КАМАЗ-мастер
КАМАЗ-мастер | |
---|---|
Общая информация | |
Дебют | 17 июля 1988 года |
Страна | Россия |
Руководители | Владимир Чагин |
Статистика выступлений | |
Текущие пилоты |
Эдуард Николаев, Андрей Каргинов, Айрат Мардеев, Дмитрий Сотников, Антон Шибалов |
Сайт | kamazmaster.ru |
«КАМАЗ-мастер» — российская автогоночная команда, специализирующаяся на участии в ралли-рейдах. Связана с автозаводом «КАМАЗ», расположенном в городе Набережные Челны, Россия. В гонках выступает на автомобилях марки «КАМАЗ». Экипажи «КАМАЗ-мастер» 19 раз становились победителями «Ралли Дакар» (ранее — «Ралли Париж — Дакар»). Признана сильнейшей командой мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков[1].
История
Команда «КАМАЗ-мастер» была основана в 1988 году. Она является единственной заводской командой в России, которая успешно представляет страну в мировом автоспорте. Команда известна своими высокими достижениями и занимает лидирующее место в мировом рейтинге автомобильных команд.
Одним из главных достижений команды является ее участие в супермарафоне «Дакар». «КАМАЗ-мастер» становился призером этой гонки множество раз и 19 раз — победителем, что является уникальным достижением. Кроме того, команда воспитала 5 обладателей Кубка мира, 16 мастеров спорта международного класса, 12 заслуженных мастеров спорта России и 16 мастеров спорта.
Особенностью команды «КАМАЗ-мастер» является то, что она сама разрабатывает, проектирует и собирает гоночные грузовики, на которых выступает на соревнованиях. Для этой работы у команды есть нужные функциональные звенья, такие как конструкторское бюро, бюро организации процессов производства, отдел маркетинга, служба главного инженера, бухгалтерия и производственный цех.
Команда популяризирует российский автоспорт и продвигает отечественную технику на мировом уровне. Команда следует принципу использования комплектующих и агрегатов производителей, которые являются поставщиками для головного предприятия конвейера «КАМАЗ». Также ралли «Дакар» является полигоном для испытания технических новинок и конструкторских разработок, которые затем идут в серийное производство.
Основные соперники команды на международных соревнованиях — Iveco, MAN, Tatra, Renault, Ginaf и другие.
Команда «КАМАЗ-мастер» участвует в ралли «Дакар» с 1990 года. В 1996 году команда впервые выиграла эту гонку и с тех пор 19 раз побеждала в ней (с учетом 2022 года). Она также десятикратный победитель международного ралли «Шелковый путь» и лидер чемпионатов России по ралли-рейдам.
Члены команды «КАМАЗ-мастер» неоднократно награждены высокими правительственными наградами[2].
Автомобили
Сентябрь 1988 года — на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310. Уже в начале 1990 годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251. Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода.
В 1994 году команда выступила на автомобиле с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков, — КАМАЗ 49252. На нем стоял двигатель в 750 лошадиных сил, машина имела среднемоторную компоновку и крупные 25-дюймовые колеса. Скошенная платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, — оригинальный этап дизайна спортивного грузовика, оставшийся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения вынесут камазовские экипажи к победному подиуму автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996 года, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар».
Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный КАМАЗ 49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощный мотор ломал трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года. Очень часто автомобили создавались в предельно сжатые сроки. В 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта. В короткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. После каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото.
Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый скачок, создав новую модель спортивной машины. КАМАЗ 4911 EXTREME стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». В руках пилота Владимира Чагина эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 830 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч.
С 1999 года испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники.
В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера 15 подобных машин, теперь требовалось — 50 в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии.
На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ-4326 VK. О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».
В 2016 году команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.
В мае 2018 года был создан автомобиль КАМАЗ-43509. За 2019 год машина претерпела серьезную модернизацию: оптимизированы рабочие процессы двигателя, что позволило снизить дымность отработавших газов без ухудшения динамических свойств, усовершенствованы магистрали и элементы впускной и выпускной систем, уменьшено усилие на рулевое колесо, произошла перекомпоновка внутреннего оснащения кузова и оптимизирован центр тяжести автомобиля.
В июле 2021 года была завершена большая работа по созданию нового спортивного грузовика семейства К5 — КАМАЗ-435091. Совершенно новый спортивный грузовик вобрал в себя весь опыт выступлений предыдущих лет. Изменённый облик кабины станет частью заводской маркетинговой программы продвижения нового семейства грузовиков ПАО «КАМАЗ» на международном и внутреннем рынке грузовых автомобилей.
При разработке и конструировании новой машины конструктора «КАМАЗ-мастер» руководствовались предстоящими изменениями в техническом регламенте FIA, который принимается для планируемого с 2022 года грузового зачёта Чемпионата мира по внедорожным ралли[3].
Самый первый КамАЗ-4310
КамАЗ-4310 — советский и российский крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости Камского автомобильного завода, основная модель.
Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии ВС Союза ССР. Первая партия выпущена в январе 1981 года в качестве трудового подарка к XXVI съезду КПСС. Суммарно произведён 273 901 автомобиль этой модели[4].
Самый победный КамАЗ-4326-9 (VK)
КамАЗ-4326-9 (VK) — российский гоночный автомобиль команды «КАМАЗ-мастер». Преемник КАМАЗ 4911. Построен на базе серийной армейской модели. С 2007 года участвует в международном ралли «Дакар».
История
Поводом для создания машины послужили очередные изменения требований к грузовикам со стороны FIA, которые позволяли омологировать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. Новый полноприводный спортивный внедорожник имел с 2007 года восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-7Э846.10-07 мощностью в 850 л. с., а с 2011 года дизельные двигатели ЯМЗ-7Э846.10-07 заменены на ТМЗ-7Э846.10-07.
В 2013 году на автомобиль установлен двигатель Liebherr D9508 мощностью в 920 л. с.
Двигатель автомобиля перенесен на 400 мм, а кабина — на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить «развесовку» грузовика. За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость. Спускаясь с дюны, машина без помех переходит в горизонтальное положение (раньше задевала бампером за поверхность). Ход автомобиля стал более плавным за счет модернизации подвески, в частности применения новых амортизаторов.
Вес автомобиля удалось снизить, хотя до разрешенного устроителями «Дакара» минимального предела в 8,5 тонн дойти пока не получилось, но работа над этим ведется и по сей день. Согласно требованиям ФИА по уменьшению дымности, пришлось изменить настройки топливной системы, что привело к уменьшению мощности.
Автомобиль КАМАЗ 4326 VK был создан в полном соответствии с техническими требованиями организаторов международных ралли-марафонов и первым прошел омологацию в своем классе[5].
Самый неожиданный КамАЗ-49250
КамАЗ-49250 — спортивный грузовой автомобиль высокой проходимости, разработанный и построенный раллийной командой «КамАЗ-мастер» для участия в международных соревнованиях по ралли-рейдам. Является первым двухосным спортивным грузовым автомобилем, построенным командой «КАМАЗ-мастер».
Участие в гонках
Дебют двухосника «КамАЗ-49250» состоялся на ралли «Париж-Дакар-Париж 1994» и оказался провальным: у двигателей всех трёх машин не выдержал нагрузок газовый стык, и всем экипажам команды «КамАЗ-мастер» пришлось сойти с дистанции гонки. Результатом этого стал постепенный отказ команды от использования камазовских двигателей в качестве силового агрегата для своих спортивных грузовиков[6].
Список побед в ралли «Дакар»
Спонсоры
Генеральные спонсоры
Партнеры команды КАМАЗ-мастер
- 1С
- GMGen Power Systems
- KamaTyres
- ООО «Тракс Восток Рус»
- ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»
- «Ариадна - Центр доктора Очеретиной»
- ФГБУ РНЦ «ВТО им. акад. Г.А.Илизарова»
- ООО «ТЕКОМ»
- ГК «Кориб»
- Kamarooms Business Hotel & Spa 4
Информационные спонсоры
Примечания
- ↑ KAMAZ master. Команда . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- ↑ KAMAZ master. История . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- ↑ KAMAZ-master. Автомобили . Дата обращения: 15 декабря 2023.
- ↑ KAMAZ-master. Официальный сайт команды . © 1990-2023 «КАМАЗ-мастер». Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ А.Калиниченко. НТЦ «КАМАЗа» - 45 лет «КАМАЗ-мастер: история и модели» . © ПАО «КАМАЗ» 1999-2023. Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ Мастера «Дакара» . © ПАО «КАМАЗ» 1999-2023. Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ KAMAZ-master. Партнеры . © 1990-2023 «КАМАЗ-мастер». Дата обращения: 15 декабря 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |