Инь и ян
Инь и ян (на китайском языке буквально — тёмное и светлое)— основополагающие понятия в китайской философии. Инь и ян представляют собой две стороны (ипостаси) энергии ци[1].
Понятие «инь и ян»
Инь трактуется как земное начало, ян —как небесное. Две стороны всего существующего (дуализм), их взаимное влияние друг на друга объясняют мировые процессы, жизнь человека, принципы познания истины и разумных действий[2]. Инь и ян — две противоположности, которые находятся в постоянном равновесии. Они представляют собой гармонию. В случае, если она нарушается, начинаются кризисы, войны. Учение о инь и ян означает обязательное наличие дуализма любых явлений. Например, в природе: свет и тьма, небо и земля, огонь и вода и другое; в социуме: мужчина и женщина; в математике: чётные и нечётные числа и другие. Это категории, которые противоположны друг другу[3]. Инь и ян — фундаментальные концепции даосизма[4]. Круг —инь и ян — даосский символ Вселенной. Инь всегда немного переходит в ян, ян — в инь. Круг инь и ян символизирует идею целостности[5].
История возникновения учения о «инь и ян»
Данная теория об универсальном дуализме появилась в середине первого тысячелетия до нашей эры и была систематизирована «И цзине»[1]. В этом труде инь и ян представляли собой «два образца», которые рождены «Великим пределом» (тай цзи). Инь и ян тождествленны элементарным компонентам гексаграмм (гуа) – прерванной и целой чертами соответственно. Теория о инь и ян получила своё развитие в школе иньян цзя. Цзоу Янь и Дун Чжуншу соединили теорию о инь и ян с учением о пяти элементах (у син). Это стало фундаментом для всех последующих философских школ в Китае[1].
В «Си цы чжуани» действие инь и ян распространялось как на общественные, так и на семейные отношения. Дун Чжуншу использовал идею о инь и ян в социальной оценке моральных качеств, поощрения и наказания: «Всё дурное исчерпывается в инь, всё доброе — в ян»; «в ян — высокое начало, в инь – низкое»[1]. Чжоу Дуньи рассматривал инь и ян как «движение» и «покой» «Великого предела» — программы упорядоченного развития мира[1].
Применение в китайской медицине
В китайской медицине считается, что, если человек болеет, то у него нарушен баланс между инь и ян, чтобы выздороветь, необходимо его восстановить[6]. Состояния человека в китайской медицине разделены на иньские (холодные) и янские (горячие)[5]. Об усталом, расслабленном человеке китайцы говорят, что он слишком инь, о возбуждённом, нервном, беспокойном — что он слишком ян[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Кобзев А. И. Инь и ян . old.bigenc.ru. Дата обращения: 6 июня 2024.
- ↑ Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. — 1064 с.
- ↑ Дашеева В. В. Китайские антропонимы: вопросы истории, семантики и функционирования. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-9793-0707-7.
- ↑ Хандархаева В. В. Проблема взаимодействия противоположностей в философии Китая // Вестник БГУ. — 2015. — № 6.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Вебстер Р. Фэншуй для любви и семьи. — Санкт-Петербург: Тимошка, 2005. — 160 с.
- ↑ Дашеева В. В., Хандархаева В. В. (дата обращения: 06.06.2024). Философское учение инь-ян в китайской культурной традиции // Вестник БГУ. — 2022. — № 2.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |