Конкурсная деятельность
Ко́нкурсная де́ятельность — целенаправленный процесс взаимодействия обучающихся в конкурентной соревновательной обстановке с целью реализации потребностей в самореализации, в результате которого происходит овладение учащимися знаниями, формирование навыков и развитие личности[1].
Конкурсная деятельность представляет собой многокомпонентный и сложный вид деятельности. Конкурсная деятельность подразумевает участие в конкурсном движении, то есть участие в конкурсах (институционального, муниципального, Всероссийского и Международного уровня). Конкурсная деятельность формирует профессиональную базу компетенций (информационные, учебно-познавательные, личностного самосовершенствования, коммуникативные и ценностно-смысловые и другое), которые напрямую связаны с повышением личностных характеристик обучающегося. Участие в конкурсной деятельности направлено на организацию учебного процесса при помощи решения социально значимых проблем, обеспечивая таким образом расширение образовательного пространства[2]. Эффективность и результативность конкурсной деятельности связана с созданием определённых педагогических условий как внутри, так и вне образовательного процесса в проявлении своих личностных возможностей и творческих способностей, раскрытии внутреннего потенциала в нетипичной ситуации, презентации своих достижений[1]. Данный вид деятельности у обучающихся является осознанным целенаправленным взаимодействием членов конкурсной команды на основе общей цели, объекта, предмета и условий конкурса[3].
Генезис конкурсной деятельности
История развития конкурсной деятельности в рамках образовательного процесса в России началась в XIX веке. Первым выступило Астрономическое общество Российской империи, которое организовало мероприятие под названием «Олимпиады для учащийся молодёжи»[1]. С 1885 года начали проходить заочные олимпиады. Масштабность и регулярность внедрения конкурсного движения получило лишь со становлением советской системы образования. В СССР первая олимпиада состоялась в 1934 году в Ленинграде— это было состязание по математике. В 1930 годы —1940 года начали появляться олимпиады по другим точным наукам (химии — 1938 год, физике и астрономии).
Более серьёзный размах олимпиадное движение в стране приобрело после войны, особенно в 1960-е годы. В 1961 году была проведена первая математическая олимпиада, которая в дальнейшем носила название с 1967 года — «Всесоюзная олимпиада школьников по математике». В 1965 году был дан старт олимпиаде по лингвистике (так как наука в то время было ориентирована на связь математики и языкознания). Новый импульс конкурсное движение приобрело в конце 20 века — начало 21 века: этот процесс связан с модернизацией системы образования в России.
Олимпиадное движение предусматривает вовлечённость все области образовательного процесса. В конце 20 века появляется возможность вовлечь область гуманитарных предметов — литературу, историю, обществознание, иностранный язык и право. Значительным событием в конкурсном движении стало для России включение нашей страны в международную организацию WorldSkillls International (WSI), что безусловно, способствовало повышению качества подготовки профессионалов посредством внедрения в практическое обучение международных профессиональных стандартов[1]. Обучающимся даётся возможность на территории РФ проявить компетенции в конкурсном движении — «Профессионалы» согласно своего образовательного трека.
Цели конкурсной деятельности
Конкурсная деятельность представляет совокупность действий, которые продиктованы следующими целями:
- становление навыков: планировать, реализовывать и анализировать свою профессиональную деятельность;
- создание условий для мотивации к конкурсному движению;
- создание условий для повышения интереса к профессиональному росту в рамках образовательного трека;
- повышение когнитивного (знаний), деятельностного (умений и навыков) и мотивационного (эмпатия) уровня;
- становление и совершенствование профессиональных навыков;
- формирование профессионального навыка и умения действовать в нетипичных ситуациях;
- становление коммуникативных навыков работы в команде;
- формирование достоверной самооценки в рамках конкурсного движения.
Автор | Цели конкурсной деятельности в образовательной системе |
Ю. Р. Бахтина | Основной целью конкурсов является создание условий для самореализации творческого потенциала[4] |
А. Н. Демина, А. П. Крюковская | По отношению к обучающимся целью внедрения конкурсной деятельности является создание условий для проявления профессиональных достижений. По отношению к педагогам — целью является мотивация специалистов системы образования. По отношению к работодателям — обеспечение взаимодействия и возможности независимой оценки качества трудовых ресурсов[5] |
И. Л. Козина, Г. П. Поховцева | Конкурсная деятельность позволяет определить более талантливых студентов. «Проведение конкурсов в образовательных организациях — наиболее эффективный метод выявления и развития у студентов одаренности, приобретающей у обучающихся определённую предметную область»[6] |
С. Л. Емельянцев | Движущей силой конкурсной деятельности может выступать самореализация посредством стремления к достижениям[7] |
Т. И. Ильина | Конкурсная деятельность напрямую зависит от мотивационной составляющей в учебном процессе, приобретение опыта участия в конкурсном движении, формирование самооценки, самопрезентации, формирование компетенций[8] |
Функции конкурсной деятельности
Педагогический потенциал конкурсной деятельности определяется возможностью реализации функций:
- диагностическая (полная картина об уровне имеющихся знаний, сформированных умений и навыков;
- коммуникативная (самореализация, самопрезентация, самоопределение, стремление создать определённую позицию[9]);
- прогностическая (объедение теории и практики);
- ценностно-ориентировочная (участие в социально-значимой роли, адаптация личности);
- познавательная (получение продукта, обладающего новизной, оригинальностью и значимостью[10]);
- профессионального развития (приобретение профессиональных компетенций).
