Зимнее утро (Пушкин)

Материал из «Знание.Вики»
Рябушкин А.П. Зимнее утро. 1903.

«Зимнее утро» — стихотворение великого русского поэта, драматурга, прозаика, создателя современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина. Написано в 1829 году, когда поэт был освобожден из ссылки. Впервые напечатано в 1830 году в альманахе «Царское село» за 1830 год в Санкт-Петербурге (стр. 1—2)[1].

Пушкин написал стихотворение всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Санкт -Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа[2].

История создания

Кипренский А.А. Пушкин Александр Сергеевич.

Лирические произведения в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы – яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. «Зимнее утро» по праву считается одним из наиболее удачных, красивых, светлых и радостных произведений поэта о природе[2].

Дата создания стихотворения — 3 ноября 1829 года. Эта дата сохранилась в пушкинских черновиках. В то время Александр Пушкин гостил у своего друга в селе Павловском Тверской губернии (имение Павла Ивановича Вульфа, 1775–1858). В стихотворении он описывал речку Тьма, которая протекает недалеко от села.

Видимо, Пушкина вдохновили утренние панорамы в имении: пейзажи, речка подо льдом, прозрачный лес. В этот день было солнечно, настроение было прекрасным, и стихотворение получилось на такой высокой ноте. Анненков П.В. отмечает душевное спокойствие, склонность к веселию Пушкина, в отличие от весны того же года. Это спокойствие отразилось в строках стихотворения – светлых, восторженных[3].

По воспоминаниям Е.Синицыной, «вставал Пушкин по утрам часов в 9-10 и прямо в спальне пил кофе, потом выходил в общие комнаты; иногда с книгой в руках… Обыкновенно он или ехал к соседним помещикам, или, если оставался дома, играл с Павлом Ивановичем в шахматы»[4].

Сам Александр Сергеевич описывал свое пребывание в имении друзей так[4]:

На днях было сборище у одного соседа; я должен был туда приехать. Дети его родственницы, балованные ребятишки, хотели непременно туда же ехать; мать принесла им изюму и черносливу и думала тихонько от них убраться, но Петр Маркович (Полторацкий) их взбудоражил; он к ним прибежал: «Дети! Дети! Мать вас обманывает! Не ешьте черносливу, поезжайте с нею; там будет Пушкин; он весь сахарный, а зад у него яблочный; его разрежут, и всем вам будет по кусочку». Дети разревелись: «Не хотим черносливу, хотим Пушкина!» Нечего делать: их повезли, и они сбежались ко мне, облизываясь, но, увидев, что я не сахарный, а кожаный, совсем опешили.

Кому посвящено произведение, биографы умалчивают. Но есть одно сообщение, точнее упоминание имени девушки, которой Пушкин по своему обыкновению увлекся, находясь в Павловском. Это имя встречается и в бумагах поэта: Мария Васильевна Борисова – дочь небогатого помещика, жившая в доме Павла Ивановича Вульфа[3].

В письме Алексею Вульфу Пушкин писал: «Доношу вам, что Марья Васильевна Борисова есть цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перло (жемчужина) в море, и что я намерен на днях в неё влюбиться». Литературные критики полагают, что Мария Борисова послужила прототипом Маши Мироновой в «Капитанской дочке»[3].

Существуют и другие версии, кому адресовано это стихотворение. В ту пору Пушкин уже был знаком с Натальей Николаевной Гончаровой, поэтому можно предположить, что в стихотворении он имеет в виду ее[5].

Стихотворение

Идея стихотворения

Солнечный морозный день.

Файл:Мороз и солнце (Б.А.Ефлов).tif В стихотворении поэт запечатлевает ощущение полноты и радости жизни, восторга от лицезрения волшебного зимнего утра. Здесь все гармонично, здесь нет романтизма с его борьбой и вызовом, брошенным стихиям, здесь человек един с природой и живет с ней по общим законам.

Контраст между вчерашним ненастьем и светлым утром подчеркивает приподнятое и вдохновленное настроение стихотворения. Так Пушкин дает понять, что основная мысль произведения – это то, что после бури и мглы неизменно наступает солнечное, ясное утро.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении создал поистине эталон гармоничности – человек един с миром, солнце сосуществует с морозом, непогода сменяется солнечным днем. Такое философское понимание жизни хотел донести до нас автор, ведь наслаждаться умиротворенным морозным утром гораздо сложнее, если в твоей жизни никогда не было ненастного вечера[7].

Тематика произведения

В стихотворении тесно переплетены две темы – тема любви и тема красоты природы. Лирический герой будит свою возлюбленную, чтобы та увидела мимолетную прелесть зимнего утра. Благодаря обращениям в первой строфе мы понимаем, что герой относится к любимой со всей нежностью и трепетом.

