Кто виноват?
Кто виноват? | |
---|---|
Кто виноват? | |
Жанр | роман |
Автор | Александр Иванович Герцен |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1841—1846 год |
Дата первой публикации | 1846 год (в литературном журнале «Отечественные записки») |
«Кто виноват?» — роман в двух частях Александра Ивановича Герцена, написанный в 1841—1846 годах и впервые опубликованный в 1846 году в литературном журнале «Отечественные записки». Роман был посвящён жене писателя Наталье Александровне Герцен.
История создания
Роман в двух частях Александра Ивановича Герцена, написанный в 1841—1846 годах и впервые опубликованный в 1846 году в литературном журнале «Отечественные записки». Роман был посвящён жене писателя Наталье Александровне. По словам Герцена это произведение была первой повестью, которую он напечатал:
«Кто виноват?» была первая повесть, которую я напечатал. Я начал ее во время моей новгородской ссылки (в 1841) и окончил гораздо позже в Москве. Правда, еще прежде я делал опыты писать что-то вроде повестей; но одна из них не написана, а другая — не повесть. В первое время моего переезда из Вятки в Владимир мне хотелось повестью смягчить укоряющее воспоминание, примириться с собою и забросать цветами один женский образ, чтоб на нем не было видно слёз. Разумеется, что я не сладил с своей задачей, и в моей неоконченной повести было бездна натянутого и, может, две-три порядочные страницы. Один из друзей моих впоследствии стращал меня, говоря: «Если ты не напишешь новой статьи, — я напечатаю твою повесть, она у меня!» По счастью, он не исполнил своей угрозы[1]
По воспоминаниям Герцена, произведение создавалось с трудом, но в дальнейшем при помощи своего друга Виссариона Белинского он справляется с задачей по написанию этого романа:
Первую часть повести я привез из Новгорода в Москву. Она не понравилась московским друзьям, и я бросил её. Несколько лет спустя мнение об ней изменилось, но я и не думал ни печатать, ни продолжать её. Белинский взял у меня как-то потом рукопись, — и с своей способностью увлекаться он, совсем напротив, переценил повесть в сто раз больше её достоинства и писал ко мне; «Если бы я не ценил в тебе человека, так же много или еще и больше, нежели писателя, я, как Потемкин Фонвизину после представления «Бригадира», сказал бы тебе: «Умри, Герцен!» Но Потемкин ошибся, Фонвизин не умер и потому написал «Недоросля». Я не хочу ошибаться и верю, что после «Кто виноват?» ты напишешь такую вещь, которая заставит всех сказать: «Он прав, давно бы ему приняться за повесть!» Вот тебе и комплимент, и посильный каламбур»[1]
Оглавление
- Часть Первая
- I. Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту
- II. Биография их превосходительств
- III. Биография Дмитрия Яковлевича
- IV. Житье-бытье
- V. Владимир Бельтов
- VI
- VII
- Часть Вторая
- I
- II
- III
- IV
- V
- VI
Персонажи
- Алексей Абрамович Негров — богатый помещик, генерал-майор в отставке
- Глафира Львовна Негрова — жена Алексея Абрамовича Негрова
- Люба — незаконнорождённая дочь Алексея Абрамовича Негрова и крепостной Дуни
- Дмитрий Яковлевич Круциферский — кандидат наук, окончил физико-математическое отделение Императорского Московского университета
- Семён Иванович Крупов — врач, инспектор врачебной управы
- Владимир Петрович Бельтов — богатый помещик[2]
Сюжет
Проживающий в своей усадьбе, помещик Алексей Абрамович Негров нанимает для своего сына Михаила нового учителя в лице Дмитрия Яковлевича Круциферского. Круциферский должен подготовить Мишу к поступлению в какую-нибудь военную школу. В основном, семейство Негровых ведёт свою жизнь ограниченно и скучно, они прозябают за малозначительными занятиями, предаются сну и чревоугодию. Но их вполне устраивает такой образ жизни, однако Любе, незаконнорождённой дочери Негрова такой образ жизни претит. Это сильно сближает её с образованным молодым человеком Дмитрием Круциферским, так же как и она неспособным принять образ жизни Негровых. На общей волне они влюбляются друг в друга. Дмитрий решается открыть свои чувства к Любе в письме. На помощь ему приходит гувернантка Элиза Августовна, заметившая его чувство. И она устраивает им свидание. Дмитрий по натуре человек робкий, и решается пойти на свидание, только для того, чтобы отдать своё письмо. Свидание проходит замечательно, но в полной темноте и он даже удостаивается поцелую от Любы. К ужасу своему Дмитрий видит, что перед ним не Люба, а жена Негрова — Глафира Львовна, и бежит от неё сломя голову забывая письмо. Глафира Львовна тоже находится в недоумении, ведь она тоже стала жертвой обмана гувернантки, и прочитав письмо, она понимает, что предметом любви Дмитрия была отнюдь не она. Раздосадованная этим она показывает письмо своему мужу. Алексей Абрамович подумав решает что это всё очень кстати, и думает женить Дмитрия на Любе, чтобы избавиться от неё. После свадьбы, семейная жизнь Круциферских складывается хорошо, супруги любят друг друга и у них рождается сын Яша. Они общались только своим семейным кругом, но в их число входил так же доктор Крупов[3].
