Единый день голосования
Единый день голосования в России — это установленный на уровне законодательства день, в который проходят выборы различных уровней, такие как выборы депутатов Государственной Думы, региональные выборы, выборы местных органов власти и референдумы. Единый день голосования в России проводится ежегодно в единый день, обычно в первое воскресенье сентября. Введен в практику в 2006 году. Однако конкретная дата может варьироваться в зависимости от обстоятельств или специфики выборов, а также может быть изменена на основании указа президента или решения Центральной избирательной комиссии. В 2024 году, например, Единый день голосования выпадает на 8 сентября, а в 2025 году — на 7 сентября[1].
Этот день служит для обеспечения удобства избирателей и создания централизованной платформы для проведения различных выборов одновременно. В разные годы в Единый день голосования могут быть проведены как выборы на федеральном уровне, так и на региональном и местном уровнях. В частности, на уровне регионов в этот день часто проходят выборы губернаторов, депутатов законодательных собраний и местных органов власти. Также могут быть организованы референдумы по различным вопросам[2].
Правовая основа
С начала 1990-х годов субъекты Российской Федерации получили право самостоятельно устанавливать дату проведения региональных и муниципальных выборов. В результате этого главы субъектов Федерации, как правило, избирались раз в 4-5 лет. Однако в период с 2005 по 2012 год прямые выборы губернаторов не проводились, за исключением Ненецкого автономного округа, где выборы прошли в начале 2005 года. Это решение было связано с политическими изменениями в стране, направленными на усиление федеральной власти и уменьшение региональной автономии[3].
В октябре 2004 года председатель Центральной избирательной комиссии России Александр Вешняков выдвинул предложение о создании ежегодного Единого дня голосования, который был бы установлен в марте каждого года. В дополнение к этому Вешняков предложил ввести резервный день голосования в октябре, что позволило бы создать единую платформу для проведения выборов на всех уровнях власти, а также упростить организацию выборных процессов. Этот подход был нацелен на улучшение координации выборов и повышение их эффективности[4].
21 июля 2005 года президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ», который официально закрепил введение двух равноправных Единых дней голосования для региональных и местных выборов. Согласно этому закону, такие выборы должны были проводиться во второе воскресенье марта и во второе воскресенье октября последнего года полномочий соответствующего органа власти. Это нововведение позволило унифицировать даты выборов, что способствовало улучшению планирования избирательных процессов и снижению затрат на их проведение.
Если региональные выборы совпадали с федеральными выборами, такими как выборы президента России или депутатов Государственной Думы, они проводились в один и тот же день. Это решение позволило организовать выборы на разных уровнях власти более эффективно, избегая излишних затрат и упрощая для избирателей процесс голосования. Новая законодательная норма вступила в силу с 2006 года, и с тех пор Единый день голосования стал важной составляющей избирательной системы России. Реформа, внедрённая в 2005 году, значительно изменила порядок проведения выборов в стране, сделав их более согласованными и прозрачными. Установление двух равноправных дней голосования стало шагом к централизации и упрощению выборного процесса, что имело долгосрочные последствия для политической системы России[2].
Правовая основа Единого дня голосования в России определяется рядом законодательных актов, включая Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указания Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и региональные правовые акты. Основополагающим документом, определяющим принципы организации выборов и референдумов в России, является Конституция РФ. В статье 32 Конституции гарантируется гражданам право участвовать в выборах и референдумах, что создаёт правовую основу для организации выборов на всех уровнях власти.
Важнейшими законодательными актами, регулирующими порядок проведения выборов в рамках Единого дня голосования, являются федеральные законы. Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации» регулирует выборы депутатов Госдумы, устанавливая требования к организации выборов, процедурам регистрации кандидатов и подсчёту голосов. Также имеется закон «О выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который регулирует выборы губернаторов и депутатов законодательных органов субъектов Федерации. Этот закон позволяет назначать выборы на те же даты, что и выборы на федеральном уровне, объединяя их в рамках Единого дня голосования. Кроме того, федеральный закон «О референдуме Российской Федерации» регулирует порядок проведения референдумов, которые также могут быть назначены на Единый день голосования. Другим важным нормативным актом является Избирательный кодекс Российской Федерации, который закрепляет основные организации выборов на всех уровнях — от местных до федеральных. В частности, он регулирует вопросы регистрации кандидатов, проведение агитации, а также правила подсчёта голосов и определения результатов выборов. Избирательный кодекс закрепляет принцип Единого дня голосования, который является обязательным для большинства выборов в стране.
