Информационная война
Информационная война (англ. Information war) — противоборство между двумя государствами или группами государств в информационном пространстве в целях нанесения ущерба государственным информационным системам, процессам и ресурсам, а также критически важным и другим объектам; подрыва политической, экономической и социальной систем; массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны[1].
Существенное количество исследователей предлагают рассматривать информационную войну как: «базис гибридных войн», «элемент гибридной войны», «один из способов ведения гибридной войны», «инструмент современной гибридной войны», «информационная составляющая гибридных войн», «информационные технологии гибридных войн»[2].
В силу того, что информационная война является многоплановым и многомерным феноменом, а также в силу различных теоретико-методологических позиций специалистов, рассматривающих его в контексте различных школ и парадигм, целостное определение информационной войны отсутствует: каждый из подходов — психологический, социально-коммуникативный, конфликтологический, интегративный, геополитический, военно-стратегический, системный — даёт возможность сформировать представление о различных её сторонах[1].
Ученый и политолог И. Н. Панарин, действительный член Академии военных наук, предлагает такое значение информационной войны: «Информационная война — способ создания системы управления в целях организации ноосферы и мирового информационно-психологического пространства в своих интересах». Другой отечественный ученый, доктор политических наук А. В. Манойло определяет этот термин так: «Информационная война — это особый вид вооруженного конфликта, в котором столкновения сторон происходит в форме информационных операций с применением информационного оружия»[3].
История
Понятие информационной войны для истории человечества не ново. Российские исследователи А. Д. Васильев и Ф. Е. Подсохин в этой связи писали:[4] «Античные авторы во всех красках описывали агитационные кампании, деморализующие и таким образом ослабляющие противника, либо наоборот — поднимающие боевой дух соотечественников».
Имелись примеры и на Руси, когда во время Куликовской битвы Московское Государство, стремясь собрать под своими знамёнами русских князей, поднимало повестку о небывалой доселе слабости Орды из-за Великой Замятни. Позже главным противником России в информационной войне стала Речь Посполита. Во время Ливонской войны 1558—1583 годов, когда воеводы могли сменить сторону конфликта, прибыв в стан бывшего врага, распространяли о противнике очерняющие памфлеты, преувеличения и небылицы. Следующее обострение случилось во времена Смутного времени начала XVII века, когда правившая в Польше династия претендовала на русский престол, проводя агитационную работу в свою пользу. Главным средством в информационной войне того времени были описательные заметки путешественников, памфлеты, брошюры, распространяемые среди знати[5].
Элементы информационной войны наличиствуют во время Крымской войны (1853—1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок[6]. Активно велась информационная война и в годы Первой мировой войны, в том числе на Русском фронте[7].
После Октябрьской революции, когда в 1918 году Советская Россия вышла из Антанты и заключила с Германией сепаратный мир, средства массовой информации бывших союзников с яростью бросились на большевиков. Их обвиняли в лучшем случае в вероломстве и предательстве, в худшем — объявляли ставленниками тайного мирового сионистского правительства, подготавливающего мир к приходу Антихриста. Сами же большевики вели обширнейшую информационную войну за умы населения новой России в годы Гражданской войны, в которой победили[5].
Достаточно чётко выраженное понятие информационной войны появилось относительно недавно — когда информационные методы общественно-политического воздействия получили крайне широкое распространение, а социальные исследования достигли определённого прогресса. В 1970 году — в разгар «Холодной войны» — канадский исследователь медиа Маршалл Маклюэн отмечал: «Третья мировая война — это партизанская информационная война, где нет различия между военными и гражданскими» (World War III is a guerrilla information war, with no division between military and civilian participation).[8] По мнению российского социального исследователя А. А. Зиновьева, ещё одним фактором, способствующим «повсеместному применению информационных методов противодействия», стало влияние массовой культуры на образ жизни людей[4].
Современность
В информационной войне могут участвовать как созданные властями структуры, так и отдельные сообщества, группы людей и частные лица[9]. Информационная война непрерывна и проводится не только во время вооружённой борьбы, но и в мирное время[10]. Информационная война — один из самых жёстких видов противоборства в гибридной войне.
Элементы информационной войны[11]:
- психологические операции — использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага;
- электронная война — не позволяет врагу получить точную информацию;
- дезинформация — предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях;
- физическое разрушение — может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем;
- меры безопасности — стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях;
- прямые информационные атаки — прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.
Основные черты[11]:
- Инструменты: в информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и тому подобное. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.
- Объекты: может быть как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, диппредставители, главы воинских формирований и другие).
- Методы: методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.
- Антураж: информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.
- Специфика: навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы.
- Средства: средствами ведения информационной войны являются любые способы передачи информации — от СМИ до почты и сплетен.
- Сущность: информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.
В августе 1995 года Национальный университет обороны (National Defense University) США опубликовал работу учёного, профессора Мартина Либики «Что такое информационная война?», в которой автор определил семь форм информационной войны[12]:
- Командно-управленческая — в современном значении нацелена на каналы связи между командованием и исполнителями и преследует целью лишение управления.
- Разведывательная война — сбор важной в военном отношении информации (как нападение) и защита собственной.
- Электронная война — направлена против средств электронных коммуникаций: радиосвязи, радиолокационных станций, компьютерных сетей.
- Психологическая война — пропаганда, «промывание мозгов», информационная обработка населения (разделена на четыре составляющие — подрыв гражданского духа, деморализация Вооруженных сил, дезориентация командования и война культур).
- Хакерская война — подразумевает диверсионные действия против гражданских объектов противника и защиту от них (действия против военных расцениваются как электронная война). Действия хакеров могут привести к тотальному параличу сетей, перебоям связи, введению случайных ошибок в пересылку данных, хранению информации и услуг (несанкционированным подключениям к сетям), тайному мониторингу сетей, несанкционированному доступу к закрытым данным с целью шантажа.
- Экономическая информационная война, в которой автор определил две формы — информационная блокада (направленная против США) и информационный империализм (метод самих США).
- Кибервойна — захват компьютерных данных, позволяющих выследить цель (либо шантажировать её), отличается от «обычного» хакерства.
Одним из примеров использования методов информационной войны считается вооружённый конфликт между многонациональными силами во главе с США с одной стороны, и Ираком — с другой, в котором одну из ключевых ролей сыграло тщательное и заблаговременное информационно-психологическое обеспечение военной операции на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях. Были комплексно задействованы официальные информационно-пропагандистские структуры, средства массовой информации, а также силы и средства психологического обеспечения Вооружённых сил США и Великобритании. Основными объектами информационно-психологического воздействия являлись мировое общественное мнение, собственное население, а также военно-политическое руководство, вооружённые силы и население Ирака. Кроме того, в ходе боевых действий американскими военными широко использовались мобильные средства для создания помех средствам связи иракских войск[1].
Немаловажным аспектом ведения информационной войны является аналитика «больших данных» и целенаправленное воздействие на население, основанное на активности граждан в социальных сетях. Такие технологии играют всё большую роль в протестной мобилизации людей, что подтверждают события в Республике Беларусь в 2020 году[13] и в Казахстане в 2022 году[14][15]. Феномен «больших данных» и потребность в их быстром анализе актуализировал проблему включения в арсенал информационной войны инструментов искусственного интеллекта, которые, как предполагается, значительно повлияют на её форматы[1].
Информационная война, в отличие от большинства других видов войн, не влечет за собой запуск оружия массового уничтожения, открытие фронта сражения и потери в тысячи людей. События этого противодействия происходят в сфере медиа, которая и влияет на политическую, социальную и культурную обстановки в обществе и государстве. Весьма важным методом по ведению информационного противостояния становится пропаганда, которая способна оказывать сильное воздействие на разум человека, создавая при этом конкретный набор ценностей и определённое мнение о происходящих событиях. Пропаганда работает в любое время, как в мирный, так и в военный период. Следует отметить ещё один метод — кибератака, которая придает глобальный характер виртуальной сети и является очень результативной на сегодняшний день, то есть во-время, когда сеть Интернет используется по максимуму[3].
Всё выше указанное характерно в настоящее время в гибридной войне коллективного Запада с Россией, разгоревшейся после присоединения Крыма к России и особенно — после начавшейся специальной военной операции[16].
Российско-украинская информационная война стала такой когнитивной войной, где борьба ведётся за программирование мышления как с одной стороны, так и противоположной в нужном направлении. И не просто за программирование, а за перепрограммирование, в рамках которого полностью поменялись местами понятия «друг» и «враг»[17]. На данный момент Россия достаточно грамотно ведет информационную войну с украинскими центрами информационно-психологических операций (ЦИПсО), в том числе благодаря военным корреспондентам[18].
Источники
- Почепцов Г. Г. Информационные войны.. — М., К.: Рефл-бук, Ваклер, 2000. — 576 с. — ISBN 5-87983-087-X. — 1177 цитирований на 11.06.2020
- Панарин И. Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. — М.: Поколение, 2012. — 260 с. — ISBN 978-5-9763-0133-7. — 193 цитирований на 11.06.2020
- Цыганов В. В., Бухарин С. Н. Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология. — М.: Академический проект, 2007. — 336 с. — ISBN 978-5-8291-0823-6. — 195 цитирований на 11.06.2020
- Белоножкин В. И., Остапенко Г. А. Информационные аспекты противодействия терроризму. — М.: Горячая линия - Телеком, 2009. — 112 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9912-0087-5.
- Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник. — 2-е изд., стереотип. — М.: Горячая линия - Телеком, 2011. — 495 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-9912-0173-5.
- Власенко И. С., Кирьянов М. В. Информационная война: искажение реальности. — М.: ИД «Канцлер», 2011. — 196 с. — ISBN 978-5-91730-081-8.
- Воронцова Л. В., Фролов Д. Б. История и современность информационного противоборства. — М.: Горячая линия - Телеком, 2006. — 192 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93517-283-6.
- Гриняев С. Н. Поле битвы — киберпространство: Теория, приёмы, средства, методы и системы ведения информационной войны. — Мн.: Харвест, 2004. — 448 с. — ISBN 985-13-2413-2.
- Красовская О. В. Информационная война как коммуникативный феномен // Политическая лингвистика. — 2016. — Вып. 4. — ISSN 1999-2629.
- Брычков А. С., Никаноров Г. А., Перцев А. А. Российское информационное пространство в эпоху «Гибридной войны»: защита или нападение. (англ.)
- Соколова А. А., Соколова С. Н. Эпоха гибридных войн и неотерроризм в информационном пространстве. (англ.)
- D. V. Bindas. Information Warfare Within the Context of Cybernetic Epistemology. Вестник РУДН. Серия: ФИЛОСОФИЯ. 2020. Т. 24. № 2. С. 297—302. (англ.)
- Шейкин А. Г. Информационная война.[19]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Информационная война . bigenc.ru. Дата обращения: 11 августа 2024.
- ↑ И. В. Лескова, И. А. Уваров. Информационная война — основной элемент гибридной войны.
- ↑ 3,0 3,1 Дудченко А. В., Другаль М. Д., Джабраилова Д. А. Информационная война как элемент гибридной войны. ISSN 2221-6324.
- ↑ 4,0 4,1 А. Д. Васильев, Ф. Е. Подсохин. Информационная война: лингвистический аспект . uspu.ru. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Информационные войны . histrf.ru. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ The Crimean War 1854/56 and Australian Involvement . diggerhistory.info. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ Об информационной войне и Русском фронте Первой мировой . btgv.ru. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ M. McLuhan. Culture is Our Business. — New York, 1970. (англ.)
- ↑ Силков, 2003.
- ↑ Прокофьев, 2003.
- ↑ 11,0 11,1 Информационные войны . hse.ru. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ Сулейманова Ш. С., Назарова Е. А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ: история и современность . mgimo.ru. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ Информационная война против Белоруссии: сравнительный анализ . rcoit.ru. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ Как Казахстан оказался в эпицентре информационной войны . asiaplustj.info. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ В МВД рассказали об информационной войне во время январских беспорядков . kz.kursiv.media. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ Мурюкина Е. В. Информационная война на страницах российской и украинской прессы: сравнительный анализ . cyberleninka.ru. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ Особенности пропагандистских механизмов с двух сторон российско-украинского конфликта . psyfactor.org. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ Проигрывает ли Россия информационную войну Украине – эксперты . crimea.ria.ru. Дата обращения: 12 августа 2024.
- ↑ Шейкин А. Г. Информационная война. Совет Федерации . council.gov.ru. Дата обращения: 12 августа 2024.