Золотарёв, Константин Яковлевич

Константин Яковлевич Золотарёв
Дата рождения 17 октября (30 октября) 1905(1905-10-30)
Место рождения Селикса, Городищенский уезд, Пензенская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 декабря 1983(1983-12-15) (78 лет)
Место смерти Узловая, Тульская область, РСФСР, СССР
Принадлежность  Российская империя,
 РСФСР,
 СССР
Награды и премии

Знак «Ударник сталинского призыва»

Знак «Отличный паровозник»

Константи́н Я́ковлевич Золотарёв (17 (30) октября 1905, Селикса, Городищенский уезд, Пензенская губерния, Российская империя — 15 декабря 1983, Узловая, Тульская область, РСФСР, СССР) — старший машинист локомотивного депо Узловая Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Делегант XXII съезда КПСС. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда(1959). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Золотарёв Константин Яковлевич родился 17 (30) октября 1905 года в пристанционном посёлке Селикса Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне — село Кижеватово Бессоновского района Пензенской области). В 1921 году Константин Яковлевич начал трудовую деятельность с должности слесаря на паровой мельнице, после чего стал машинистом паровой машины. С 1924 года Константин Золотарёв трудился в паровозном депо Узловая, Узловского района Тульской губернии (ныне — Тульская область), сначала трудился слесарем, а после стал машинистом-инструктором. Являлся членом ВКП(б)/КПСС[1][2].

Константин Золотарёв неоднократно удостаивался звания лучшего машиниста паровозного депо Узловая. Константин Яковлевич поддерживал устанавливал новые рекорды скорости. Он будучи участником кривоносовского движения, адаптировал опыт донецких машинистов к условиям использования подмосковного угля. Константин Яковлевич проявлял себя как рационализатор и изобретатель, реализуя свои идеи на практике. Многие из своих решений испытывал на собственном паровозе серии «ФД», стремясь повысить эффективность его работы и устанавливая новые достижения. Для проведения испытаний Золотарёву был выделен паровоз из паровозного депо. В 1939 году за выдающиеся успехи в труде он был награждён орденом Ленина[1].

В годы Великой Отечественной войны Константин Яковлевич неоднократно водил железнодорожные подвижные составы с военной техникой и припасами к линии фронта. Проявляя мастерство маневрирования и регулируя скорость, Константин Золотарёв спасал железнодорожные подвижные составы от атак вражеской авиации. Предложения, внесённые Константином Яковлевичем в период войны, помогли многим машинистам повысить эффективность использования техники и увеличить срок службы деталей. Как в военное, так и в мирное время, машинист-новатор неизменно добивался высоких результатов в работе[1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи в развитии железнодорожного транспорта Константину Яковлевичу Золотарёву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[3].

С 1962 года Константин Золотарёв находился на заслуженном отдыхе, с 1968 года стал персональным пенсионером союзного значения. Последние годы жизни проживал в городе Узловая. Умер 15 декабря 1983 года[1].

Награды и звания

Память

На здании музея истории локомотивного депо Узловая установлена мемориальная доска в память о Золотарёве Константине Яковлевиче[2].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Каримов Т. Золотарёв Константин Яковлевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 11 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 Золотарев Константин Яковлевич. Бессмертный полк. Дата обращения: 23 мая 2025.
  3. Поклон машинисту // Гудок : газета. — 2024. — 20 сентября (№ 34).

Ссылки