Катастрофа Ту-104 под Москвой (1971)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Рейс 773 Аэрофлота
Ту-104Б компании Аэрофлот, аналогичный разбившемусяТу-104Б компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся
Общие сведения
Дата 10 октября 1971 года
Время 20:17
Характер Падение с эшелона
Причина Террористический акт
Место Союз Советских Социалистических Республик СССР, у деревни Бараново, Наро-Фоминский район Московской области, 10 километров юго-западнее аэропорта Внуково (РСФСР)
Воздушное судно
Модель Ту-104Б
Авиакомпания Украинская Советская Социалистическая Республика Аэрофлот (Украинское УГА, Бориспольский ОАО)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Внуково, Москва (РСФСР)
Пункт назначения Украинская Советская Социалистическая Республика Симферополь (УССР)
Рейс 773
Бортовой номер CCCP-42490
Дата выпуска 15 августа 1960 года
Пассажиры 18
Экипаж 7
Погибшие 25 (все)

Катастрофа Ту-104 под Москвой (1971) — одна из самых загадочных катастроф в истории авиации Советского Союза. самолёт взорвался, однако дело до сих пор так и не раскрыли[1]. 10 октября 1971 года, всего через несколько мгновений после взлета, самолёт Ту-104, который следовал по маршруту Москва — Симферополь, рухнул на землю. Вскоре стало известно, что в результате инцидента погибли 25 пассажиров и членов экипажа. Хотя самолёт 104-го модельного ряда уже не раз вызывал тревогу, так как не отличался особой надёжностью и безопасностью, некоторые обстоятельства авиакатастрофы наводили на мысль о том, что дело не обычное. Подтверждением этого стали обнаруженные на обломках следы взрывчатого вещества — тротила. Специалисты провели доскональное исследование, но не смогли полностью раскрыть тайну этой трагедии[2].

Самолёт

Пассажирский лайнер, отправившийся в роковой рейс, был спроектирован в 1960 году на Казанском авиазаводе. Позже его передали Главному управлению гражданского воздушного флота, после чего он был направлен в Украину. Ту-104 под номером 42490 к октябрю 1971 года налетал уже более 13 тысяч часов и совершил более 10 тысяч беспроблемных циклов «взлет — посадка». 10 октября он должен был совершить два рейса: из Симферополя в Москву и обратно[1][3].

Данные об экипаже и потерпевших

Данные о потерпевших:

Всего на борту было 25 человек: 7 членов экипажа и 18 пассажиров. Всего погибло 25 человек: 7 членов экипажа, 18 пассажиров.

Данные об экипаже:

Катастрофа

Рейс Симферополь — Москва благополучно приземлился в пункте назначения в 19:02 во Внуково. После посадки команда приготовилась к обратному рейсу и взлетела обратно в Симферополь в 20:16. На борту находилось 7 членов экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолёт летел заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

Командир авиалайнера Константин Клюшник связался с диспетчером в 20:16:31 и сообщил, что следует по направлению к деревне Чёрная Грязь, находившейся в 50 км от Внуково. Диспетчер дал указание подняться на высоту 1500 м и попросил доложить о проходе высоты 1200 м к 20:16:44. Однако, несмотря на множественные попытки связаться с самолётом, экипаж уже не отвечал. самолёт упал вскоре после взлета, всего в нескольких километрах от аэродрома, и полностью разрушился[5].

Поиск обломков начался через 40 минут после потери связи, и они были обнаружены в поле в 10 км юго-западнее аэропорта Внуково. Самолёт столкнулся с землей под углом около 90° и скоростью 550—600 км/ч. Разброс обломков оказался огромным — 1 100 м в длину и 315 м в ширину. Были оборваны провода ЛЭП[6].

Погода в тот момент была пасмурной, с низкой облачностью, но видимость составляла 6 км. Ничто не предвещало беды. Однако, несмотря на это, в советских СМИ не появилась никакая информация о катастрофе.

Среди погибших находилась молодая актриса Раиса Зверева, которая на тот момент ещё не была известна широкой публике. Ей было всего 24 года, и единственный фильм, в котором у неё была одна из главных ролей «На углу Арбата и улицы Бубулинас» вышел в 1972 году[1].

Расследование

Изначально предполагалось, что причиной авиакатастрофы стала техническая неисправность, так как самолёты Ту-104 были известны своей ненадежностью[2]. В 1950-е годы эти самолёты были созданы на базе дальнего бомбардировщика Ту-16 и несмотря на то, что это был первый советский реактивный пассажирский авиалайнер, он также был одним из первых в мире — после британского De Havilland Comet, канадского Avro Jetliner и французского Sud Aviation Caravelle. В период с 1956 года, когда прекратили использовать De Havilland Comet, до октября 1958 года, когда начали эксплуатировать Boeing 707, Ту-104 оставался единственным пассажирским реактивным самолётом, который действительно летал.

