прижились среди казачества[2].
К примеру:
«Чем выше папаха тем богаче казак».
При постоянной носке мех снизу папахи стирался и её подворачивали, так они и уменьшались по высоте. Но помимо всадников в войске были и пешие казаки. Они и правда носили кубанки. Шапки меньшего размера были удобнее в носке, особенно, если речь шла о головных уборах, которые надевали в пеших походах или разведке.
Внешние характеристики исторической кубанки
Кубанки всегда шьются с отворотом. До́нце кубанки состоит из круга с нашитым на него крестом на крест галуном. Крестообразные линии не имеют сакрального смысла, хотя некоторым и хочется верить в его существование. При царе казаки носили галун серебристого цвета, но в 1943 году советская власть помимо введения погон закрепила за казаками галуны золотого (для комсостава) и чёрного цветов[3].
Войсковая принадлежность:
- Красный — Кубанскому, Донскому, Сибирскому, Енисейскому или Уральскому казачеству.
- Синий — аналогичный тону отделки на торжественном мундире — Терскому и Оренбургскому, Забайкальский, Астраханский, Уссурийскому и Иркутскому жёлтый.
- Зелёный — отражает отношение к Амурскому казачеству.
- Чёрный — может использоваться всеми казачьими округами в условиях повседневного или полевого ношения[3].
Традиции
Вместе с некоторыми традициями горных народов перекочевало и особое отношение к этой шапке, а именно[4]:
- Недопустимо выйти на улицу без головного убора. В случае появления в качестве гостя на свадебной церемонии без головного убора, воспримется семьей и молодожёнами как неуважение к ним и традициям.
- С помощью шапки молодые люди узнавали, будет ли положительный ответ при сватовстве. Они забрасывали ее в окно девушке и ждали. В случае быстрого возврата шапки жди отказа.
- Головной убор помогал в волеизъявлении. Папахой голосовали на казацком круге.
- Брошенная на землю в споре — она означала последний аргумент, подтверждающий правоту владельца в споре.
За отворот головного убора прятали важные бумаги, зашивали иконки, молитвы охранные.
Часть из этого, на протяжении долго времени, потеряло свою актуальность, но сохраняется как память. У всего казачества остаётся неизменным бережное отношение к своим традициям, культуре[5].
Две лини образующие крест в центре кубанки
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе не имеют какого-то сакрального смысла — они напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если кубанка без полос — это уже не кубанка, ведь с давних времен до́нце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция эта существует и по сегодняшнему. Обычно линии на донце белого цвета вне зависимости от особенностей пошива изделия[6].
У терских казаков верх шапки синего цвета, как и вставки на парадной одежде.
У донских казаков чаще всего используют красные цвета.
Донце шапки у астраханцев отличается ярким желтым цветом.
Сегодня на территории России насчитывается около 20 отдельных казачьих войск. Все они объединены в союз, однако имеют собственные традиции.
Современная кубанка
Конечно, сегодня казачий головной убор перестал быть повседневной одеждой. Его надевают на праздники и в особых случаях. Исторические традиции канули в лету, став интересными историями. Однако ничего не забыто.
Российские казаки свято чтят и уважают память предшественников. Для казаков кубанка характерен знак отличия. Её удостаиваются только самые лучшие, обладающие высокими физическими, моральными, духовными и профессиональными качествами. Для нее даже проходят испытания, демонстрируя свои возможности.
Кубанка — честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и раньше она должна оберегать свою жизнь. Традиционный головной убор кубанских казаков перестал быть частью повседневного образа. Шапку можно носить лишь в особых случаях.
Современные казаки помнят традиции своего народа, поэтому значение головного убора не забыто. Традиционную шапку могли носить лишь те, кто заслужил ее. Это был знак отличия, который получали те, кто оказался лучшим по итогу испытаний. Поэтому такой головной убор берегли и чтили. В современном обществе многие дизайнеры взяли крой за основу и стали выпускать модели в казацком стиле. Модницы и модники смогут согреться зимой с теплой и стильной меховой шапкой, дизайну которой они обязаны кубанским казакам.
Примечания
- ↑ Чернушкин, Александр Витальевич. Русская армия XIX - начала ХХ века : 1801-1825 : Кавалерия-Артиллерия-Казачьи войска-Ополчение, 1825-1917 : Пехота-Кавалерия-Артиллерия. — Москва : Астрель: ООО Изд-во АСТ, 2004. — С. (Энциклопедия вооружения и военного костюма. — 180 с. — ISBN 5-17-025105-X.
- ↑ Кубанка — олицетворение достоинства казака . Нагайка.рф интернет-магазин нагаек, волчанок, плеток, кнутов, кубанок, папах и казачьих шапок. Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Память жива в веках. Возвращение к истокам : об участии казаков в войнах XVIII - XX вв. / Администрация Краснодарского края ; [Н. Л. Заздравных и др.]. — Краснодар: Диапазон-В, 2006. — 306 с. — ISBN 978-5-91050-031-4.
- ↑ Олейник, Валентина Васильевна (1943-). Казаки вы, казаки — военные люди : история казачества / Валентина Олейник, Тамара Лобова. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2022. — 499 с. — ISBN 978-5-6049064-4-6.
- ↑ Всероссийская промышленная и художественная выставка (1882; Москва) / Указатель Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве [Текст]. — Москва: издание Мартынова, 1882. — 596 с.
- ↑ Матвеев, Олег Владимирович. Модель исторической картины мира кубанского казачества / Науч.-исслед. центр традиц. культуры Гос. науч.-творч. об-ния «Кубан. казачий хор». — Краснодар: Кубанькино, 2003. — 78 с. — ISBN 5-94932-007-7.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |