Инь и ян

Материал из «Знание.Вики»

Инь и ян (на китайском языке буквально — тём­ное и свет­лое)— основополагающие понятия в китайской философии. Инь и ян представляют собой две стороны (ипостаси) энергии ци[1].

Инь и ян

Понятие «инь и ян»

Инь трактуется как земное начало, ян —как небесное. Две стороны всего существующего (дуализм), их взаимное влияние друг на друга объясняют мировые процессы, жизнь человека, принципы познания истины и разумных действий[2]. Инь и ян — две противоположности, которые находятся в постоянном равновесии. Они представляют собой гармонию. В случае, если она нарушается, начинаются кризисы, войны. Учение о инь и ян означает обязательное наличие дуализма любых явлений. Например, в природе: свет и тьма, небо и земля, огонь и вода и другое в социуме: мужчина и женщина, в математике: чётные и нечётные числа и другие. Это категории, которые противоположны друг другу[3]. Инь и ян — фундаментальные концепции даосизма[4]. Круг —инь и ян — даосский символ Вселенной. Инь всегда немного переходит в ян, ян — в инь. Круг инь и ян символизирует идею целостности[5].

История возникновения учения о «инь и ян»

Данная теория об универсальном дуализме появилась в середине первого тысячелетия до нашей эры и была систематизирована «И цзи­не»[1]. В этом труде инь и ян представляли собой «два образца», которые рождены «Ве­ли­ким пре­де­лом» (тай цзи). Инь и ян то­жде­ст­в­ле­нны эле­мен­тар­ны­м ком­по­нен­та­м гек­са­грамм (гуа) – пре­рван­ной и це­лой чер­та­ми со­от­вет­ст­вен­но. Теория о инь и ян по­лу­чи­ла своё развитие в шко­ле инь­ян цзя. Цзоу Янь и Дун Чжун­шу со­еди­ни­ли теорию о инь и ян с уче­ни­ем о пя­ти эле­мен­тах (у син). Это стало фундаментом для всех последующих философских школ в Ки­тае[1].

В «Си цы чжуа­ни» дей­ст­вие инь и ян рас­про­стра­ня­лось как на об­щественные, так и на се­мей­ные от­но­ше­ния. Дун Чжун­шу использовал идею о инь и ян в со­ци­аль­ной оцен­ке мо­раль­ных ка­че­ст­в, поощрения и на­ка­за­ния: «Всё дур­ное ис­чер­пы­ва­ет­ся в инь, всё доб­рое — в ян»; «в ян — вы­со­кое на­ча­ло, в инь – низ­кое»[1]. Чжоу Ду­ньи рассматривал инь и ян как «движение» и «покой» «Ве­ли­ко­го пре­де­ла» — про­грам­мы упо­ря­до­чен­но­го раз­ви­тия ми­ра[1].

Применение в китайской медицине

В китайской медицине считается, что, если человек болеет, то у него нарушен баланс между инь и ян, чтобы выздороветь, необходимо его восстановить[6]. Состояния человека в китайской медицине разделены на иньские (холодные) и янские (горячие)[5]. Об усталом, расслабленном человеке китайцы говорят, что он слишком инь, о возбуждённом, нервном, беспокойном — что он слишком ян[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Кобзев А. И. Инь и ян. old.bigenc.ru. Дата обращения: 6 июня 2024.
  2. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. — 1064 с.
  3. Дашеева В. В. Китайские антропонимы: вопросы истории, семантики и функционирования. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-9793-0707-7.
  4. Хандархаева В. В. Проблема взаимодействия противоположностей в философии Китая // Вестник БГУ. — 2015. — № 6.
  5. 5,0 5,1 5,2 Вебстер Р. Фэншуй для любви и семьи. — Санкт-Петербург: Тимошка, 2005. — 160 с.
  6. Дашеева В. В., Хандархаева В. В. (дата обращения: 06.06.2024). Философское учение инь-ян в китайской культурной традиции // Вестник БГУ. — 2022. — № 2.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!