Дробление бизнеса

Материал из «Знание.Вики»

Дробление бизнеса — незаконный способ уколенения от уплаты налогов целью которого является получение налоговой экономии за счёт незаконного применения специальных налоговых режимов или льгот. Дробление бизнеса заключается в распределении выручки, имущества, работников между несколькими лицами для соблюдения ограничений установленных Налоговым кодексом РФ для применения специальных налоговых режимов.

Прямой запрет на применение данной схемы в законодательстве отсутствует, однако данные действия квалифицируются как нарушение статьи 54.1 Налогового кодекса РФ как искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учёте либо налоговой отчетности налогоплательщика.[1]

Основные черты дробления бизнеса[править]

  1. Взаимозависимость участников схемы;
  2. Распределение доходов и (или) ресурсов между участниками схемы;
  3. Осуществление единой деятельности;
  4. Единоначалие участников схемы;
  5. Получение налоговой экономии за счет применения схемы;

Основные признаки дробления бизнеса[править]

  • дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или упрощенную систему налогообложения вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
  • применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
  • налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
  • участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
  • прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т. п.);
  • формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
  • использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети «Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т. п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т. п.;
  • фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
  • показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения[2].

Последствия выявления налоговыми органами схемы дробления бизнеса[править]

В большинстве случаев налоговые органы при выявлении схемы дробления бизнеса доначисляют налоги организации, являющейся организатором схемы или головной организацией. Все доходы и расходы элементов схемы консолидируются у такой организации как если бы она одна вела всю деятельность.

При выявлении схем «дробления бизнеса» доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика, на основании обстоятельств, которые подлежат установлению налоговым органом с учётом имеющихся у него сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении, учитывая как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов.[3]

Это означает что суммы налогов, уплаченные элементами схемы «дробления бизнеса» в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, наряду с доходами и расходами, а также ранее не заявленными налоговыми вычетами по налогу на добавленную стоимость, должны учитываться при определении размеров налогов по общей системе налогообложения, а также пеней и штрафов, доначисляемых решением по налоговой проверке налогоплательщику — организатору схемы «дробления бизнеса».

Исходя из этого, размер доначисляемых налогов подлежит уменьшению таким образом, как если бы налоги, уплачиваемые элементами схемы «дробления бизнеса» в связи с применением специальных налоговых режимов, в рамках проверяемых периодов, уплачивались налогоплательщиком-организатором.[4]

История вопроса[править]

Ещё при обсуждении законопроекта, которым в будущем была введена упрощенная система налогообложения, указывалось на возможность использование дробления с целью искусственного применения данного налогового режима.

Герман Греф: «При принятии этого законопроекта рассматривалась необходимость оптимизации нескольких задач, и в первую очередь максимальное упрощение системы налогообложения, которое достигается за счет отмены всех остальных налогов и замены одним налогом — налогом либо на доход, либо на разницу между доходом и затратами. И самое главное, что мы предлагаем освободить по этому закону от налогообложения по НДС. [….] Соответственно, очень серьёзная опасность, что бизнес будет дробиться, и совершенно очевидно, что те аргументы, которые высказываются, мол, накладные расходы высокие, накладные расходы бухгалтерии, и так далее, и так далее, что это не позволит дробить… Это не так. Этот законопроект позволяет не вести никакую бухгалтерию — только книгу учёта доходов, и если это доходы минус расходы, то ещё и книгу учёта расходов. Нет никакой бухгалтерии. Очень эффективно дробление, мы это считали.»[5]

После введения упрощенной системы налогообложения налоговые органы начали выявлять применение схемы дробления бизнеса налогоплательщиками. Поскольку антиуклонительные нормы в закон внесены не были, они начали формироваться на уровне судебной практики. Уже в 2007 году начинают появляться первые судебные акты, признающие незаконным применение данной схемы.).

После издания Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»[6] применение схемы дробления бизнеса начинает квалифицироваться как получение необоснованной налоговой выгоды.

Результатом формирования судебной практики явилось дело, рассмотренное Президиумом Высшего Арбитражного Суда, явилось дело ООО «Металлургсервис» (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15570/12[7]). Налогоплательщик проиграл дело в трех инстанциях, однако ВАС РФ отменил решения нижестоящих инстанций. В данном судебно акте суд акцентировал, что не всякое разделение бизнеса является незаконным даже если приводит к налоговой экономии.

Ещё в 2009 году Правительство РФ планировало внести в законодательства антиуклонительные нормы, которые бы препятствовали применению данной схемы.

В основных направлениях налоговой политики РФ на 2012—2012 года указано, что законодательство о налогах и сборах будет предусматривать положения, предотвращающие злоупотребления использованием упрощенной системы налогообложения путем дробления бизнеса, создания компаний-сателлитов и прочих способов для целей получения необоснованной налоговой выгоды.[8]

Самым известным случаем применения схемы дробления бизнеса валяется уголовное дело в отношении блогера Елены Блиновсокй, обвиненной в уклонении от уплаты налогов на сумму 918 млн руб.[9]

Примечания[править]

  1. <Письмо> ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации".
  2. Письмо> ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ <О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц>.
  3. пункт 28 <Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации".
  4. Письмо ФНС России от 14.10.2022 N БВ-4-7/13774@ "О возврате излишне уплаченной суммы налога".
  5. Стенограммы обсуждения законопроекта № 198712-3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» глава 26-2 "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства" и глава 26-3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
  6. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
  7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2013 г. N ВАС-15570/12.
  8. "Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (одобрено Правительством РФ 25.05.2009).
  9. Юрист раскрыл схему Блиновской по дроблению бизнеса.