Отличительные черты и характеристика конкурсной деятельности
Конкурсная деятельность представляет собой специфический вид учебной деятельности и имеет свои отличительные черты и характеристики:
- соревновательность (конкурсанты по желанию участвуют в конкурсном движении посредством выявления лучших в конкурсной деятельности);
- многофункциональность (конкурсная деятельность подразумевает реализацию целого ряда функций);
- интегративность (соединение теории и практики);
- динамичность (внесение изменений в ход конкурсного движения);
- практикоориентированность (решение практических задач);
- непрерывность (процесс проходит на регулярной и системной основе);
- вариативность (возможность выбора варианта заданий, для организаторов внесение изменений в ходе конкурса)[11].
Педагогические условия для осуществления конкурсной деятельности
Определение педагогических условий для конкурсной деятельности напрямую связано с организованно-управленческим привлечением (потенциальных работодателей), привлечением педагогов образовательного пространства и выбором оптимальной формы конкурса (конкурсного движения). Подготовка участников должна производится как в образовательном пространстве, так вне его. Сопровождение конкурсанта может осуществляться педагогом на всех этапах конкурсного движения: подготовительном, реализационном и рефлексивном. На каждом из этапов у обучающихся формируются компетенции, которые он включает в учебную деятельность[12]. Педагогические условия, обеспечивающими эффективность конкурсной деятельности:
- целенаправленное формирование базы знаний, навыков и умений в конкурсной соревновательной обстановке;
- овладение обучающимися умениями прогнозировать, анализировать, планировать и разлиновывать свою профессиональную деятельность в рамках конкурсного движения;
- мотивация участника на конкурентную борьбу в профессиональной среде[1].
Конкурсная деятельность формирует для обучающихся среду профессионального становления, в котором возможна эффективная подготовка к профессиональной деятельности, с учётом реальной конкуренции в профессиональном сообществе[13]. В итоге обучающий формирует систему профессиональных ценностей, создаёт образ современного общества и чёткие представления о месте и роли своей профессии[14].
Компетенции, которые формируются в рамках конкурсной деятельности
Конкурсная деятельность является многокомпонентным видом деятельности, которая подразумевает формирование компетенций
компетенция, которая формируется в процессе участия в конкурсной деятельности | описание |
информационная | выбор способа поиска информации, презентация полученного материала с помощью информационно-коммуникационной технологии, систематизация и анализ полученной информации[1] |
учебно-познавательная | умение планировать, организовывать и реализовывать поставленную задачу, проведение самостоятельных наблюдений и экспериментов |
личностного самосовершенствования | выдвижение и проверка гипотез[1], умение выработать самостоятельную стратегию в нетипичной ситуации, проявление личной инициативы к росту в профессиональном направлении |
коммуникативная | навыки работы в группе, выстраивание стратегической линии успеха, формирование и отстаивание своей собственной позиции в коллективе |
ценностно-смысловая | умение выявить из собственного опыта наиболее ценные компоненты с точки зрения инновации[1]. |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Соловьева С. И. Конкурсная деятельность как средство повышения конкурентоспособности студентов учреждений среднего профессионального образования / "доступ по платной подписке". — Москва: 13.00.08: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Соловьева Светлана Игоревна, 2021. — 214 с.
- ↑ Емельянова М. С. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников. — СПб.: автореферат, дис. ... канд.пед. наук: 13.00.01, 1999.
- ↑ Винокурова Н. В. Конкурсная деятельность как фактор развития студенческого самоуправления // Вестник Вятского государственного университета : журнал. — 2013. — №2-1.. — С. 141—145.
- ↑ Бахтина Ю.Р. Методика организации конкурсной деятельности студентов // Электронный научный журнал. — 2015. — С. 182—186.
- ↑ Дёмина А.Н. Методические рекомендации по проведению олимпиад профессионального мастерства. — Чебоксары, 2014. — 52 с.
- ↑ Козина И.Л, Поховцева Г.П. Конкурсное движение - инновационный фактор развития общества // Образование. Карьера. Общество. : журнал. — 2014. — №3. — С. 17.
- ↑ Емельянцев М.С. Технология подготовки конкурентоспособных выпускников среднего профессионального образования. — СПб., 2011.
- ↑ Ильина Т.И. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств // Образование. Карьера. Общество. : журнал. — 2014. — С. 42.
- ↑ Ольховская Т.А. Становление субъективности студента унивесртитета. — Оренбург: автор. дисс. ...доктор.пед.наук: 13.00.01, 2007. — 176 с.
- ↑ Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования. — Магнитогорск: автореферат дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.08, 2003.
- ↑ Петрухина О. А. Особенности педагогического взаимодействия в конкурсной деятельности студентов педагогического вуза. — Вестник Оренбурского государственного педагогического университета, 2016. — С. №1 (17).
- ↑ Соловьева С.И. Организация конкурсной деятельности как актуальный способ развития креативности учащихся СПО // Kant. – 2019. – № 1(30). – С. 105-108. – EDN ZBUENN. : журнал. — 2019. — №1(30).
- ↑ Петрухина О.А., Феттер И.В. Особенности педагогического взаимодействия в конкурсной деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Оренбурского государственного педагогического университета : журнал. — 2016. — № №1(17). — С. 252—258.
- ↑ Лукина А.К., Крюкова И.А., Степанова Н.И., Снисарёва Г.М. Конкурсная деятельность обучающихся СПО как эффективный способ повышения интереса к получаемой профессии // Международный журнал прикладных и фундаментальныхисследований : журнал. — 2017. — № №5-1. — С. 132—136.