В это время в город, где неподалёку расположено имение Негровых, прибывает богатый помещик Владимир Бельтов, до этого долго живший за границей. Приехав в родные края он собрался участвовать в общественной жизни, в том числе принять участие в дворянских выборах. Несмотря на все его старания, жители этого города не принимают Бельтова в своё общество, и вся затея с выборами оказывается для него провальной. Вынужденный оставаться в городе, Бельтов находится в отчаянье, единственный его друг в этом городе был доктор Крупов. Крупов решается познакомить Бельтова с семейством Круциферских чтоб разнообразить его жизнь. После их знакомства, Люба и Владимир чувствуют друг к другу искру и Бельтов признаётся Любе в любви. Ситуация становится патовой: Люба не может бросить мужа, она любит его, хотя и Бельтова тоже любит. При этом Круциферский понимает, что уже не любим как прежде, Бельтов мучим мыслью, что разрушил жизнь самого близкого человека и не может быть с ним рядом. А доктор Крупов чувствует себя виновником произошедшего. По городу начинают ползти слухи о них. Дмитрий начинает глушить горе в вине и на "веселе" идёт объяснятся с Бельтовым. После объяснения Бельтов решается вновь уехать из России. Но это не приносит пользы семье Круциферских[3][2].
Критика
Роман высоко оценил Виссарион Белинский, который в своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» писал:
Видеть в авторе «Кто виноват?» необыкновенного художника — значит вовсе не понимать его таланта. Правда, он обладает замечательною способностию верно передавать явления действительности, очерки его определенны и резки, картины его ярки и сразу бросаются в глаза. Но даже и эти самые качества доказывают, что главная сила его не в творчестве, не в художественности, а в мысли, глубоко прочувствованной, вполне сознанной и развитой. Могущество этой мысли — главная сила его таланта; художественная манера схватывать верно явления действительности — второстепенная, вспомогательная сила его таланта. Отнимите у него первую — вторая окажется слишком несостоятельною для самобытной деятельности. Подобный талант не есть что-нибудь особенное, исключительное, случайное. Нет, такие таланты так же естественны, как и таланты чисто художественные. Их деятельность образует особенную сферу искусства, в которой фантазия является на втором месте, а ум — на первом. На это различие мало обращают внимания, и оттого в теории искусства выходит страшная путаница. Хотят видеть в искусстве своего рода умственный Китай, резко отделенный точными границами от всего, что не искусство в строгом смысле слова. А между тем эти пограничные линии существуют больше предположительно, нежели действительно; по крайней мере их не укажешь пальцем, как на карте границы государства. Искусство, по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, примиряющая обе стороны.[4][5]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 «Былое и думы». — «Полярная звезда», III, с. 95 — 98. (Примеч. А. И. Герцена.)
- ↑ 2,0 2,1 Кто виноват? : Роман в 2 ч. / [Соч.] Искандера [псевд.]. — Санкт-Петербург : тип. Э. Праца, 1847. — 222 с
- ↑ 3,0 3,1 Кто виноват?: Роман / А.И. Герцен. — Москва : Худож. лит., 1977. — 384 с.
- ↑ Взгляд на русскую литературу 1847 г. / [Послесл. и примеч. Е. А. Мельниковой]. — Москва : Гослитиздат, 1955. — 184 с.
- ↑ Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года: (Отрывок из статьи): Статья вторая и последняя // Гончаров И. А. в русской критике: Сборник статей / Вступ. ст. М. Я. Полякова; Примеч. С. А. Трубникова. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. — С. 27—52.
Литература
- Роман и повесть А. И. Герцена 30-х - 40-х годов. — Киев : Изд-во Киев. ун-та, 1959. — 176 с.
- Кто виноват?: Роман / А.И. Герцен. — Москва : Худож. лит., 1977. — 384 с.