Доктор Джекилл и мистер Хайд (фильм, 1913)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Доктор Джекилл и мистер Хайд
англ. Dr. Jekyll and Mr. Hyde
Dr Jekyll and Mr Hyde poster edit2.jpg
Жанр ужасы, короткометражный фильм
Режиссёр Герберт Бренон
Продюсер Карл Леммле
На основе книга Роберта Льюиса Стивенсона
Автор
сценария
Герберт Бренон
В главных
ролях
Кинг Бэггот
Джейн Гэйл
Мэтт Снайдер
Ховард Крэмптон
Длительность 26 мин
Страна Флаг США США
Год 1913
IMDb IMDb

До́ктор Дже́килл и ми́стер Ха́йд (оригинальное название Dr. Jekyll and Mr. Hyde) — короткометражный немой фильм, по жанру относится к ужасам. Режиссёром художественного фильма является Герберт Бренон. Сюжет фильма основан на одноимённом романе Роберта Льюиса Стивенсона. Фильм вышел в мировой прокат 6 марта 1913 года[1][2]. Первый фильм ужасов компании Universal Studios[3].

Сюжет фильма

Генри Джекилл работает доктором. В самом начале фильма он отправляет записку Алисе, которая является его невестой, и её отцу. В записке было указано, что не сможет пойти в театр с ними, потому что должен уделить внимание своим пациентам. Друзья Джекилла юрист Уоттерсон и доктор Лэньон высмеивают Генри за его опасное исследование.

Алиса с отцом приходят к Генри, но он извиняется, что должен уделить внимание не им, а своим пациентам. В эту же ночь доктор Джекилл проводит свой опасный эксперимент, принимая препарат, который должен высвободить его «тёмную» сторону. В результате препарат производит метаморфозы с его телом. Он стал сгорбленным и искривлённым существом.

В образе этого существа Генри выходит из комнаты с запиской, которая написана его рукой. Записка адресована домашнему персоналу, с указаниями относиться к «мистеру Хайду» так же, как к нему самому. После этого Хайд уходит в ближайшую таверну, где начинает терроризировать посетителей, а потом ищет себе ночлег. С этих комнат начинается его карьера на стороне зла.

Его злодеяния продолжаются до тех пор, пока он не нападает на ребёнка-инвалида. Свидетели происшедшего возмущены его действиями. Они загоняют Хайда в угол и требуют выплатить компенсацию ребёнку. Хайд с явной неохотой провожает одного из свидетелей в дом Генри и отдаёт ему деньги. За всем этим наблюдает Уоттерсон, который обеспокоен происходящим.

Хайд принимает зелье для обратной трансформации и даёт слово больше не принимать препарат. Он отказывается от своего эксперимента, но в ту же ночь Хайд появляется снова без приёма препарата[4][5].

Актёрский состав

Главную двойную роль доктора Генри Джекилла и мистера Хайда исполнил Кинг Бэггот. Главную женскую роль Алисы, невесты Генри, исполнила Джейн Гейл. Мэтт Снайдер в фильме предстал в роли отца Алисы. Говард Крэмптон и Уильям Сорелль сыграли соответственно доктора Лэньона и юриста Аттерсона. В эпизодах появились Вайолет Хорнер и Герберт Бренон[6].

Критика

По мнению автора книги «Body Genre: Anatomy of the Horror Film» Дэвида Скотта Диффриента, «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Герберта Бренона является одной из наиболее примечательных адаптаций начала XX века[7]. Одним из внутренних конфликтов американской жизни того времени был «раскол между религиозными и духовными убеждениями и обещаниями научной достоверности», что объясняет появление большого количества экранизаций дуалистического готического повествования «Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона. Согласно историку Чарльзу Кингу, фильм Карла Леммле и Герберта Бренона является первым фильмом ужасов, снятым кинокомпанией Universal Studios под их лейблом IMP (Independent Moving Picture Company, Incorporated)[3].

В своей рецензии на фильм для влиятельного журнала о кинематографе Moving Picture World Джордж Блейсделл высоко оценил игру Кинга Бэггота в двойной роли, заявив, что именно благодаря его изображению мистера Хайда «ужас охватывает вас». Критик также выделяет особенно эффектное использование кинематографического приёма медленного растворения кадра, чтобы показать превращение главного героя из положительного человека в злодея. Такое изменение морального облика героя, показанное через физическое перевоплощение, происходящее прямо на глазах у зрителя, делал фильм ещё более впечатляющим. Используемый киноприём продемонстрировал способность разрушать систему представлений зрителей и стирать границы между зрителями и объектами их коллективного восторга[7].

Примечания

  1. Доктор Джекилл и Мистер Хайд (1913). Кинопоиск. Дата обращения: 11 декабря 2023.
  2. Доктор Джекилл и Мистер Хайд. Информация о фильме. filmpro. Дата обращения: 11 декабря 2023.
  3. 3,0 3,1 Charles King. Dr. Jekyll AND Mr. Hyde: A Filmography (англ.) // Journal of popular film and television. — 1997. — Vol. 25, iss. 1. — P. 9-20.
  4. Доктор Джекилл и мистер Хайд. Кинориум. Дата обращения: 11 декабря 2023.
  5. Доктор Джекилл и Мистер Хайд. Резюме. imdb. Дата обращения: 11 декабря 2023.
  6. Доктор Джекилл и Мистер Хайд. imdb. Дата обращения: 11 декабря 2023.
  7. 7,0 7,1 David Scott Diffrient. Body Genre: Anatomy of the Horror Film (англ.). — University Press of Mississippi, 2023. — ISBN 9781496847966.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!