Памятник Хапачу Лакшуку
| Памятник | |||
| Памятник Хапачу Лакшуку | |||
|---|---|---|---|
| | |||
| Страна |
|
||
| Край | Краснодарский | ||
| Город | Горячий Ключ | ||
| Материал | мрамор | ||
|
|||
Памятник Хапачу Лакшуку (также Кенотаф Хапачу Лакшуку или Адыгейский столб) — представляет собой столб, сделанный из обломка византийской колонны, на которой нанесены надписи на древнеарабском языке. Является кенотафом и установлен в честь бжедугского дворянина Хапача Лакшука, одного из самых известных героев племени бжедугов.[1]
На памятнике расположен текст про две истории: одна связана с князем Айтечем (Атечем) и его слугой Хапаче Лакшуке; вторая повествует о казаке Золотарёве (кто это, когда и кем добавлена надпись неизвестно)[2]. Памятник является объектом культурного наследия регионального значения (Краснодарского края)[3].
История
Памятник (кенотаф) был установлен ещё во времена нахождения на территории города Горячий Ключ абадзехского аула Псыфабэ и одноимённой крепости, которая располагалась на горе Абадзехской. Представляет собой круглый столб из мрамора (предположительно является частью колонны византийского храма, привезённой с территории Сирии). На памятник нанесены надписи, одна в переводе с древнеарабского языка значит следующее[2]:
«Этот памятник сделал бжедухский князь Атеч Хаджи (родоначальник князей Хаджимуковых) в честь своего дворянина и спутника Хапача Лакшука, ездившего с ним в Мекку в качестве паломника и скончавшегося на возвратном пути в г. Дамаск Сирийский. Памятник поставлен 1132 гиджир месяца шеваль (1717 год)».
Вторая надпись расположена на противоположной стороне и написана на адыгейском языке, она плохо читаема и повествует о пленном казаке Золотареве, который учил детей грамоте[2]. Сверху имеется отверстие, назначение которого неизвестно.
История Адыгейского столба в Горячем Ключе начинается в XVII веке: в 1630 году бжедугский князь Айтеч решил отправиться в Мекку на поклонение гробу пророка, взяв с собой в дорогу только своего слугу Хапача Лакшука. Путь длиною порядка 4000 километров был весьма трудным, учитывая что им требовалось пройти через земли, которые принадлежали различным племенам и народностям. На обратном пути слуга князя умер (произошло это в Сирии, о чём свидетельствует надпись на памятнике), где и был похоронен. Смерть во время хаджа или при возвращении домой считается благим окончанием земной жизни для верующего мусульманина. Возможно это сподвигло Айтеча воздать почести своему слуге, помимо установки памятника, даровав ему титул дворянина.[2]
Памятник был установлен недалеко от крепости Псыфабэ (не сохранилась) на территории одноимённого аула. После Крымской и Кавказской войн и затем открытия водолечебницы, кенотаф остался цел и сохранил историю князя Айтеча, который первым из адыгов совершил хадж, и его верном слуге Хапаче Лакшуке. Сам князь после посещения Мекки получил титул Хаджи (стал именоваться Айтеч-Хаджи).[2]
Особенностью данного памятника является его подлинность: известна история установки памятника и кому он посвящён. Он подвергался только реставрации — об этом свидетельствует информационная табличка, размещённая в камне рядом с памятником, но дата и какие работы были выполнены, не указаны.