Китайский цикл
Китайский цикл — шестидесятеричное циклическое календарное счисление[1], юпитерианский календарь, по китайским преданиям, появившийся в правление легендарного императора Хуан-ди (кит. упр. 黃帝, пиньинь Huángdì), который жил в 3 тысячелетии до н. э. Цикл служил для записи эпох правления императоров, для китайского календаря и обозначения времени суток; для астрономических исследований и предсказаний небесных явлений. Применялся также в компасе для ориентации в пространстве во время путешествий, а на черепаховых панцирях и бычьих лопатках (кит. трад. 甲骨, пиньинь jiǎgǔ, палл. цзягу) — для гаданий с привязкой ко времени.
Китайский цикл состоит из парных иероглифических знаков, которые в свою очередь разделяются на небесные стволы (кит. упр. 天干, пиньинь tiāngān, палл. тянгань) и земные ветви (кит. упр. 地支, пиньинь dìzhī, палл. дичжи). Комбинация по парам одной «ветви» с одним «стволом», например первых знаков цзя-цзы кит. упр. 甲子, пиньинь jiǎ-zǐ, дает название году или дню в ряду шестидесятеричного цикла[1].
Предыстория
Согласно легенде, в правление легендарного императора Хуан-ди (3 тыс. до н. э.) начали разрабатываться разные варианты календаря, уточнялись его составные части и главные символы. Чиновник Жун-чэн (кит. упр. 容成, пиньинь Róng-chéng) издавал календарь. Ли-шоу (кит. трад. 隸首, пиньинь Lì-shǒu) исчислял движения светил. Си-хэ или Си и Хэ (кит. трад. 羲和, пиньинь Xī Hé) предсказывал[и] небесные явления по Солнцу, Чан-и (кит. трад. 常儀, пиньинь Cháng-yí) — по Луне, Юй-цюй (кит. трад. 臾區, пиньинь Yú-qū) — по звёздам. Лин-лунь (кит. трад. 伶倫, пиньинь Líng-lún) открыл музыкальные тоны, составляющие гармонию космоса. Природа оказалась неистощимой в разнообразии, но в целом повторяющей свои произведения и явления. Да-нао (кит. трад. 大橈, пиньинь Dà-náo) первым зафиксировал эту повторяемость в циклических знаках[2]. Благодаря этим трудам,
«вероятно, Хуан-ди проверил и определил ход светил, построил и утвердил [систему] пяти первоэлементов, ввёл [исчисление] смен времён года, выправил счёт високосных месяцев и дополнительных дней»[3]
.
Циклические знаки
Циклические знаки представляют собой особые иероглифы временного класса, это язык календарей:
Небесные стволы | 甲 | 乙 | 丙 | 丁 | 戊 | 己 | 庚 | 辛 | 壬 | 癸 | 甲 | 乙 | 丙 | 丁 | … |
Земные ветви | 子 | 丑 | 寅 | 卯 | 辰 | 巳 | 午 | 未 | 申 | 酉 | 戌 | 亥 | 子 | 丑 | … |
В древности каждый циклический знак был равноправен со всеми другими иероглифами, имел вполне определённое толкование и смысл. Во временем эти значения сохранились только у некоторых циклических иероглифов, о значении других можно только догадываться. Например, «дин» кит. трад. 丁, пиньинь dīng — «совершеннолетний мужчина»; «цзи» кит. трад. 己, пиньинь jǐ — совр. «личный» (первоначальная форма иероглифа символизирует ткацкий станок[4]); «и» кит. трад. 乙, пиньинь yǐ — «серп»[5], ср. с иероглифом кит. трад. 巴, пиньинь bā — «огромный змей»; «чэнь» кит. трад. 辰, пиньинь chén — «время», «небесные светила» и др.
Первые циклические знаки были найдены в надписях на гадательных костях эпохи Инь, но только в обозначении дней. В период Чжоу ими были обозначены лунные месяцы, а также отрезки эклиптики, отмечавшие движение Солнца и Юпитера[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Исторические записки, 1986, с. 29.
- ↑ Исторические записки, 1986, с. 253.
- ↑ Исторические записки, 1986, с. 107.
- ↑ В. Соколов, 2006, с. 26.
- ↑ В. Соколов, 2006, с. 134.
Литература
- Сыма Цянь. Глава 26 Ли шу — «Трактат о календаре» 卷二十六 曆書 第四 曆術甲子篇 // Исторические записки = кит. упр. 史记, пиньинь shǐ-jì, палл. Ши цзи / Предисл. и коммент. Р. В. Вяткина. — М., 1986. — Т. XXXII, 4. — 454 с.
- Соколов Владимир. Китайская каллиграфия. Краткая история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка: от пиктограмм к идеограммамISBN 985-13-8789-4. . — М.: Харвест, 2006. — 240 с. —
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |