Ил-22

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Ил-22
Ил-22 (бомбардировщик)
Тип реактивный самолёт
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ Ильюшина
Главный конструктор С. В. Ильюшин
Начало эксплуатации 1947 год
Конец эксплуатации 1948 год
Статус опытный экземпляр, списан
Единиц произведено 1
Ил-22 (воздушный командный пункт)
Тип турбовинтовой самолёт
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ Мясищева модернизация Ил-20 до версии Ил-22
Начало эксплуатации 1971 год
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты МО РФ
Единиц произведено 30 (Ил-22 + Ил-22М)
Базовая модель Ил-18Ил-20

Ил-22 — экспериментальный самолёт ОКБ Ильюшина, первый советский реактивный бомбардировщик, а также первый советский тяжёлый четырёхдвигательный реактивный самолёт. Самолёт испытывался в два этапа в 19471948 годах, однако ввиду несовершенства двигателей лётные характеристики машины не удалось довести до требуемых и единственный опытный экземпляр был списан[1].

Впоследствии «освободившееся» название Ил-22 получил созданный базе Ил-18Д воздушный командный пункт (ВКП). Кроме названия эти машины не имеют ничего общего[2].

Ил-22 (бомбардировщик)

После окончания Великой Отечественной войны возникла необходимость оснащения Военно-воздушных сил страны новой, современной техникой и в начале 1946 года ОКБ Ильюшина представило проект реактивного бомбардировщика, получившего название Ил-22. В процессе работы С. В. Ильюшину и его коллегам пришлось решить массу сложных конструкторских задач. Так, турбореактивные двигатели того времени, развивающие достаточную тягу, отличались повышенным расходом топлива, поэтому самолёт нуждался в топливных баках большого объёма, что значительно утяжеляло машину и не обеспечивало необходимую дальность полёта.

Ещё одной проблемой стало оптимальное размещение двигателей, для чего была разработана новая конструкция мотогондол, размещённых на вынесенных вперёд стойках–пилонах (ставшая впоследствии перспективным конструкторским решением)[3].

Сечение фюзеляжа Ил-22 также необычно. Оно имело форму горизонтального овала. Такое сечение способствовало весьма простому решению компоновочных задач. Значительная ширина фюзеляжа позволила легко разместить пять человек экипажа: двух лётчиков, штурмана—бомбардира, стрелка—радиста в носовой части фюзеляжа и стрелка кормовой пушечной установки — за хвостовым оперением. В фюзеляже в трёх мягких топливных баках размещался весь запас топлива. Это решение, в отличие от традиционных жёстких баков, позволяло оптимизировать использование пространства для бомбового отсека и оборудования, а также снизить вес конструкции
Из особенностей следует отметить, что первоначально для улучшения обтекания хвостовой части фюзеляжа оборонительная кормовая установка самолёта разрабатывалась для стрелка в лежачем положении. Однако, как выяснилось, стрелок в таком положении будет иметь крайне недостаточные углы обзора, особенно вверх и в стороны. От этого варианта пришлось отказаться. Была утверждена кабина, в которой стрелок удобно располагался сидя и имел отличный обзор всей задней полусферы. Эта схема впоследствии сохранилась на всех реактивных бомбардировщиках фирмы Ильюшина.

Первый полёт на Ил-22 выполнили летчики-испытатели В. К. Коккинаки и К. К. Коккинаки 24 июля 1947 года[3].

Несмотря на ряд удачных конструкторских решений, анализ всей информации о достоинствах и недостатках самолёта заставил Ильюшина прекратить разработку, в результате чего Ил-22 так и не пошёл в серийное производство. Тем не менее, его появление остаётся важным этапом в развитии советской военной авиации[1].

Лётно-технические характеристики бомбардировщика

Ниже представлены основные характеристики бомбардировщика Ил-22 [4].

Ilyushin Il-22.png
Бомбардировщик Ил-28
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: для стрельбы вперёд — НС-23 (боезапас 150 снарядов); для ведения огня из верхней полусферы — спаренные Б-20Э (общий боезапас 800 снарядов); кормовая установка Ил-КУ-3 с одной пушкой НС-23 (боезапас 225 снарядов)
  • Бомбы: на внутренней подвеске

Наработки и опыт конструирования бомбардировщика Ил-22 впоследствии легли в основу создания серийного бомбардировщика с реактивными двигателями Ил-28, ставшего в середине 1950-х годов основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора.

Ил-22 (воздушный командный пункт)

Появление ядерного оружия увеличило уязвимость штабов и командных пунктов и, соответственно, всей системы управления войсками в целом. Было решено привлечь авиацию и использовать самолёты в качестве мобильных воздушных командных пунктов. Для решения такой задачи требовалась машина, обладающая высокими эксплуатационными качествами, в частности, надёжностью и возможностью находиться в воздухе продолжительное время.

Кроме этого, поскольку в этом случае радиосвязь становилась единственным средством связи между командным составом в воздухе и войсковыми соединениями на земле, необходимо было оснастить самолёт такой радиоаппаратурой, которая обеспечивала бы надёжную связь независимо от положения машины в воздухе, с учётом применения противником средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Комплекс радиотехнического оборудования должен быть достаточно лёгким, иметь низкое энергопотребление и обслуживаться минимальным персоналом (таковы требования установки на борту). Учитывая эти обстоятельства, можно сказать, что перед создателями радиотехнической части комплекса самолета — командного пункта стояла очень сложная задача.

Когда перед создателями комплекса встала необходимость выбора самолёта-носителя, то уже были ясны требования, которым должны удовлетворять «кандидаты»:

  • большая продолжительность полёта;
  • высокая надёжность машины;
  • возможность размещения и работы на борту достаточного количества оперативного персонала;
  • невысокая требовательность к аэродромам базирования;
  • простота и низкая стоимость эксплуатации;
  • возможность обслуживания самолёта как военными, так и гражданскими специалистами.

Выбор пал на Ил-18, уже эксплуатировавшийся как в ВВС, так и в гражданской авиации и отвечавший практически всем поставленным требованиям. Для адаптации и доработки Ил-18 выбрали не «родное» для него КБ Ильюшина, а только что образованный экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) под руководством В. М. Мясищева. Решение было обусловлено большой загруженностью КБ Ильюшина работами по созданию Ил-76 и «доводке» Ил-62 и Ил-38[5].

Была проведена комплексная модернизация самолёта, включавшая в себя:

  • установку нового радиотехнического комплекса. В состав комплекса вошли радиостанции для связи с наземными войсками, радиолокационные станции для обнаружения и сопровождения целей, системы навигации и радиоэлектронной борьбы. Особое внимание было уделено защите радиосвязи от средств РЭБ противника, в частности, была установлена станция предупреждения об облучении;
  • перепланировку салона. В салоне были оборудованы рабочие места для оперативного персонала, включая собственно командный пункт, центр связи, центр обработки информации и зону отдыха для экипажа;
  • установку дополнительных систем жизнеобеспечения. В самолёте была установлена автономная система кондиционирования воздуха, кислородное оборудование и система водоснабжения, позволяющая обеспечить экипажу и оперативному персоналу комфортные условия работы в течение длительного времени;
  • для размещения дополнительного оборудования и увеличения прочности самолёта была проведена модификация конструкции фюзеляжа и обоих плоскостей крыла.

Внешний вид самолёта изменился преимущественно в связи с установкой многочисленных антенн, принадлежащих разнообразным системам, работающим в широком частотном диапазоне радиоволн. Верхнюю часть фюзеляжа занимают несколько лепестковых антенн, снизу фюзеляжа размещен полуцилиндрический обтекатель, а в верхней части киля размещена антенна в каплевидном радиопрозрачном обтекателе. Помимо различного оборудования радиосвязи (в состав которого входят и системы спутниковой связи) самолёт оснащён специальной аппаратурой шифрования и дешифрования информации и бортовым вычислительным комплексом. В основном оборудование размещено в багажных отсеках самолёта.

В результате модернизации Ил-18 был преобразован в полноценный воздушный командный пункт, способный выполнять задачи по управлению войсками в условиях ядерной войны. Машина получила самостоятельное название Ил-22[5].

Лётно-технические характеристики воздушного командного пункта

Ниже представлены основные характеристики командного пункта Ил-22 [5].

Ilyushin Il-18 special variants.png
Воздушный командный пункт "Ильюшин Ил-22"
Технические характеристики
Лётные характеристики

Потребность в Ил-22 оказалась неожиданно большой и решение нашли довольно необычное. Из нескольких управлений «Аэрофлота» были изъяты Ил-18Д, имевшие хорошее состояние, с небольшим налётом. Их передали в ВВС и после доработки планера машины получали необходимый комплект оборудования. Такие переделки продолжались до середины 1980-х годов.

Всего было выпущено и переоборудовано более 30 машин всех модификаций и вариантов (Ил-22 и Ил-22М). Некоторые из них были переоборудованы в вариант Ил-22ПП «Порубщик» — самолёт, предназначенный для постановки помех[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Бомбардировщик Ил-22. Военное обозрение (31 июля 2017). Дата обращения: 17 августа 2024.
  2. Воздушный командный пункт Ил-22. Дата обращения: 17 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 ИЛ-22 БОМБАРДИРОВЩИК. WaybackMachine (10 января 2020). Дата обращения: 19 августа 2024.
  4. «Уголок неба». Ил-22. Дата обращения: 17 августа 2024. Архивировано 1 июля 2018 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Воздушный командный пункт Ил-22. Авиамузей. Авиация и авиастроение в СССР. Дата обращения: 19 августа 2024.
  6. Обновление воздушных командных пунктов: модернизация самолётов Ил-22М-11 (9 августа 2018). Дата обращения: 19 августа 2024.

Ссылки