Дьяволиада
Дьяволиада | |
---|---|
Дьяволиада | |
Файл:Дьяволиада (М. Булгаков, 1925).djvu | |
Жанр | повесть |
Автор | Михаил Булгаков |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1923 год |
Дата первой публикации | 1924 год (в литературном альманахе «Недра») |
Издательство | «Недра» |
«Дьяволиада» — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова написанная в 1923 году, в основе которой эпизод из жизни простого человека в недрах зарождающегося советского бюрократического аппарата. Впервые опубликована в 1924 году в литературном альманахе «Недра» и в этом же году в сборнике «Дьяволиада» одноимённого издательства.
Предыстория
М. А. Булгаков написал «Дьяволиаду» в 1923 году. В основе повести показан гоголевский «маленький человек», ставший жертвой набирающей обороты современной бюрократии, причём столкновение главного героя с этой машиной в помутнённом сознании уволенного делопроизводителя превращается в столкновение с неодолимой дьявольской силой. Происходящее главный герой воспринимает словно в наркотическом бреду. Финалом повести послужил конкретный эпизод, произошедший в августе 1923 года, когда погиб некто П. Кротов, глава липового малого торгового предприятия «Смычка». 31 августа 1923 года Булгаков сообщал в письме писателю Юрию Слезкину: «„Дьяволиаду“ я кончил, но вряд ли она где-нибудь пройдет. Лежнёв отказался её взять». Но всё же в 1924 году она была принята к печати Николаем Ангарским из издательства «Недра», по этому поводу Булгаков писал своей сестре Надежде: «Я продал в „Недра“ рассказ „Дьяволиада“» при этом 26 октября 1923 года Булгаков записал в своём дневнике: «Повесть моя „Дьяволиада“ принята, но не дают больше, чем пятьдесят рублей за лист… Повесть дурацкая, ни к черту не годная». В 1924 году повесть вышла в литературном альманахе «Недра». Сразу после публикации на повесть откликнулся только писатель Евгений Замятин, который в целом положительно её оценил, отметив влияние на повесть модернистской прозы начала XX века и прежде всего произведений Андрея Белого[1][2][3]. В 1928 году повесть вышла в сборнике «Роковые яйца» рижского издательства «Литература». В дальнейшем повесть выходила в издательстве Алека Флегона «Flegon-Press» (1970), в японской антологии «現代ロシア幻想小説» (1971), в издательстве «New York: Russica Publishers» (1979), в издательстве «Ardis Publishing» при составлении Эллендея Проффер (1983), в сборнике «Записки на манжетах. Ранняя автобиографическая проза» издательства «Художественная литература» и в сборнике «Повести. Рассказы. Фельетоны» издательства «Советский писатель» (1988)[4].
Сюжетная линия
В повести показан обычный человек, ставший жертвой набирающей обороты современной бюрократической машины, причём столкновение основного персонажа повести с этой машиной в помутнённом сознании уволенного делопроизводителя превращается в столкновение с неодолимой дьявольской силой. Происходящее главный герой воспринимает словно в наркотическом бреду. Главный герой Варфоломей Коротков, подобно гоголевским персонажам, на протяжении всей повести стремится если не добиться справедливости, то выхлопотать себе её: его непрекращающиеся мытарства по различным учреждениям, носящим почти магические названия, — начиная с его родного Главцентрбазспимата и заканчивая Центрснабом и Начканцуправделснабом — направлены на то, чтобы вернуть законное место делопроизводителя, отнятое у него загадочным новым заведующим базой Кальсонером. Так же, как и у Гоголя, герой «Дьяволиады» теряет смысл жизни и покой, всё более погружаясь в абсурдность собственного мировосприятия. Немыслимые галлюцинации Короткова представлены его бредовым состоянием, трансформирующим окружающее и окружающих в нелепые статуи, летающие по воздуху. Фантасмагорическая составляющая повести является сочетание реального и ирреального, возможного и невозможного, что создаёт в повести ощущение двоемирия и раздвоения личности. Коротков упрямо идёт к своей цели, которая всё больше размывается в его представлении. Уволенный педантичным Кальсонером, он сначала хочет вернуть себе место делопроизводителя. Но чем больше он углубляется в своём болезненном преследовании нового заведующего, тем больше у него возникает проблем. Известие об уходе Кальсонера с должности заведующего не способствует разрешению вопроса Короткова — он потерял документы. Поиски последних приводят его в бюро претензий, где абсурдность происходящего достигает почти критической отметки. Финальная погоня за Коротковым, вооружившимся бильярдными шарами, — верх абсурда, символизирующего невозможность существования человеческой личности в пределах бюрократической машины государства, поглощающей индивидуальность. Автор не скрывает раздвоения личности героя. Напротив, он говорит об этом как о само собой разумеющемся явлении: «Зеркальная кабина стала падать вниз, и двое Коротковых упали вниз. Второго Короткова первый и главный забыл в зеркале кабины и вышел один в прохладный вестибюль». В финале обезумевший Коротков отбивается от окруживших его агентов уголовного розыска бильярдными шарами, а затем бросается вниз с крыши знаменитого дома Нирензее…[5].
Оценки
После выхода «Дьяволиады» в 1924 году писатель Евгений Замятин в своей статье «О сегодняшнем и современном» для журнала «Русский современник» отмечал:
Единственное модерное ископаемое в «Недрах» — «Дьяволиада» Булгакова. У автора, несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт, быстрая, как в кино, смена картин — одна из тех (немногих) формальных рамок, в какие можно уложить наше вчера — 19, 20-й год. Термин «кино» — приложим к этой вещи, тем более что вся повесть плоскостная, двухмерная, все — на поверхности и никакой, даже вершковой, глубины сцен — нет. С Булгаковым «Недра», кажется, впервые теряют свою классическую (и ложноклассическую) невинность, и, как это часто бывает, — обольстителем уездной старой девы становится первый же бойкий столичный молодой человек. Абсолютная ценность этой вещи Булгакова — уж очень какой-то бездумной — невелика, но от автора, по-видимому, можно ждать хороших работ…[1]
В 1929 году литературный критик Исаак Нусинов в журнале «Печать и революция» так передавал содержание повести Булгакова оценивая её резко отрицательно:
Мелкий чиновник, который затерялся в советской государственной машине — символе «Дьяволиады»… Новый государственный организм — «Дьяволиада», новый быт — такая «гадость», о которой Гоголь даже понятия не имел[1]
10 апреля 1927 года в газете «Комсомольская правда» литератор Александр Зархи оценивая суть романа утверждал:
Для Булгакова наш быт — это действительно фантастическая дьяволиада, в условиях которой он не может существовать…[1]
Литература
- Энциклопедия булгаковская / Борис Соколов. — Москва : Локид : Миф, 1996. — 586 с. — ISBN 5-320-00143-6
- Михаил Булгаков: загадки судьбы / Борис Соколов. — Москва : Вагриус, 2008. — 542 с. — ISBN 978-5-9697-0625-5
- Дьяволиада : повести, рассказы и фельетоны 20-х гг. / Михаил Булгаков. — СПб. : Азбука-классика, 2006. — 591 с. — ISBN 5-352-01797-4
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Энциклопедия булгаковская / Борис Соколов. — Москва : Локид : Миф, 1996. — 586 с. — ISBN 5-320-00143-6
- ↑ Михаил Булгаков: загадки судьбы / Борис Соколов. — Москва : Вагриус, 2008. — 542 с. — ISBN 978-5-9697-0625-5
- ↑ Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь : в 3 т. / Российская акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); [науч. ред. и сост. В. Н. Запевалов и др.]. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, Т. 1: А — Ж. Т. 1. — 2005. — 732 с. — ISBN 5-94848-245-6
- ↑ Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя . «Лаборатория фантастики» (23 июля 2023).
- ↑ Дьяволиада : повести, рассказы и фельетоны 20-х гг. / Михаил Булгаков. — СПб. : Азбука-классика, 2006. — 591 с. — ISBN 5-352-01797-4
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с использованием параметра «подпись» в шаблоне «Карточка»
- Литературные произведения по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по литературе
- Все статьи
- Повести Михаила Булгакова
- Повести 1923 года
- Произведения, впервые опубликованные в альманахе «Недра»