На самом деле, был построен всего 201 самолёт, но они были сложными в управлении и признавались «сырыми». Уже к 1960 году производство Ту-104 было прекращено, а после нескольких авиакатастроф, их стали постепенно выводить из эксплуатации. В результате, было потеряно 37 самолётов и погибло 1 137 человек. Три раза Ту-104 были угнаны, что привело к гибели 84 человек[7]. В процессе эксплуатации, 100-местные самолёты были переоборудованы в 115-местные с использованием нового навигационно-пилотажного и радиотехнического оборудования. Эта модификация называлась Ту-104Б, и именно такой был самолёт, который летел в Симферополь.

Во время расследования авиакатастрофы, эксперты обнаружили признаки горения на отдельных частях самолёта, которые отделились перед падением. Кроме того, на многих фрагментах были найдены частицы тротила. Это позволило установить, что катастрофа произошла из-за взрыва бомбы на борту самолёта. Сначала полагали, что она находилась в багажном отделении, но позже выяснилось, что заряд был размещен непосредственно в пассажирском салоне между одним из сидений левого борта и стенкой. Вес бомбы составил от 0,4 до 0,8 кг тротила.

Бомба взорвалась всего через несколько секунд после взлета, разрушив левую сторону фюзеляжа, несущие элементы крыла и перебила тяги рулей высоты. Не пролетев и трех километров, самолёт на скорости 550—600 км/ч разбился о землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.

В результате двухлетнего расследования не удалось найти виновника катастрофы. Не была установлена даже причина или связь преступников с какими-либо группировками[1].

Другие версии

Несмотря на громкий и шокирующий инцидент, о нём очень мало информации. Судьба самолёта Ту-104Б 42490 оказалась почти никому не интересной. Тем не менее среди людей выдвигалось несколько версий случившегося.

Первая теория заключается в том, что на самом деле не было никакой бомбы, а самолёт упал из-за какой-то технической неисправности. В то время было известно, что самолёты Туполева не отличались высоким качеством. Они были сложными в управлении, их часто заносило при взлете, а системы на борту время от времени выходили из строя. Аварии случились с 18 % Ту-104 от их общего количества, что было чрезвычайно высоким показателем. Возможно, и с номером 42490 произошла какая-то неисправность, однако этот факт решили скрыть этот факт, чтобы защитить репутацию конструкторов.

Вторая интерпретация событий указывает на ситуацию, аналогичную той, что произошла с Ту-104А над Читой в 1973 году. Тогда гражданин Азербайджана Чингис Юнус-оглы Рзаев попытался угнать самолёт, угрожая стюардессе самодельным взрывным устройством. Несмотря на то, что Рзаева удалось подстрелить, он смог активировать СВУ, из-за чего самолёт развалился на несколько частей. Однако, если с № 42490 произошла схожая ситуация, то почему-то никто не узнал об этом. И не удалось вычислить преступника.

Ещё одной версией является то, что враги СССР из Китая тайно подложили бомбу в салон самолёта после знаменитого политического раскола. Однако, если это было так, остается неясным, почему китайцы решили уничтожить двадцать невинных пассажиров, когда можно было провести гораздо более масштабное нападение[1][2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Катастрофа Ту-104 в 1971 году под Москвой. Что произошло и кто виноват?. Рамблер (17 июня 2020). Дата обращения: 10 октября 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Антонюк, Е. Единственный нераскрытый теракт в СССР: 50 лет назад был взорван Ту-104, летевший в Крым. life.ru (10 октября 2021). Дата обращения: 10 октября 2023.
  3. Туполев Ту-104Б CCCP-42490 а/к Аэрофлот - МГА СССР - карточка борта. russianplanes.net. Дата обращения: 10 октября 2023.
  4. Взрыв на борту Ту-104Б близ аэропорта Внуково. 1971. Avia.pro (31 декабря 2014). Дата обращения: 10 октября 2023.
  5. Сидорчик, А. Диверсия в воздухе. Пять случаев взрыва самолетов в СССР и России. АиФ (17 ноября 2015). Дата обращения: 10 октября 2023.
  6. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России. airdisaster.ru. Дата обращения: 10 октября 2023.
  7. Такие разные у самолётов судьбы. Такие разные у самолётов судьбы (12 июля 2014). Дата обращения: 10 октября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!