Но основная тема стихотворения – это описание солнечного зимнего утра. Пушкин рисует заснеженный пейзаж с присущим ему оптимизмом и любовью ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы[7].

Содержание стихотворения

Стихотворения начинается строкой, известной практически каждому: «Мороз и солнце; день чудесный!». С первых строк автор создает волшебную картину ясного зимнего дня. Лирический герой обращается с приветствием к возлюбленной — «другу прелестному». Удивительное преображение природы, произошедшее за ночь, раскрывается с помощью резкого противопоставления: «вьюга злилась», «мгла носилась» — «ель зеленеет», «речка блестит». Настроение человека, по мнению поэта, всегда зависит от перемен в природе. Поэтому он предлагает своей «печальной красавице» ощутить восторг от утреннего пейзажа. Для этого достаточно просто посмотреть в окно.

Солнечный морозный день.

Пушкину нравилось жить в деревне, вдали от шумной городской суеты. Он описывает незатейливые будничные радости. Человеку для счастья нужно немного: уютный домик с жарко натопленной печью и присутствие любимой женщины. Особое удовольствие при этом может доставить прогулка на санях. Поэт стремится полюбоваться на столь дорогие ему поля и леса, оценить перемены, произошедшие с ними. Очарование прогулке придаёт присутствие «друга милого», с которым можно разделить свою радость и восторг.

На смену картинам природы приходит отражение деревенского быта. Тут Александр Пушкин описывает печь и лежанку. После неподвижной картинки появляется более живое описание, которое наполнено динамикой. При этом читатель сталкивается с изображением нового героя – «нетерпеливого коня». Он олицетворяет движение вперед, неуклонное стремление к жизни и бесконечную энергию природы, которая окружает героев литературного произведения.

В стихотворении нет скрытого смысла, каких-то недомолвок и иносказаний, вся философия строк — в прелести естественной природной жизни. Пушкин нарисовал великолепную картину, которая никого не может оставить равнодушным[8][9][10]

Образная система

Николай Сверчков. Тройка. 1848

Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.

В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.

Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя[7].

Композиция

Автор использует линейную композицию. Данное произведение делится на пять шестистиший. В первом шестистишии Александр Сергеевич знакомит нас с героиней стихотворения, предлагая ей проснуться. А также описывает морозное зимнее утро. Уже в первых словах видно его восхищение природой и прекрасное настроение от увиденного.

Во втором шестистишии он вспоминает прошедший вечер, когда погода явно не располагала к прогулкам. Именно благодаря этому контрасту ещё лучше видна прелесть зимнего утра. В третьем шестистишии поэт с любовью описывает все прелести русской зимы, которые ему повезло увидеть. Каждым своим словом автор подчеркивает уникальность и красоту окружающего его пейзажа.

Здесь мы видим описание семейного очага, тепла и уюта. Все слова излучают комфорт и мягкость. Но так же в последних строчках автор добавляет каплю задора, предлагая промчаться на санках по заснеженным дорожкам. В заключительном шестистишии Александр Сергеевич отправляет нас в путешествие по заснеженным полям, рассматривая окружающие пейзажи[10].

Жанровые особенности и строфика

Стихотворение относится к пейзажной лирике. В нем читатель часто встречает изображение статичной природы. И статичное же состояние души лирического героя.

Стихотворение имеет балладные элементы, связанные с архетипическим восприятием пространства и ситуации, таинственности Хаоса и порядка, смены мерности и ритма природы. Метельный лик зимы остался лишь во вчерашних воспоминаниях, с которыми лирический персонаж в диалогическом жесте обращен к женщине. В воссозданных картинах метели нет ужаса, он снят пародийным изображением луны, сведенной до «бледного пятна», желтеющего на небе: вследствие депоэтизации утрачена и ее балладная таинственность. Пародирование балладных пейзажных мотивов – здесь знак победы над собственными страхами[11][12].

«Балладное» в «Зимнем утре» – в разработке мотива совместного путешествия (аналог балладной скачки). Ключ к балладному мотиву – в обрядовом фольклоре, на это указывает Д.Н. Медриш: «…картина предполагаемой поездки в санях вдвоем с милой – ситуация, характерная для народной лирической песни, прежде всего обрядовой. В пушкинском стихотворении персонажи поменялись ролями: вместо мертвого жениха - лирический персонаж, остро воспринимающий волшебство зимы, вместо невесты – спящая красавица, хотя и разбуженная поцелуем жениха, но довольно холодно реагирующая на его восторги и не разделяющая его душевного состояния»[13].

Стихотворение написано смешанной рифмовкой (ААВССВ), в которой женская рифма (первая, вторая, четвертая и пятая строки) разбавлена мужской (третья и шестая строки). Такое построение строфы создаёт лёгкость и непринуждённость повествования[7].

Средства художественной выразительности

В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» использованы различные средства художественной выразительности.

Эпитеты

Основным выразительным средством являются многочисленные эпитеты. Положительные эпитеты «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» навевают приятные образы, находят отклик в душе читателя, тогда как отрицательные и даже мрачные эпитеты «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» передают тоскливое и хмурое настроение[7].

Олицетворение

Олицетворения иногда называют персонификациями. Это и мгла, которая носилась. И луна, которая желтела. В стихотворении чернеет лес и трещит печь (фактически в печи потрескивают дрова)[14]

Метафора

Метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит» используются автором для усиления поразивших его образов, но при этом вводятся не топорно, а утонченно, с мастерством настоящего поэта[7].

Сравнение

Центральное сравнение стихотворения посвящено любимой женщине – «звезде севера». Она - является в этом облике. Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По-другому ее воспринимать было трудно[14].

Антитеза

Антитеза, на которой построен контраст во второй строфе, придает стихотворению особую окраску. Лирический герой вспоминает вчерашнее буйство природы, поэтому теперь утреннее спокойствие ощущается им еще острее. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро; печальная сменяется – веселым; мутное – прозрачным; мрачное – янтарным блеском, светом. В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые[7].

Архаизмы и мифологизмы

В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии: сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги и являлись. Вечор тоже архаичная форма слова «вечер»[14].

Звукопись

Потрескивание дров выражено аллитерацией – повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском[14].

Литература

  • Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности /. — Ленинград: Советский писатель, 1987. — 400 с
  • Мальчукова Т. Г. Северная тема в русской поэзии XVIII – первой трети XIX века. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009. – 261 с. ISBN 978-5-8021-0996-0
  • Медриш Д. Н. Народно-поэтические мотивы в стихотворении «Зимнее утро» А. С. Пушкина // Русская речь. – 2002. – № 1. – С. 108–112.
  • Миронова К. В. Развитие понимания подростками лирической поэзии (На материале стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро») // Русский язык в школе. – 2017. – № 12. – С. 22–26.
  • Таборисская, Е.М. Онтологическая лирика Пушкина 1826– 1836 годов / Е.М. Таборисская // Пушкин: Исследования и материалы. – Санкт-Петербург: Наука, 1995. Т. 15. – С. 77-97.

Примечания

  1. Александр Пушкин — Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный): Стих. РуСтих. Дата обращения: 24 декабря 2023.
  2. 2,0 2,1 Пушкин А.С. Зимнее утро. — М.: ООО ДА!Медиа, 2015. — С. 2-3.
  3. 3,0 3,1 3,2 «Зимнее утро»: история создания. Сайт об А.С. Пушкине. Дата обращения: 24 декабря 2023.
  4. 4,0 4,1 Как Пушкин в гости ездил к нам. Старицкий Вестник. Дата обращения: 5 января 2024.
  5. История создания стихотворения Пушкина Зимнее утро и когда оно было написано. Исторический документ. Дата обращения: 5 января 2024.
  6. Зимнее утро. Фундаментальная электронная библиотека. Дата обращения: 24 декабря 2023.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро. ЛитераГуру. Дата обращения: 5 января 2024.
  8. Хрулева Л. Я. Формирование мышления и речи на уроках словесности,интеграция уроков русского языка и литературы (темы: «Качественные прилагательные» и «Изучение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»)(два урока) // Проблемы современной науки и образования. — 2012. — № 3 (13). — С. 85-89.
  9. 3 примера анализа стихотворения «Зимнее утро» Пушкина. «Изба-Читальня» - литературный портал.. Дата обращения: 4 января 2024.
  10. 10,0 10,1 Полный анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин). Литературовед.ру. Дата обращения: 4 января 2024.
  11. Козубовская Г.П. Пушкинский зимний цикл: балландный пласт // Культура и текст №1. — 2017 (28). — С. 98-124.
  12. Гинзбург, Л.Я. Литература в поисках реальности /. — Ленинград: Советский писатель, 1987. — 400 с.
  13. Медриш Д. Н. Народно-поэтические мотивы в стихотворении Пушкина «Зимнее утро» // Русская речь.. — 2002. — С. 108-112..
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 «Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения. Сайт об А.С. Пушкине. Дата обращения: 5 января 2024.

Ссылки

Зимнее утро (читает Иннокентий Смоктуновский)

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!