Дополнительное профессиональное образование
Дополни́тельное профессиона́льное образова́ние (ДПО) — способ обучения, который дополняет уже полученное среднее профессиональное или высшее образование в России. ДПО специализированное обучение целью которого является расширение и углубление знаний, умений и навыков в конкретной профессиональной области. Оно предоставляет специалистам возможность улучшать свои компетенции, изучать современные технологии и методы работы, а также приспосабливаться к меняющимся условиям рынка труда[1].
Длительность и организация учебного процесса в рамках дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой. Минимальный срок обучения по программам повышения квалификации составляет 16 академических часов, а для программ профессиональной переподготовки установленный минимальный срок обучения увеличивается до 250 академических часов[2].
История дополнительного профессионального образования в России
Становление системы дополнительного профессионального образования в России началось в первые годы XX века. До конца 1990-х годов прошлого столетия развитие ДПО шло через межотраслевые институты основной задачей которых являлось повышение квалификации специалистов. В середине 1990-х годов в частности в 1994-1995 годах наблюдался существенный подъём в сфере дополнительного профессионального образования в учреждениях среднего, дополнительного и высшего профессионального образования[3].
В XXI веке в России действует свыше тысячи организаций предлагающих образовательные услуги в области ДПО. Ежегодно они проводят обучение, как повышение квалификации, так и профессиональную переподготовку для более чем 400 тысяч профессионалов. Ключевую роль в развитии дополнительного профессионального образования играют ведущие университеты создавая специализированные подразделения в рамках своих структур[3].
Согласно данным на ноябрь 2009 года в лидерах российского рынка ДПО находились Российский университет дружбы народов предлагавший 700 учебных курсов и привлекавший более 25 тысяч слушателей[4], Московский государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова с 450 программами и приблизительно 18 тысячами слушателей[5], а также Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана имевший 300 программ ДПО и 15 тысяч слушателей[6].
В 2020 году отмечался подъём интереса к онлайн-форматам ДПО, что связано с возможностью учиться у лучших специалистов вне зависимости от места их проживания. Федеральный закон № 273-ФЗ регламентирующий дистанционное обучение позволяет получать документы государственного образца после окончания таких курсов[1].
Дополнительная профессиональная программа
Процедура разработки дополнительных профессиональных программ определяется федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в области высшего образования. Данный порядок согласовывается с федеральными органами исполнительной власти, сферу безопасности и защиту информации. Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки формируются на базе учебного плана, который разрабатывается и утверждается непосредственно образовательной организацией[7].
Содержание дополнительных профессиональных программ должно соответствовать положениям профессиональных стандартов, квалификационным требованиям, зафиксированным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям или требованиям к профессиональным знаниям и навыкам. При условии освоения дополнительной профессиональной программы параллельно с программами среднего профессионального или высшего образования, выдача документа о квалификации производится одновременно с выдачей документа об образовании подтверждающего завершение обучения по соответствующей программе и присвоение квалификации[7].
Цели и задачи ДПО
Согласно положениям статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ, принятого 29 декабря 2012 года, который регулирует сферу образования в Российской Федерации главной целью дополнительного профессионального образования является удовлетворение индивидуальных потребностей граждан в образовании и карьерном развитии. Независимо от уровня профессионального образования ключевая задача ДПО заключается в постоянном совершенствовании квалификации работников, служащих и специалистов, с учётом непрерывного развития федеральных государственных образовательных стандартов[7].
Программы дополнительного профессионального образования классифицируются на основе объёма предоставляемых знаний. Классификация в первую очередь определяется задачами, которые ставятся перед каждой конкретной программой[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Дополнительное профессиональное образование (легальная дефиниция). Большая российская энциклопедия (12 марта 2024). Дата обращения: 27 мая 2025.
- ↑ Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». base.garant. Дата обращения: 27 мая 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Мухина Т. Г. История становления и развития дополнительного высшего профессионального образования в России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — 3 июня (т. 13, № 2(5)). — С. 1116.
- ↑ Российский университет дружбы народов. РИА новости (5 февраля 2020). Дата обращения: 27 мая 2025.
- ↑ Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Большая российская энциклопедия (27 марта 2024). Дата обращения: 27 мая 2025.
- ↑ Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. РИА Новости (12 июля 2015). Дата обращения: 27 мая 2025.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Статья 76. Дополнительное профессиональное образование. КонсультантПлюс. Дата обращения: 21 мая 2025.