Дьяволиада

Материал из «Знание.Вики»
Дьяволиада
Дьяволиада
Файл:Дьяволиада (М. Булгаков, 1925).djvu
Обложка книги издательства «Недра»
Жанр повесть
Автор Михаил Булгаков
Язык оригинала русский
Дата написания 1923 год
Дата первой публикации 1924 год (в литературном альманахе «Недра»)
Издательство «Недра»

«Дьяволиада» — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова написанная в 1923 году, в основе которой эпизод из жизни простого человека в недрах зарождающегося советского бюрократического аппарата. Впервые опубликована в 1924 году в литературном альманахе «Недра» и в этом же году в сборнике «Дьяволиада» одноимённого издательства.

Предыстория

М. А. Булгаков написал «Дьяволиаду» в 1923 году. В основе повести показан гоголевский «маленький человек», ставший жертвой набирающей обороты современной бюрократии, причём столкновение главного героя с этой машиной в помутнённом сознании уволенного делопроизводителя превращается в столкновение с неодолимой дьявольской силой. Происходящее главный герой воспринимает словно в наркотическом бреду. Финалом повести послужил конкретный эпизод, произошедший в августе 1923 года, когда погиб некто П. Кротов, глава липового малого торгового предприятия «Смычка». 31 августа 1923 года Булгаков сообщал в письме писателю Юрию Слезкину: «„Дьяволиаду“ я кончил, но вряд ли она где-нибудь пройдет. Лежнёв отказался её взять». Но всё же в 1924 году она была принята к печати Николаем Ангарским из издательства «Недра», по этому поводу Булгаков писал своей сестре Надежде: «Я продал в „Недра“ рассказ „Дьяволиада“» при этом 26 октября 1923 года Булгаков записал в своём дневнике: «Повесть моя „Дьяволиада“ принята, но не дают больше, чем пятьдесят рублей за лист… Повесть дурацкая, ни к черту не годная». В 1924 году повесть вышла в литературном альманахе «Недра». Сразу после публикации на повесть откликнулся только писатель Евгений Замятин, который в целом положительно её оценил, отметив влияние на повесть модернистской прозы начала XX века и прежде всего произведений Андрея Белого[1][2][3]. В 1928 году повесть вышла в сборнике «Роковые яйца» рижского издательства «Литература». В дальнейшем повесть выходила в издательстве Алека Флегона «Flegon-Press» (1970), в японской антологии «現代ロシア幻想小説» (1971), в издательстве «New York: Russica Publishers» (1979), в издательстве «Ardis Publishing» при составлении Эллендея Проффер (1983), в сборнике «Записки на манжетах. Ранняя автобиографическая проза» издательства «Художественная литература» и в сборнике «Повести. Рассказы. Фельетоны» издательства «Советский писатель» (1988)[4].

Сюжетная линия

В повести показан обычный человек, ставший жертвой набирающей обороты современной бюрократической машины, причём столкновение основного персонажа повести с этой машиной в помутнённом сознании уволенного делопроизводителя превращается в столкновение с неодолимой дьявольской силой. Происходящее главный герой воспринимает словно в наркотическом бреду. Главный герой Варфоломей Коротков, подобно гоголевским персонажам, на протяжении всей повести стремится если не добиться справедливости, то выхлопотать себе её: его непрекращающиеся мытарства по различным учреждениям, носящим почти магические названия, — начиная с его родного Главцентрбазспимата и заканчивая Центрснабом и Начканцуправделснабом — направлены на то, чтобы вернуть законное место делопроизводителя, отнятое у него загадочным новым заведующим базой Кальсонером. Так же, как и у Гоголя, герой «Дьяволиады» теряет смысл жизни и покой, всё более погружаясь в абсурдность собственного мировосприятия. Немыслимые галлюцинации Короткова представлены его бредовым состоянием, трансформирующим окружающее и окружающих в нелепые статуи, летающие по воздуху. Фантасмагорическая составляющая повести является сочетание реального и ирреального, возможного и невозможного, что создаёт в повести ощущение двоемирия и раздвоения личности. Коротков упрямо идёт к своей цели, которая всё больше размывается в его представлении. Уволенный педантичным Кальсонером, он сначала хочет вернуть себе место делопроизводителя. Но чем больше он углубляется в своём болезненном преследовании нового заведующего, тем больше у него возникает проблем. Известие об уходе Кальсонера с должности заведующего не способствует разрешению вопроса Короткова — он потерял документы. Поиски последних приводят его в бюро претензий, где абсурдность происходящего достигает почти критической отметки. Финальная погоня за Коротковым, вооружившимся бильярдными шарами, — верх абсурда, символизирующего невозможность существования человеческой личности в пределах бюрократической машины государства, поглощающей индивидуальность. Автор не скрывает раздвоения личности героя. Напротив, он говорит об этом как о само собой разумеющемся явлении: «Зеркальная кабина стала падать вниз, и двое Коротковых упали вниз. Второго Короткова первый и главный забыл в зеркале кабины и вышел один в прохладный вестибюль». В финале обезумевший Коротков отбивается от окруживших его агентов уголовного розыска бильярдными шарами, а затем бросается вниз с крыши знаменитого дома Нирензее…[5].

Оценки

После выхода «Дьяволиады» в 1924 году писатель Евгений Замятин в своей статье «О сегодняшнем и современном» для журнала «Русский современник» отмечал:

Единственное модерное ископаемое в «Недрах» — «Дьяволиада» Булгакова. У автора, несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт, быстрая, как в кино, смена картин — одна из тех (немногих) формальных рамок, в какие можно уложить наше вчера — 19, 20-й год. Термин «кино» — приложим к этой вещи, тем более что вся повесть плоскостная, двухмерная, все — на поверхности и никакой, даже вершковой, глубины сцен — нет. С Булгаковым «Недра», кажется, впервые теряют свою классическую (и ложноклассическую) невинность, и, как это часто бывает, — обольстителем уездной старой девы становится первый же бойкий столичный молодой человек. Абсолютная ценность этой вещи Булгакова — уж очень какой-то бездумной — невелика, но от автора, по-видимому, можно ждать хороших работ…[1]

В 1929 году литературный критик Исаак Нусинов в журнале «Печать и революция» так передавал содержание повести Булгакова оценивая её резко отрицательно:

Мелкий чиновник, который затерялся в советской государственной машине — символе «Дьяволиады»… Новый государственный организм — «Дьяволиада», новый быт — такая «гадость», о которой Гоголь даже понятия не имел[1]

10 апреля 1927 года в газете «Комсомольская правда» литератор Александр Зархи оценивая суть романа утверждал:

Для Булгакова наш быт — это действительно фантастическая дьяволиада, в условиях которой он не может существовать…[1]

Литература

  • Энциклопедия булгаковская / Борис Соколов. — Москва : Локид : Миф, 1996. — 586 с. — ISBN 5-320-00143-6
  • Михаил Булгаков: загадки судьбы / Борис Соколов. — Москва : Вагриус, 2008. — 542 с. — ISBN 978-5-9697-0625-5
  • Дьяволиада : повести, рассказы и фельетоны 20-х гг. / Михаил Булгаков. — СПб. : Азбука-классика, 2006. — 591 с. — ISBN 5-352-01797-4

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Энциклопедия булгаковская / Борис Соколов. — Москва : Локид : Миф, 1996. — 586 с. — ISBN 5-320-00143-6
  2. Михаил Булгаков: загадки судьбы / Борис Соколов. — Москва : Вагриус, 2008. — 542 с. — ISBN 978-5-9697-0625-5
  3. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь : в 3 т. / Российская акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); [науч. ред. и сост. В. Н. Запевалов и др.]. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, Т. 1: А — Ж. Т. 1. — 2005. — 732 с. — ISBN 5-94848-245-6
  4. Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя. «Лаборатория фантастики» (23 июля 2023).
  5. Дьяволиада : повести, рассказы и фельетоны 20-х гг. / Михаил Булгаков. — СПб. : Азбука-классика, 2006. — 591 с. — ISBN 5-352-01797-4
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!