Указы Президента Российской Федерации играют ключевую роль в определении дат проведения выборов, включая выборы в рамках Единого дня голосования. Президент имеет право назначить выборы в определённые сроки или перенести их в случае чрезвычайных обстоятельств, например, природных катастроф или эпидемий. В таком случае Президент может издать указ о переносе выборов на более позднюю дату, что, однако, происходит крайне редко.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК) осуществляет надзор за подготовкой и проведением выборов. ЦИК разрабатывает методические рекомендации, обеспечивает подготовку избирательных комиссий, координирует работу всех избирательных органов и следит за соблюдением законодательства. Кроме того, ЦИК играет важную роль в организации Единого дня голосования, обеспечивая его проведение в соответствии с федеральным законодательством и принципами демократичности, гласности и равенства избирателей[5].
Кроме федеральных законов и указов Президента, на региональном и местном уровнях могут быть приняты дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие выборы в соответствующих субъектах Российской Федерации. Например, выборы губернаторов или депутатов региональных законодательных органов могут быть организованы в единый день с выборными кампаниями на федеральном уровне. Местные выборы, например, выборы в муниципальные органы власти, также могут быть назначены на этот день, если это предусмотрено местным законодательством[6].
Организация выборов
Организация выборов в Единый день голосования в России представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективного, прозрачного и справедливого проведения выборов на различных уровнях власти в единую дату. Этот процесс охватывает выборы федеральных, региональных, муниципальных органов власти, а также референдумы. Единый день голосования был введён для повышения удобства избирателей, уменьшения затрат на проведение выборов и улучшения координации избирательных процессов на всех уровнях власти. Весь процесс организации выборов в этот день включает несколько ключевых этапов[2].
Назначение выборов
Выборы, проводимые в рамках Единого дня голосования, назначаются на основании законов Российской Федерации. С 2006 года установлены два равноправных Единых дня голосования — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября последнего года полномочий соответствующего органа власти. В случае, если региональные выборы совпадают с федеральными выборами (например, выборы Президента России или депутатов Государственной Думы), они проводятся в одну дату. Организация этих выборов требует тесной координации с Центральной избирательной комиссией (ЦИК) России и местными избирательными комиссиями[7].
Подготовка избирательных комиссий
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а также избирательные комиссии субъектов Федерации и муниципальных образований занимаются подготовкой к выборам. Их задачи включают организацию работы избирательных участков, утверждение состава избирательных комиссий, регистрацию кандидатов и партий, а также обеспечение своевременного информирования граждан о предстоящих выборах. Для этого избирательные комиссии проводят обучение членов комиссий, организуют систему наблюдения и контроля, а также обеспечивают доступность информации для избирателей[8].
Регистрация кандидатов и партий
Ключевым элементом в подготовке к Единому дню голосования является регистрация кандидатов и политических партий, участвующих в выборах. Согласно законодательству, кандидаты обязаны предоставить пакет документов, включая подписи избирателей, декларации о доходах и другие необходимые документы, которые проверяются избирательной комиссией на соответствие требованиям закона. Политические партии, участвующие в выборах, проходят процедуру регистрации и представляют свои списки кандидатов. Регистрация кандидатов и партий проходит в срок, установленный Центральной избирательной комиссией[9].
Предвыборная агитация
В период до дня голосования кандидаты, политические партии и другие участники выборов проводят предвыборную агитацию. Они используют различные формы агитации, такие как встречи с избирателями, публикации в СМИ, наружную рекламу, а также агитацию в интернете. Важно, чтобы агитация соблюдала принципы равенства и справедливости, не нарушала права других участников избирательного процесса. Центральная избирательная комиссия и местные избирательные органы контролируют соблюдение законодательства в области предвыборной агитации[10].
Организация голосования
В день выборов, который обычно приходится на единый день голосования (второе воскресенье марта или октября), проводится голосование. Для этого организуются избирательные участки, на которых устанавливаются урны для голосования, организуется работа наблюдателей, а также обеспечивается доступность для граждан с особыми потребностями. На каждом участке работают избирательные комиссии, которые ответственны за организацию голосования, идентификацию избирателей, подсчёт голосов и составление протоколов. Избиратели получают уведомления о месте расположения своего избирательного участка, и в день выборов они могут прийти и проголосовать[11].
Наблюдение за выборами
В целях обеспечения прозрачности и честности выборов организуется система наблюдения. За процессом голосования следят независимые наблюдатели, представители политических партий и организаций, а также международные наблюдатели (если это предусмотрено соглашениями). Наблюдатели могут быть аккредитованы Центральной избирательной комиссией или местными избирательными органами. Их задача — следить за соблюдением избирательного законодательства, предотвращением нарушений и фальсификаций, а также обеспечением свободного доступа граждан к участкам для голосования[12].
Подсчёт голосов и объявление результатов
После завершения голосования начинается процесс подсчёта голосов. Этот процесс осуществляется в течение суток, после чего избирательные комиссии составляют протоколы, которые отражают результаты голосования на каждом участке. Протоколы направляются в территориальные избирательные комиссии, а затем — в Центральную избирательную комиссию для окончательного подсчёта. Результаты выборов публикуются в средствах массовой информации, а также на официальных сайтах избирательных комиссий[13].
Юридическая проверка и оспаривание результатов
Если в процессе выборов были зафиксированы нарушения, кандидаты, политические партии и другие участники избирательного процесса могут оспорить результаты выборов в суде или в Центральной избирательной комиссии. В случае серьёзных нарушений, таких как фальсификации голосов или нарушения избирательных прав, может быть принято решение о повторных выборах или отмене результатов на отдельных участках[14].
Послевыборная деятельность
После завершения выборов Центральная избирательная комиссия и другие органы власти подводят итоги и проводят необходимые юридические процедуры, связанные с утверждением результатов выборов. Также начинается процесс формирования новых органов власти на основе полученных мандатов. В случае, если выборы были проведены на уровне региона или муниципального образования, избранные органы власти приступают к своей деятельности[13].
История проведения
21 июля 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, внесший изменения в действующие законодательные акты, касающиеся выборов, референдумов и других нормативных актов в России. В соответствии с этим документом, было установлено два равноправных дня голосования для региональных и местных выборов: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября того года, в котором истекают полномочия соответствующего органа власти. В случае, если региональные выборы совпадали с федеральными выборами (например, президентскими или выборами депутатов Государственной Думы), такие выборы проводились в один день. Эти изменения вступили в силу с 2006 года[2].
5 апреля 2012 года на встрече с президентом России представители ряда регионов предложили изменить порядок проведения Единого дня голосования, объединив его в один день в год, вместо двух, как это было предусмотрено предыдущими нормами. В качестве возможной даты был предложено второе воскресенье сентября. 2 октября 2012 года Владимир Путин подписал поправки в законы о политических партиях и об основных гарантиях избирательных прав граждан. Согласно изменениям, с 2013 года Единый день голосования был перенесен на второе воскресенье сентября в тот год, когда истекают полномочия местных и муниципальных органов власти. В годы, когда проводятся выборы в Государственную Думу, голосование также проходило в этот день. Поправки вступили в силу 1 ноября 2012 года, и с этого времени Единый день голосования стал проводиться ежегодно в сентябре.
3 ноября 2015 года был принят закон, предложенный Государственной Думой РФ, о переносе выборов в Госдуму и совмещении их с Единым днем голосования в сентябре, что ранее было невозможно, так как выборы в Госдуму проводились в декабре. Поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав» предусматривали перенос выборов в Госдуму на сентябрь и их совмещение с Единым днем голосования. С 2016 года Единый день голосования стал проводиться в третье воскресенье сентября в год выборов в Госдуму, а в другие годы — во второе воскресенье сентября. В случае, если второе воскресенье сентября совпадало с нерабочим праздничным днем, выборы переносились на третье воскресенье сентября[6].
Первые региональные и муниципальные выборы, организованные в рамках Единого дня голосования, состоялись в 2006 году, тогда выборы прошли 12 марта и 8 октября. В 2007 году выборы проводились 11 марта и 2 декабря (в день выборов в Госдуму). В 2008 году выборы были назначены на 2 марта (в день выборов президента РФ) и 12 октября. В последующие годы, начиная с 2009 года, выборы также проводились в заранее установленное время: 1 марта и 11 октября в 2009 году, 14 марта и 10 октября в 2010 году, 13 марта и 4 декабря в 2011 году (в день выборов в Госдуму). В 2012 году Единый день голосования был совмещен с президентскими выборами 4 марта, а 14 октября прошли первые после 2005 года прямые выборы губернаторов в нескольких областях.
После переноса Единого дня голосования на сентябрь, выборы проводились в следующие годы: в 2013 году — 8 сентября, в 2014 году — 14 сентября, в 2015 году — 13 сентября. В 2016 году Единый день голосования был совмещён с выборами депутатов Государственной Думы РФ, которые прошли 18 сентября. В 2017 году выборы прошли 10 сентября, в 2018 году — 9 сентября, в 2019 году — 8 сентября[15].
В 2020 году в России было принято решение о проведении выборов в течение нескольких дней подряд, что стало нововведением. Избирательные кампании в большинстве регионов проводились с 11 по 13 сентября. Это решение было принято в связи с пандемией COVID-19 и направлено на обеспечение безопасности избирателей. Центризбирком России, на основе изменений в законодательстве от 23 мая 2020 года, получил право устанавливать порядок проведения выборов в несколько дней для защиты здоровья граждан. Поправки в закон, подписанные 31 июля 2020 года, позволили проводить выборы в течение трёх дней подряд. В 2020 году голосование проводилось с 11 по 13 сентября в тех регионах, где проходили выборы в Госдуму, а также выборы исполнительной и законодательной власти в субъектах Федерации.
В 2021 году Единый день голосования был совмещён с выборами в Госдуму РФ VIII созыва. В этом году голосование проводилось с 17 по 19 сентября, в течение трёх дней. В 2022 году аналогичная схема была применена в 15 из 18 субъектов РФ, где были запланированы выборы губернаторов и депутатов законодательных собраний. В ряде регионов голосование проходило с 9 по 11 сентября, а в некоторых областях, таких как Омская и Тюменская, — в течение двух дней[16].
В 2023 году выборы и местные референдумы прошли в 85 из 89 субъектов Российской Федерации. Впервые в процессе Единого дня голосования прняли участие новые регионы России — Донецкая и Луганская народные республики, а также Запорожская и Херсонская области. Бвло проведено более 34 тысяч выборов на различных уровнях, включая довыборы депутатов Госдумы в четырёх одномандатных округах, выборы глав 21 региона и депутатов 20 региональных законодательных собраний. Выборы в рамках Единого дня голосования проводились с 8 по 10 сентября. Исключением стали выборы в Омской и Тюменской областях, где голосование прошло 9-10 сентября и 10 сентября соответственно, а также парламентские выборы в Башкирии и Бурятии, которые состоялись 10 сентября.
4 августа 2024 года Николай Булаев сообщил о разрешении досрочного голосования в восьми приграничных регионах, включая Курскую, Брянскую и Ростовскую области, Краснодарский край, Крым и Севастополь. 21 августа ЦИК перенесла выборы в 10 органов местного самоуправления в Курской области из-за соображений безопасности. 1 августа 2024 года Элла Памфилова сообщила, что 127 тысяч человек подали заявки на дистанционное электронное голосование. 2 сентября 2024 года ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которым 30 % респондентов готовы голосовать онлайн. 7 сентября 2024 года Памфилова сообщила о 4,6 тысячах хакерских атак на ДЭГ. 9 сентября 2024 года около 830 тысяч россиян воспользовались дистанционным голосованием, при этом в Москве использовалась другая платформа. 7 губернаторов набрали более 80 % голосов, а явка составила 47,1 %. В выборах участвовали более 35 тысяч кандидатов, из которых 29 655 были от «Единой России»[17].
Электронное голосование
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) представляет собой форму голосования, при которой избиратели могут участвовать в выборах, используя специальное программное обеспечение, без необходимости физического присутствия на избирательном участке. Это позволяет гражданам голосовать с помощью компьютера или мобильного телефона, не будучи ограниченными географически. Такой способ голосования не требует бумажных бюллетеней и предполагает использование исключительно цифровых технологий.
Возможность применения электронного голосования на федеральных выборах была официально закреплена в российском законодательстве 23 мая 2020 года. Решение о проведении ДЭГ принимается Центральной избирательной комиссией (ЦИК) России или соответствующими избирательными комиссиями на уровне субъектов Федерации, при необходимости.
23 мая 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в ряд законодательных актов, включая федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот закон открыл возможность применения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, местного самоуправления, а также на референдумах, как на уровне субъектов Федерации, так и на местном уровне. Кроме того, в тот же день был подписан еще один закон, который предусматривал проведение эксперимента по ДЭГ в Москве[18].
В 2021 году столица продолжила использование ДЭГ, и 19 мая того же года был принят закон города Москвы, который позволил организовать и провести эксперименты по использованию дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления. Эти нововведения помогли расширить применение электронного голосования в столице и открыли путь для его внедрения на более широком уровне в последующие годы.
В 2021 году дистанционное электронное голосование (ДЭГ) было впервые использовано на выборах в Государственную думу РФ, которые проходили с 17 по 19 сентября. Электронное голосование было доступно в семи регионах России, включая Москву, Севастополь, а также Курскую, Мурманскую, Нижегородскую, Ростовскую и Ярославскую области. Для участия в голосовании избиратели должны были зарегистрироваться на портале Госуслуг и подтвердить свою учетную запись[19].
Плюсы и минусы
Единый день голосования значительно облегчает организацию выборов, поскольку все выборы — от федеральных до местных — проводятся в один и тот же день. Это позволяет централизовать процесс, снизить количество необходимых административных шагов и оптимизировать работу избирательных комиссий на всех уровнях. Организация единого дня голосования помогает уменьшить количество ошибок и недоразумений, которые могут возникать при проведении выборов в разные дни. Такой подход также способствует лучшему использованию доступных ресурсов, таких как кадры для работы на избирательных участках, а также материальные и финансовые ресурсы[20].
Когда все выборы проходят в один день, избиратели имеют возможность одновременно проголосовать за несколько кандидатов и по различным вопросам, что повышает удобство процесса. Это создает дополнительную мотивацию для граждан прийти на избирательные участки, так как они могут решить несколько выборных вопросов сразу. Эффект увеличенной явки особенно заметен, когда выборы проводятся на всех уровнях власти, от местного до федерального, что приводит к более высокому уровню участия в демократическом процессе.
Проведение выборов в единый день позволяет существенно сократить расходы, которые несут органы власти на организацию голосования. В условиях множества выборов в разных регионах и на разных уровнях власти расходы на их организацию могут быть значительными. Объединение всех выборов в один день способствует снижению издержек, поскольку сокращаются расходы на аренду помещений, транспортировку бюллетеней, привлечение дополнительного персонала и организацию логистики. Также упрощается процесс подготовки избирателей, что позволяет минимизировать затраты на информирование и обучение[20].
Единый день голосования способствует стабильности в избирательном процессе. Совмещение выборов на всех уровнях власти предотвращает возможные противоречия и разногласия между различными выборами, которые могли бы повлиять на восприятие прозрачности и честности выборного процесса. Когда все выборы проходят в один день, исключается возможность манипуляций, связанных с неравномерным освещением или акцентом на одни выборы в ущерб другим. В целом, такой подход способствует повышению доверия граждан к избирательной системе и улучшению ее восприятия[2].
Примечания
- ↑ 8 сентября – первый день голосования. Единая Россия. Дата обращения: 18 февраля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 История единого дня голосования в России - ТАСС. TACC. Дата обращения: 18 февраля 2025.
- ↑ Статья 23. Муниципальные выборы \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 18 февраля 2025.
- ↑ Вы точно человек?. КиберЛенинка. Дата обращения: 18 февраля 2025.
- ↑ Статья 27. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ 6,0 6,1 История Единого дня голосования в России. TACC. Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ История Единого дня голосования в России. TACC. Дата обращения: 27 февраля 2025.
- ↑ Статья 20. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ Статья 33. Условия выдвижения кандидатов \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 27 февраля 2025.
- ↑ Статья 25. Общие принципы ведения предвыборной агитации. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) (документ не действует) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 июля 2023 г. N 124/995-8 О Требованиях к определению мест для наблюдателей и аккредитованных представителей средств массовой информации | Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ. www.garant.ru. Дата обращения: 27 февраля 2025.
- ↑ Статья 33. Наблюдатели \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ 13,0 13,1 Глава 11. ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. www.cikrf.ru. Дата обращения: 27 февраля 2025.
- ↑ Статья 77. Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ Единый день голосования в России (рус.) ?. РИА Новости (20230910T0101). Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ Какие выборы пройдут в сентябре 2022 года?. AiF (9 июня 2022). Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ В ЦИК объяснили решение о возможности проведения досрочных выборов в приграничных регионах (рус.) ?. RT на русском. Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ Федеральный закон от 23.05.2020 г. № 154-ФЗ. Президент России. Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ Дистанционное электронное голосование в России. История и особенности - ТАСС. TACC. Дата обращения: 27 февраля 2025.
- ↑ 20,0 20,1 Единый день голосования в 2024 году в России: дата, кандидаты, как будет проходить. Lenta.RU. Дата обращения: 24 февраля 2025.