Знамя Победы

Материал из «Знание.Вики»
Знамя Победы
Soviet Znamya Pobedy.svg
Субъект Штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии
Утверждён 1 мая 1945
Пропорция 188 см : 82 см
Номер в ГГР 41

Зна́мя Побе́ды — штурмовое знамя 150-й Идрицкой стрелковой дивизии, водружённое 1 мая (по московскому времени, по берлинскому времени — 22:00 30 апреля) 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине[1] бойцами Красной Армии Алексеем Берестом[2][3][4], Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.

Предыстория

В годы Великой Отечественной войны в Красной Армии родилась традиция водружения штурмовых флагов при освобождении и взятии населённых пунктов[5].

Осенью 1944 года И. Сталин выступил на торжественном заседании Моссовета, посвящённом 27-й годовщине Октябрьской революции, на котором предложил идею водружения Знамени Победы[6]:

«Советский народ и Красная Армия успешно осуществляют задачи, вставшие перед нами в ходе Отечественной войны … Отныне и навсегда наша земля свободна от гитлеровской нечисти, и теперь перед Красной Армией остаётся её последняя, заключительная миссия: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы».

Сразу после этого на Московской фабрике строчно-вышивальных изделий № 7 был изготовлено знамя из красного бархата. Его края обрамили красочным орнаментом, в центре полотнища разместили большой герб СССР, над гербом — орден «Победа», а внизу — надпись: «Наше дело правое — мы победили». Однако данный флаг, предназначавшийся для водружения в качестве Знамени Победы, не был отправлен в войска; он так и остался в Москве[7].

Водружение Знамени Победы над рейхстагом

Когда советский войска подошли к рейхстагу, Военный совет 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта вручил своим дивизиям 9 Красных знамён, специально изготовленных по типу Государственного флага СССР. Знамя под № 5 было передано 150-й стрелковой дивизии.

Штурмовые флаги штурмовым группам из числа добровольцев. Первый штурм рейхстага был предпринят 29 апреля, однако закончился неудачей. 30 апреля ожесточённые бои возобновились и только к вечеру этого дня советские солдаты, преодолев упорное сопротивление врага, ворвались в здание рейхстага[8].

В 22 ч 30 мин (по московскому времени) 30 апреля 1945 года первыми водрузили Красное знамя на крыше рейхстага разведчики 136-й артиллерийской бригады старшие сержанты Газий Загитов, А. Ф. Лисименко, Алексей Бобров и сержант Михаил Минин из состава 79-го стрелкового корпуса. Эту группу возглавлял капитан Владимир Маков. Это знамя было установлено на скульптурной фигуре «Богиня победы».

Через 2-3 часа на крыше рейхстага, на скульптуре конного рыцаря — кайзера Вильгельма, по приказу командира 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии полковника Ф. М. Зинченко установили Красное знамя под номером 5. Это знамя прикрепили к скульптуре разведчики сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария, вместе с ними были лейтенант А. П. Берест и автоматчики из роты старшего сержанта И. Я. Съянова.

2 мая знамя Егорова и Кантария было перенесено на купол рейхстага уже в качестве Знамени Победы.

Фёдор Зинченко после войны вспоминал:

«Вызвал Егорова и Кантарию, и мы отправились наверх… Когда я взобрался на крышу, передо мной открылась довольно широкая панорама Берлина. Обошли медленно купол и на восточной стороне (то есть тыльной относительно парадного входа) обнаружили исковерканную разрывом снаряда лестницу, ведущую на самый его верх.

— Ну что же, товарищи дорогие, — обратился я к своим спутникам. — Тридцатого апреля вы не полностью выполнили мой приказ. Знамя-то установили не на куполе. Довыполнить!…

— Есть, товарищ полковник, довыполнить приказ, — бодро ответили Егоров и Кантария. И через несколько минут Знамя уже развевалось над куполом…»

Подъём по разрушенной лестнице и металлическим переплётам (стёкла были выбиты) на такой высоте был долгим и рискованным. Был момент, когда Егоров чуть не сорвался: спасла за что-то зацепившаяся телогрейка

9 мая Знамя Победы сняли с купола рейхстага, так-как эта зона отходила под контроль Великобритании. 20 июня самолётом доставили в Москву. В столице Знамя было встречено с особыми воинскими почестями. Перед отправкой в Москву на нём была сделана надпись, сокращённое название соединения: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идрицк. див. 79 с. к. 3У. А. 1Б. Ф.».

С. Неустроев впоследствии вспоминал:

20 июня 1945 года мы в сопровождении начальника политотдела 150-й дивизии подполковника Артюхова приехали в штаб 79-го стрелкового корпуса, где нас встретил начальник политотдела корпуса полковник Крылов. Проверяя боевую характеристику Знамени Победы, полковник развернул знамя и помрачнел. На чистом до того поле появилась надпись: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идрицк. див.»

Крылов пристальным взглядом, в упор посмотрел на Артюхова и спросил: «Кто вам дал право писать это?» И он ткнул пальцем в цифру 150. Артюхов понял, что самовольные действия командования дивизии надо как-то оправдать, и предложил Крылову не смывать и не стирать надпись, а добавить: «79 стр. корпус, 3 Ударная армия, 1 Белорусский фронт». Но места на знамени осталось мало, поэтому написали сокращённо: «79 ск, 3 уа, 1 Бф». Когда Крылов увидел на знамени цифру 79, он остался доволен. И конфликт был улажен.

Неустроев С. А. О рейхстаге на склоне лет // Октябрь — 1990. — вып. 5. — ISSN 0132-0637

Планировалось вынести Знамя Победы на Параде Победы 24 июня, однако это не было сделано. Во время парада использовался дубликат Знамени. Хранитель знамени в Музее Советской армии А. Дементьев вспоминал, что знаменосец Степан Неустроев и его ассистенты — Михаил Егоров, Мелитон Кантария и Алексей Берест на репетиции парада показали неудовлетворительные навыки строевой подготовки. К тому же, Неустроев получил на войне пять ранений и повредил ноги. По решению маршала Жукова, назначать других знаменосцев не стали, а четверо героев получили гостевые приглашения на трибуну Мавзолея. Знамя Победы передали на хранение в Музей Вооружённых Сил.

За водружение Красных знамён на рейхстаге во время его штурма большая группа солдат и офицеров Красной Армии, в том числе Берест, Бобров, Егоров, Загитов, Кантария, Лисименко, Маков и Минин, была награждена орденами Красного Знамени.

В мае 1946 года, к первой годовщине победы в Великой Отечественной войне Михаил Егоров, Мелитон Кантария, командиры передовых батальонов С. А. Неустроев, В. И. Давыдов и К. Я. Самсонов, а также Съянов были удостоены звания Героя Советского Союза.

15 апреля 1996 года вышел Указ Президента Российской Федерации, согласно которой в дни государственных праздников, дни воинской славы и др. Знамя Победы используется наряду с Государственным флагом Российской Федерации; выносится в День Победы 9 мая и 23 февраля, в День защитника Отечества; при возложении венков к Могиле Неизвестного Солдата, проведении торжественных заседаний, парадов войск и шествий ветеранов Великой Отечественной войны на Красной площади[9].

См. также

Примечания

Ссылки