Диктатура
Диктату́ра (от лат. dictatura; англ. dictatorship - повелитель) — форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека, который имеет абсолютное право принимать решения без ограничений и изменять установленные правила по своему усмотрению[1].
Происходит от наименования специального должностного лица в Древнем Риме. В период Нового времени понятие «диктатура» стало использоваться для описания режима чрезвычайной власти, а затем распространилось на все политические системы, не относящиеся к демократическим. В данном контексте диктатура тесно связана с тиранией и деспотией[2].
Виды и формы диктатуры
В современном мире основные формы диктаторских политических систем — авторитаризм и тоталитаризм. Авторитаризм имеет более значительное историческое значение, так как он чаще ассоциируется с определенными режимами конца XX века, в то время как первый используется для описания современных стран с высокой централизацией власти, обычно связанных с развивающимися странами. Несмотря на некоторые общие черты, происходящие от сходства происхождения, эти две формы также имеют ряд различий, которые делают их непересекаемыми[2].
В тоталитарной системе страна, ее правительство, экономика, общество, идеология и другие аспекты общества соединяются в единое целое, в то время как авторитаризм характеризуется меньшей степенью контроля над разнообразием аспектов общественной жизни. Например, хотя государство может использовать отсутствие способности гражданского общества сопротивляться власти, оно обычно не предпринимает меры, направленные на уничтожение гражданского общества. Сохраняется определённая степень свободы в экономической сфере и в отношении личных убеждений, что подразумевает ограниченное инакомыслие. Также допускаются различия в классовой структуре в определённой степени, и могут существовать альтернативные партии и парламенты[2].
Кроме того, если при тоталитаризме власть сосредоточена в руках определённой организации или группы, например, политической партии, то при авторитаризме источником власти становится само государство. Таким образом, переход от авторитарного политического режима к демократическому обществу не всегда приводит к радикальным изменениям в системе общества в целом, в то время как при демократизации тоталитарного общества такие изменения неизбежны[2].
Авторитарные режимы разнообразны и могут быть классифицированы по-разному. Вот некоторые виды авторитарных режимов:
- власть принадлежит группе самых богатых и влиятельных семей, которые контролируют политику и экономику страны, что часто встречается в Латинской Америке;
- лидерство принадлежит национальной буржуазии, представляющей собой новый класс олигархов, часто сотрудничающий с военными структурами, что характерно для стран Африки;
- главой государства является монарх, передающий власть по наследству, хотя формально государство остаётся монархией, но на самом деле это авторитарный режим, что часто встречается на Ближнем Востоке;
- авторитарные режимы могут различаться по степени жёсткости или свободы вертикальной власти;
- военный[3];
Теория диктатуры
В 1921 году К. Шмитт выделил два типа диктатуры: комиссариатскую и суверенную. В первом случае диктатура направлена на восстановление порядка, нарушенного стихийными бедствиями, эпидемиями или войнами. Во втором случае прежний порядок отменяется и создаётся новый.
Комиссариатская диктатура охватывает различные ситуации, включая восстановление общего порядка. Правовой порядок остаётся неизменным, и диктатура становится особым правовым порядком в рамках существующего права. Суверенная диктатура нацелена на учреждение нового правового порядка, возможно, повторяющего старый.
В политической науке диктатура часто ассоциируется с неограниченной политической властью, осуществляемой группой лиц или одним человеком. Римская диктатура характеризуется как монархическое учреждение в республиканском порядке[3].
Диктатура в двух временных отрезках
Диктатура в Древнем Риме
Римская диктатура регулировалась законом, и хотя диктаторы имели право принимать единоличные решения, в начальный период они активно взаимодействовали с сенатом и народными собраниями.
Диктатор обладал неограниченными законодательными, исполнительными и судебными полномочиями (summum imperium). Даже обращение народа (provocatio ad populum) не могло быть использовано против него, так как это право принадлежало каждому римскому гражданину в отношении решений других магистратов. Другие магистраты продолжали выполнять свои обязанности, но подчинялись диктатору. Это было важно, потому что в обычной правовой ситуации каждый магистрат имел свою сферу деятельности и соответствующие права, а вышестоящий магистрат мог отменить решение нижестоящего, но не мог предписать ему. После выполнения поставленной задачи (полномочия диктатора были ограничены) или по прошествии шести месяцев диктатор был обязан сложить свои полномочия и представить отчёт о своих действиях. Помимо диктатур для отражения внешних и внутренних угроз римское право предусматривало установление диктатур для решения краткосрочных задач, таких как проведение религиозных обрядов, руководство общественными мероприятиями, созыв народных собраний и так далее. В рамках этих задач диктатор имел те же полномочия, что и в случае отражения угроз: он назначался для выполнения особых действий, выходящих за рамки обычных процедур[3].
Существует существенное различие между диктатурами V-III веков до нашей эры и позднереспубликанскими диктатурами. Диктатуры особенно часто устанавливались в IV веке до нашей эры, когда к диктатуре допускались даже плебеи, получившие право избираться в консулы. Самые известные диктатуры связаны со Второй Пунической войной, когда Рим оказался на грани уничтожения из-за Ганнибала. После этого до кризиса Римской республики I века до нашей эры диктаторы не назначались. Появление новой диктатуры связано с 82 годом до нашей эры, когда Сулла был назначен диктатором на неопределённый срок, что позволило ему бороться с внутренними врагами. Сулла стремился восстановить авторитет сената в борьбе с популярами и, достигнув своей цели, сложил полномочия через три года. Цезарь получил десятилетнюю (фактически бессрочную) диктатуру в 45 году до н. э., а незадолго до своей смерти — полномочия пожизненного диктатора[2].
После убийства Цезаря консул Марк Антоний, ставший одним из триумвиров второго триумвирата, принял закон de dictatura, который уничтожил должность диктатора навсегда и предусматривал смертную казнь для диктатора и лица, предложившего его кандидатуру. В 22 году до н. э. сенат предложил диктатуру Октавиану Августу, но тот отказался, что стало одним из элементов создания сложного статуса, известного как принципат, который в юридическом смысле представлял собой комбинацию ординарных магистратур. В римском публичном праве диктатура больше не существовала[2].
Диктатура в Новом времени
В законодательном контексте в Новое время «диктатуры» не существовало, однако понятие вернулось в политико-правовую сферу с конца XVIII века. В правовом аспекте речь шла о наделении отдельных должностных лиц исключительными полномочиями, приостановлении стандартных процедур и правовых рамок. Формирование теории и реального порядка правового государства привело к чёткому разграничению функционирования государства и его органов в нормальном состоянии и в условиях чрезвычайного положения, а также к разделению различных режимов чрезвычайного положения (например, усиленная охрана, военное положение и т. д.). На практике чрезвычайное положение могло быть введено на неопределённый срок или регулярно продлеваться, что фактически превращало диктатуру в фактический нормальный порядок, но юридическое разграничение сохранялось (например, в Османской империи в период правления Абдул-Хамида с 1878 по 1908 годы действие Конституции 1876 года было приостановлено, хотя формально она оставалась в силе)[3].
К диктатурам можно отнести наделённого экстраординарными полномочиями Комитет общественного спасения времён Французской революции (1793-1795), чрезвычайные полномочия военного министра Л. Э. Кавеньяка для подавления Июньского восстания в Париже в 1848 году, чрезвычайные полномочия главы испанского правительства Р. М. Нарваэса в 1848 году и другие подобные случаи. В России, например, в 1879 году были назначены шесть временных генерал-губернаторов для противодействия революционному движению, а в 1880 году была учреждена Верховная распорядительная комиссия с широкими полномочиями под руководством М. Т. Лорис-Меликова, который также временно возглавил Третье отделение. Пример Кавеньяка показателен, так как он близок к античным образцам. Военный министр получил командование всеми военными силами от Учредительного собрания 23 июня, исполнительная комиссия передала свои полномочия Кавеньяку 24 июня, восстание в Париже было подавлено 26 июня, а 28 июня Кавеньяк сложил свои экстраординарные полномочия перед Учредительным собранием и отчитался о своих действиях. Собрание единогласно выразило благодарность генералу и назначило его президентом совета министров и главой исполнительной власти Второй Французской республики. Этот пример напрямую связан с политико-правовой конструкцией римской диктатуры IV-III веков до н. э.[2].
Новое понимание диктатуры обусловлено тем, что в XIX веке речь чаще всего шла о монархическом правлении, поэтому наделяемое лицо не становилось высшим магистратом в масштабах страны или при наделении чрезвычайными полномочиями в отношении региона или провинции. Диктатура Нарваэса заключалась в получении особых полномочий от парламента, которому Нарваэс отчитывался о своих действиях в начале 1849 года. Однако его власть отличалась от римской диктатуры, так как наряду с Нарваэсом и над ним оставалась обладательница высшей власти — королева Изабелла II[1].
Эта конструкция оказалась важной для политико-правового осмысления и формирования политических режимов в XX веке. Например, Муссолини обладал чрезвычайными полномочиями при сохранении формальной фигуры короля Италии Виктора Эммануила III, а режим «чёрных полковников» в Греции также можно рассматривать как форму диктатуры[2].
Великие диктаторы в истории
―Адольф Гитлер (20 апреля 1889 — 30 апреля 1945) был немецким политиком австрийского происхождения, диктатором нацистской Германии с 1933 года до своего самоубийства в 1945 году. Он пришёл к власти как лидер нацистской партии, став канцлером в 1933 году, а затем приняв титул фюрера и рейхсканцлера в 1934 году. Во время своего правления Гитлер начал Европейскую фазу Второй мировой войны, вторгнувшись в Польшу 1 сентября 1939 года. Он лично участвовал в военных действиях на протяжении всей войны и сыграл ключевую роль в организации Холокоста — геноцида около шести миллионов евреев и миллионов других жертв[4].
―Иосиф Виссарионович Сталин (настоящее имя — Иосеб Бесарионис дзе Джугашвили; родился 18 декабря по старому стилю 6 декабря 1878 года — умер 5 марта 1953 года) был советским лидером и революционером грузинского происхождения, который дольше всех занимал пост руководителя Советского Союза с 1924 года до своей смерти в 1953 году. Он управлял страной в качестве генерального секретаря Коммунистической партии с 1922 по 1952 год и председателя Совета Министров с 1941 года до своей кончины. Изначально руководя страной в рамках коллективного руководства, Сталин усилил свою власть и к 1930-м годам превратился в диктатора. В идеологическом плане он оформил своё ленинское толкование марксизма как марксизм-ленинизм, а политическая и экономическая система, которую он внедрил, известна как сталинизм[4].
―Бенито Муссолини (29 июля 1883 — 28 апреля 1945) был премьер-министром Королевства Италия с момента прихода фашистов к власти в 1922 году до 1943 года и Дуче с 1919 года до своей казни в 1945 году во время гражданской войны в Италии. Будучи диктатором Италии и основателем фашизма, Муссолини оказал влияние на некоторых тоталитарных лидеров, таких как Адольф Гитлер[4].
―Мао Цзэдун (26 декабря 1893 — 9 сентября 1976), также известный как председатель Мао, был китайским коммунистическим революционером и основателем Китайской Народной Республики (КНР), которую он возглавлял в качестве председателя Коммунистической партии Китая с момента её создания в 1949 году до своей смерти в 1976 году. Его идеология основывалась на марксизме, а его теории, военные стратегии и политический курс вместе составляют маоизм[4].
―Пол Пот (настоящее имя — Салот Сар; 19 мая 1925 — 15 апреля 1998) был камбоджийским политическим деятелем, который занимал должность премьер-министра Демократической Кампучии с 1976 по 1979 год. Он был последователем марксизма-ленинизма и кхмерского национализма. С 1963 по 1997 год Пол Пот возглавлял движение «Красные кхмеры», а с 1963 по 1981 год занимал пост генерального секретаря Коммунистической партии Кампучии[4].
Галерея
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Пивоваров Ю.С. Государство и диктатура // Труды по россиеведению. — 2021. — № 8. — С. 187-191.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Диктатура . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 20 мая 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Карл Шмитт. Диктатура. — РИПОЛ классик. — С. 30,65,90,127. — 441 с.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Самые известные диктаторы в истории мира . Ranker. Дата обращения: 20 мая 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |