КАМАЗ-мастер

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
КАМАЗ-мастер
КАМАЗ-мастер
Общая информация
Дебют 17 июля 1988 года
Страна Флаг России Россия
Руководители Владимир Чагин
Статистика выступлений
Текущие пилоты Эдуард Николаев,
Андрей Каргинов,
Айрат Мардеев,
Дмитрий Сотников,
Антон Шибалов
Сайт kamazmaster.ru

«КАМАЗ-мастер» — российская автогоночная команда, специализирующаяся на участии в ралли-рейдах. Связана с автозаводом «КАМАЗ», расположенном в городе Набережные Челны, Россия. В гонках выступает на автомобилях марки «КАМАЗ». Экипажи «КАМАЗ-мастер» 19 раз становились победителями «Ралли Дакар» (ранее — «Ралли Париж — Дакар»). Признана сильнейшей командой мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков[1].

История

Команда «КАМАЗ-мастер» была основана в 1988 году. Она является единственной заводской командой в России, которая успешно представляет страну в мировом автоспорте. Команда известна своими высокими достижениями и занимает лидирующее место в мировом рейтинге автомобильных команд.

Одним из главных достижений команды является ее участие в супермарафоне «Дакар». «КАМАЗ-мастер» становился призером этой гонки множество раз и 19 раз — победителем, что является уникальным достижением. Кроме того, команда воспитала 5 обладателей Кубка мира, 16 мастеров спорта международного класса, 12 заслуженных мастеров спорта России и 16 мастеров спорта.

Особенностью команды «КАМАЗ-мастер» является то, что она сама разрабатывает, проектирует и собирает гоночные грузовики, на которых выступает на соревнованиях. Для этой работы у команды есть нужные функциональные звенья, такие как конструкторское бюро, бюро организации процессов производства, отдел маркетинга, служба главного инженера, бухгалтерия и производственный цех.

Команда популяризирует российский автоспорт и продвигает отечественную технику на мировом уровне. Команда следует принципу использования комплектующих и агрегатов производителей, которые являются поставщиками для головного предприятия конвейера «КАМАЗ». Также ралли «Дакар» является полигоном для испытания технических новинок и конструкторских разработок, которые затем идут в серийное производство.

Основные соперники команды на международных соревнованиях — Iveco, MAN, Tatra, Renault, Ginaf и другие.

Команда «КАМАЗ-мастер» участвует в ралли «Дакар» с 1990 года. В 1996 году команда впервые выиграла эту гонку и с тех пор 19 раз побеждала в ней (с учетом 2022 года). Она также десятикратный победитель международного ралли «Шелковый путь» и лидер чемпионатов России по ралли-рейдам.

Члены команды «КАМАЗ-мастер» неоднократно награждены высокими правительственными наградами[2].

Автомобили

Спортивный центр «КАМАЗ-мастер»

Сентябрь 1988 года — на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310. Уже в начале 1990 годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251. Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода.

В 1994 году команда выступила на автомобиле с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков, — КАМАЗ 49252. На нем стоял двигатель в 750 лошадиных сил, машина имела среднемоторную компоновку и крупные 25-дюймовые колеса. Скошенная платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, — оригинальный этап дизайна спортивного грузовика, оставшийся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения вынесут камазовские экипажи к победному подиуму автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996 года, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар».

Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный КАМАЗ 49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощный мотор ломал трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года. Очень часто автомобили создавались в предельно сжатые сроки. В 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта. В короткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. После каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото.

Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый скачок, создав новую модель спортивной машины. КАМАЗ 4911 EXTREME стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». В руках пилота Владимира Чагина эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 830 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч.

С 1999 года испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники.

Ралли Дакар 2009

В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера 15 подобных машин, теперь требовалось — 50 в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии.

На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ-4326 VK. О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».

В 2016 году команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.

В мае 2018 года был создан автомобиль КАМАЗ-43509. За 2019 год машина претерпела серьезную модернизацию: оптимизированы рабочие процессы двигателя, что позволило снизить дымность отработавших газов без ухудшения динамических свойств, усовершенствованы магистрали и элементы впускной и выпускной систем, уменьшено усилие на рулевое колесо, произошла перекомпоновка внутреннего оснащения кузова и оптимизирован центр тяжести автомобиля.

В июле 2021 года была завершена большая работа по созданию нового спортивного грузовика семейства К5 — КАМАЗ-435091. Совершенно новый спортивный грузовик вобрал в себя весь опыт выступлений предыдущих лет. Изменённый облик кабины станет частью заводской маркетинговой программы продвижения нового семейства грузовиков ПАО «КАМАЗ» на международном и внутреннем рынке грузовых автомобилей.

При разработке и конструировании новой машины конструктора «КАМАЗ-мастер» руководствовались предстоящими изменениями в техническом регламенте FIA, который принимается для планируемого с 2022 года грузового зачёта Чемпионата мира по внедорожным ралли[3].

Камаз 4310

Самый первый КамАЗ-4310

КамАЗ-4310 — советский и российский крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости Камского автомобильного завода, основная модель.

Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии ВС Союза ССР. Первая партия выпущена в январе 1981 года в качестве трудового подарка к XXVI съезду КПСС. Суммарно произведён 273 901 автомобиль этой модели[4].

Самый победный КамАЗ-4326-9 (VK)

Камаз 4326 VK

КамАЗ-4326-9 (VK) — российский гоночный автомобиль команды «КАМАЗ-мастер». Преемник КАМАЗ 4911. Построен на базе серийной армейской модели. С 2007 года участвует в международном ралли «Дакар».

История

Поводом для создания машины послужили очередные изменения требований к грузовикам со стороны FIA, которые позволяли омологировать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. Новый полноприводный спортивный внедорожник имел с 2007 года восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-7Э846.10-07 мощностью в 850 л. с., а с 2011 года дизельные двигатели ЯМЗ-7Э846.10-07 заменены на ТМЗ-7Э846.10-07.

В 2013 году на автомобиль установлен двигатель Liebherr D9508 мощностью в 920 л. с.

Двигатель автомобиля перенесен на 400 мм, а кабина — на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить «развесовку» грузовика. За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость. Спускаясь с дюны, машина без помех переходит в горизонтальное положение (раньше задевала бампером за поверхность). Ход автомобиля стал более плавным за счет модернизации подвески, в частности применения новых амортизаторов.

Вес автомобиля удалось снизить, хотя до разрешенного устроителями «Дакара» минимального предела в 8,5 тонн дойти пока не получилось, но работа над этим ведется и по сей день. Согласно требованиям ФИА по уменьшению дымности, пришлось изменить настройки топливной системы, что привело к уменьшению мощности.

Автомобиль КАМАЗ 4326 VK был создан в полном соответствии с техническими требованиями организаторов международных ралли-марафонов и первым прошел омологацию в своем классе[5].

Самый неожиданный КамАЗ-49250

КамАЗ-49250 — спортивный грузовой автомобиль высокой проходимости, разработанный и построенный раллийной командой «КамАЗ-мастер» для участия в международных соревнованиях по ралли-рейдам. Является первым двухосным спортивным грузовым автомобилем, построенным командой «КАМАЗ-мастер».

Участие в гонках

Дебют двухосника «КамАЗ-49250» состоялся на ралли «Париж-Дакар-Париж 1994» и оказался провальным: у двигателей всех трёх машин не выдержал нагрузок газовый стык, и всем экипажам команды «КамАЗ-мастер» пришлось сойти с дистанции гонки. Результатом этого стал постепенный отказ команды от использования камазовских двигателей в качестве силового агрегата для своих спортивных грузовиков[6].

Список побед в ралли «Дакар»

Приз за победу в Ралли «Париж-Дакар» в 2011 году
Год Команда Маршрут
Пилот Страна Производитель
2022 Дмитрий Сотников Россия КамАЗ-435091 Саудовская Аравия
2021 Дмитрий Сотников Россия КамАЗ-43509 Саудовская Аравия
2020 Андрей Каргинов Россия КамАЗ-43509 Саудовская Аравия
2019 Эдуард Николаев Россия КамАЗ-43509 Перу
2018 Эдуард Николаев Россия КамАЗ-4326-9 Перу — Боливия — Аргентина
2017 Эдуард Николаев Россия КамАЗ-4326-9 Парагвай — Боливия — Аргентина
2015 Айрат Мардеев Россия КамАЗ-4326-9 Буэнос-Айрес — Икике — Буэнос-Айрес
2014 Андрей Каргинов Россия КамАЗ 4326-9 Росарио — Боливия — Вальпараисо
2013 Эдуард Николаев Россия КамАЗ 4326-9 Лима — Сан-Мигель-де-Тукуман — Сантьяго
2011 Владимир Чагин Россия КамАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес
2010 Владимир Чагин Россия КамАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес
2009 Фирдаус Кабиров Россия КамАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Вальпараисо — Буэнос-Айрес
2006 Владимир Чагин Россия КамАЗ 4911 Лиссабон — Дакар
2005 Фирдаус Кабиров Россия КамАЗ 4911 Барселона — Дакар
2004 Владимир Чагин Россия КамАЗ 4911 Клермон-Ферран — Дакар
2003 Владимир Чагин Россия КамАЗ 4911 Марсель — Шарм-эш-Шейх
2002 Владимир Чагин Россия КамАЗ 49256 Аррас — Мадрид — Дакар
2000 Владимир Чагин Россия КамАЗ 49252 Париж — Дакар — Каир
1996 Виктор Московских Россия КамАЗ 49252 Гранада — Дакар

Спонсоры

Генеральные спонсоры

Партнеры команды КАМАЗ-мастер

Информационные спонсоры

Примечания

  1. KAMAZ master. Команда. Дата обращения: 8 декабря 2023.
  2. KAMAZ master. История. Дата обращения: 8 декабря 2023.
  3. KAMAZ-master. Автомобили. Дата обращения: 15 декабря 2023.
  4. KAMAZ-master. Официальный сайт команды. © 1990-2023 «КАМАЗ-мастер». Дата обращения: 16 декабря 2023.
  5. А.Калиниченко. НТЦ «КАМАЗа» - 45 лет «КАМАЗ-мастер: история и модели». © ПАО «КАМАЗ» 1999-2023. Дата обращения: 16 декабря 2023.
  6. Мастера «Дакара». © ПАО «КАМАЗ» 1999-2023. Дата обращения: 16 декабря 2023.
  7. KAMAZ-master. Партнеры. © 1990-2023 «КАМАЗ-мастер». Дата обращения: 15 декабря 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!