Ил-22
Ил-22 | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||
|
Ил-22 — экспериментальный самолёт ОКБ Ильюшина, первый советский реактивный бомбардировщик, а также первый советский тяжёлый четырёхдвигательный реактивный самолёт. Самолёт испытывался в два этапа в 1947—1948 годах, однако ввиду несовершенства двигателей лётные характеристики машины не удалось довести до требуемых и единственный опытный экземпляр был списан[1].
Впоследствии «освободившееся» название Ил-22 получил созданный базе Ил-18Д воздушный командный пункт (ВКП). Кроме названия эти машины не имеют ничего общего[2].
Ил-22 (бомбардировщик)
После окончания Великой Отечественной войны возникла необходимость оснащения Военно-воздушных сил страны новой, современной техникой и в начале 1946 года ОКБ Ильюшина представило проект реактивного бомбардировщика, получившего название Ил-22. В процессе работы С. В. Ильюшину и его коллегам пришлось решить массу сложных конструкторских задач. Так, турбореактивные двигатели того времени, развивающие достаточную тягу, отличались повышенным расходом топлива, поэтому самолёт нуждался в топливных баках большого объёма, что значительно утяжеляло машину и не обеспечивало необходимую дальность полёта.
Ещё одной проблемой стало оптимальное размещение двигателей, для чего была разработана новая конструкция мотогондол, размещённых на вынесенных вперёд стойках–пилонах (ставшая впоследствии перспективным конструкторским решением)[3].
Сечение фюзеляжа Ил-22 также необычно. Оно имело форму горизонтального овала. Такое сечение способствовало весьма простому решению компоновочных задач. Значительная ширина фюзеляжа позволила легко разместить пять человек экипажа: двух лётчиков, штурмана—бомбардира, стрелка—радиста в носовой части фюзеляжа и стрелка кормовой пушечной установки — за хвостовым оперением. В фюзеляже в трёх мягких топливных баках размещался весь запас топлива. Это решение, в отличие от традиционных жёстких баков, позволяло оптимизировать использование пространства для бомбового отсека и оборудования, а также снизить вес конструкции
Из особенностей следует отметить, что первоначально для улучшения обтекания хвостовой части фюзеляжа оборонительная кормовая установка самолёта разрабатывалась для стрелка в лежачем положении. Однако, как выяснилось, стрелок в таком положении будет иметь крайне недостаточные углы обзора, особенно вверх и в стороны. От этого варианта пришлось отказаться. Была утверждена кабина, в которой стрелок удобно располагался сидя и имел отличный обзор всей задней полусферы. Эта схема впоследствии сохранилась на всех реактивных бомбардировщиках фирмы Ильюшина.
Первый полёт на Ил-22 выполнили летчики-испытатели В. К. Коккинаки и К. К. Коккинаки 24 июля 1947 года[3].
Несмотря на ряд удачных конструкторских решений, анализ всей информации о достоинствах и недостатках самолёта заставил Ильюшина прекратить разработку, в результате чего Ил-22 так и не пошёл в серийное производство. Тем не менее, его появление остаётся важным этапом в развитии советской военной авиации[1].
Лётно-технические характеристики бомбардировщика
Ниже представлены основные характеристики бомбардировщика Ил-22 [4].
- Технические характеристики
- Экипаж: 5 человек (два пилота, штурман—бомбардир, стрелок—радист, кормовой стрелок)
- Грузоподъёмность: нормальная — 2000 кг, максимальная — 3000 кг
- Длина: 21,1 м
- Размах крыла: 23,1 м
- Высота:
- Площадь крыла: 74,5 м²
- Масса пустого: 14 950 кг
- Нормальная взлётная масса: 20 000 кг
- Силовая установка: 4 × ТРД ТР-1
- Тяга: 4 × 940 кгс
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 718 км/ч
- Крейсерская скорость: 560 км/ч
- Практическая дальность: 865 км
- Практический потолок: 11 100 м
- Длина разбега: 1144 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: для стрельбы вперёд — НС-23 (боезапас 150 снарядов); для ведения огня из верхней полусферы — спаренные Б-20Э (общий боезапас 800 снарядов); кормовая установка Ил-КУ-3 с одной пушкой НС-23 (боезапас 225 снарядов)
- Бомбы: на внутренней подвеске
Наработки и опыт конструирования бомбардировщика Ил-22 впоследствии легли в основу создания серийного бомбардировщика с реактивными двигателями Ил-28, ставшего в середине 1950-х годов основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора.
Ил-22 (воздушный командный пункт)
Появление ядерного оружия увеличило уязвимость штабов и командных пунктов и, соответственно, всей системы управления войсками в целом. Было решено привлечь авиацию и использовать самолёты в качестве мобильных воздушных командных пунктов. Для решения такой задачи требовалась машина, обладающая высокими эксплуатационными качествами, в частности, надёжностью и возможностью находиться в воздухе продолжительное время.
Кроме этого, поскольку в этом случае радиосвязь становилась единственным средством связи между командным составом в воздухе и войсковыми соединениями на земле, необходимо было оснастить самолёт такой радиоаппаратурой, которая обеспечивала бы надёжную связь независимо от положения машины в воздухе, с учётом применения противником средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Комплекс радиотехнического оборудования должен быть достаточно лёгким, иметь низкое энергопотребление и обслуживаться минимальным персоналом (таковы требования установки на борту). Учитывая эти обстоятельства, можно сказать, что перед создателями радиотехнической части комплекса самолета — командного пункта стояла очень сложная задача.
Когда перед создателями комплекса встала необходимость выбора самолёта-носителя, то уже были ясны требования, которым должны удовлетворять «кандидаты»:
- большая продолжительность полёта;
- высокая надёжность машины;
- возможность размещения и работы на борту достаточного количества оперативного персонала;
- невысокая требовательность к аэродромам базирования;
- простота и низкая стоимость эксплуатации;
- возможность обслуживания самолёта как военными, так и гражданскими специалистами.
Выбор пал на Ил-18, уже эксплуатировавшийся как в ВВС, так и в гражданской авиации и отвечавший практически всем поставленным требованиям. Для адаптации и доработки Ил-18 выбрали не «родное» для него КБ Ильюшина, а только что образованный экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) под руководством В. М. Мясищева. Решение было обусловлено большой загруженностью КБ Ильюшина работами по созданию Ил-76 и «доводке» Ил-62 и Ил-38[5].
Была проведена комплексная модернизация самолёта, включавшая в себя:
- установку нового радиотехнического комплекса. В состав комплекса вошли радиостанции для связи с наземными войсками, радиолокационные станции для обнаружения и сопровождения целей, системы навигации и радиоэлектронной борьбы. Особое внимание было уделено защите радиосвязи от средств РЭБ противника, в частности, была установлена станция предупреждения об облучении;
- перепланировку салона. В салоне были оборудованы рабочие места для оперативного персонала, включая собственно командный пункт, центр связи, центр обработки информации и зону отдыха для экипажа;
- установку дополнительных систем жизнеобеспечения. В самолёте была установлена автономная система кондиционирования воздуха, кислородное оборудование и система водоснабжения, позволяющая обеспечить экипажу и оперативному персоналу комфортные условия работы в течение длительного времени;
- для размещения дополнительного оборудования и увеличения прочности самолёта была проведена модификация конструкции фюзеляжа и обоих плоскостей крыла.
Внешний вид самолёта изменился преимущественно в связи с установкой многочисленных антенн, принадлежащих разнообразным системам, работающим в широком частотном диапазоне радиоволн. Верхнюю часть фюзеляжа занимают несколько лепестковых антенн, снизу фюзеляжа размещен полуцилиндрический обтекатель, а в верхней части киля размещена антенна в каплевидном радиопрозрачном обтекателе. Помимо различного оборудования радиосвязи (в состав которого входят и системы спутниковой связи) самолёт оснащён специальной аппаратурой шифрования и дешифрования информации и бортовым вычислительным комплексом. В основном оборудование размещено в багажных отсеках самолёта.
В результате модернизации Ил-18 был преобразован в полноценный воздушный командный пункт, способный выполнять задачи по управлению войсками в условиях ядерной войны. Машина получила самостоятельное название Ил-22[5].
Лётно-технические характеристики воздушного командного пункта
Ниже представлены основные характеристики командного пункта Ил-22 [5].
- Технические характеристики
- Экипаж: 5 человек (+ 2 или 4 оператора)
- Длина: 35,90 м
- Размах крыла: 37,42 м
- Высота: 10,70 м
- Площадь крыла: 140,00 м²
- Масса пустого: 33 760 кг
- Максимальная взлётная масса: 61 400 кг
- Силовая установка: 4 × ТВД АИ-20М
- Мощность двигателей: 4 × 4252 л. с.
- Диаметр винта: 4,5 м
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 685 км/ч
- Крейсерская скорость: 550 км/ч
- Практическая дальность: 6500 км
- Практический потолок: 8800 м
Потребность в Ил-22 оказалась неожиданно большой и решение нашли довольно необычное. Из нескольких управлений «Аэрофлота» были изъяты Ил-18Д, имевшие хорошее состояние, с небольшим налётом. Их передали в ВВС и после доработки планера машины получали необходимый комплект оборудования. Такие переделки продолжались до середины 1980-х годов.
Всего было выпущено и переоборудовано более 30 машин всех модификаций и вариантов (Ил-22 и Ил-22М). Некоторые из них были переоборудованы в вариант Ил-22ПП «Порубщик» — самолёт, предназначенный для постановки помех[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Бомбардировщик Ил-22 . Военное обозрение (31 июля 2017). Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ Воздушный командный пункт Ил-22 . Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 ИЛ-22 БОМБАРДИРОВЩИК . WaybackMachine (10 января 2020). Дата обращения: 19 августа 2024.
- ↑ «Уголок неба». Ил-22 . Дата обращения: 17 августа 2024. Архивировано 1 июля 2018 года.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Воздушный командный пункт Ил-22 . Авиамузей. Авиация и авиастроение в СССР. Дата обращения: 19 августа 2024.
- ↑ Обновление воздушных командных пунктов: модернизация самолётов Ил-22М-11 (9 августа 2018). Дата обращения: 19 августа 2024.
Ссылки
- Ил-22: первый взлет экспериментального бомбардировщика со стартовыми ракетами
- ОАК модернизирует командные пункты на базе Ил-22
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |