Диакониса
Диакони́са[1][2] (дьяконе́сса[3], от греч. Διακόνισσα) — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. В настоящее время данное служение по-разному рассматривается исследователями. Традиционно-ортодоксальные авторы акцентируют, что служение диаконис, хотя и было похоже на служение диаконов, но было обращено исключительно к женщинам в Церкви и не имело сакраментального выражения во время общего церковного богослужения[4]. Другие авторы описывают служение диаконис, определяя их роль в Церкви как литургическую и пастырскую[5].
История
Первое упоминание о диаконисах содержится в Послании к римлянам: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1). Развитие институт получил в период гонений на христиан. Так, в Апостольских постановлениях говорится: «в некоторые дома нельзя послать к женщинам мужчину диакона, из-за неверных: посему, для успокоения помысла нечестивых, пошли туда женщину диаконису».[6].
Апостольские постановления (конец IV века) содержат специальную молитву для чина поставления диаконис. Поставление диаконис совершал епископ через рукоположение в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконис. Обряд посвящения в диаконисы содержится также в канонах Первого Никейского собора (325 года), Халкидонского собора (451 года), а также в Кодексе Барберини (780 года). Изучение этого обряда привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует таинству церкви в современном значении.
Из постановлений Первого и Четвертого Вселенских соборов можно увидеть, что диаконисы делились на два разряда:
- Диаконисы рукоположённые, рукоположение которых нужно отличать от священнического (в том числе диаконского) таинства рукоположения[7]
К рукоположению допускались незамужние, овдовевшие или монашествующие женщины, достигшие сорока лет (15 правило IV Вселенского собора) и после тщательного испытания. Если же после рукоположения диакониса вступала в брак, то она и её супруг подвергались анафеме.
- Диаконисы по одеянию, которые занимались делами милосердия. Согласно 19-му правилу Никейского собора женщинам, посвятившим себя служению церкви, по достижении 25 лет благословлялось носить особую одежду. Однако до 40-летнего возраста они могли оставаться в доме родителей.
Однако подробности о служении диаконисс были неизвестны уже в XII веке[7].
В Апостольских постановлениях о служении диаконисс сказано: «Диаконисса не благословляет, но и ничего не совершает из того, что делают пресвитеры или диаконы: она стережет двери и служит пресвитерам при погружении женщин, для благоприличия» (VIII, 28).
44 правило Лаодикийского Собора гласит: «О том, что не должно женщинам входить в алтарь»[8].
К диаконисам по одеянию можно причислить сестер Марфо-Мариинской Обители Милосердия, основанной святой преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой в 1909 году. Елизавета Фёдоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконис.
Вопрос о восстановлении института диаконис обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917—1918 гг. Но он не был принят, так как подобное служение в Православной Церкви исполняет женское монашество.
В трудные годы большевистских гонений в 1930-е годы женщины нередко привлекались к активной церковной деятельности и богослужебной практике. Женщины часто становились старостами храмов, певчими и чтецами, что сохраняется и поныне. Сейчас в некоторых храмах антиохийского патриархата можно встретить нововведение — девочек-алтарниц в стихарях с орарями, которые стоят только в храме и держат свечи[9]. Данная частная практика не находит объяснений, ибо, как известно из Предания Церкви, только Пренепорочная Пресвятая Богородица удостоилась войти во Святая Святых (алтарь)[10].
Планы по восстановлению института диаконис имелись в Александрийском Патриархате, в котором 16 ноября 2016 года на заседании Синода был создан комитет в составе трёх архиереев для изучения данного вопроса[11]. Наконец, 17 февраля 2017 года Патриарх Феодор II посвятил в диаконисы несколько женщин, обязанностью которых стала помощь в миссионерской деятельности в Катангской митрополии, в Таинстве Крещения взрослых, венчания, а также в катехитической деятельности Церкви[12].
Функции диаконис
Функции диаконис в церкви были разнообразными, в том числе[4]:
- приготовление женщин к крещению и помощь в совершении крещения
- поддержание порядка в женской части храма во время службы
- распределение пожертвований среди нуждающихся женщин
- есть также упоминание IX века о том, что диаконисы приносили причастие христианам, находившимся в плену у арабов.
Апостольские постановления указывают, что диакониса «без диакона ничего пусть не делает и не говорит», но при этом «никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диаконисы».
Канонизированные диаконисы
Ряд диаконис древней церкви причислен к лику святых:
- Святая Фива[13] Кенхрейская (Коринфская), диакониса; (I век). Упоминается в послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16:1). Память совершается 16 сентября (3 сентября по старому стилю).
- Святая Татьяна Римская[14][15] мученица, диакониса; (226 г.). За исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана. Память совершается 25 января (12 января по старому стилю).
- Святая Нонна[16] Назианзская, диакониса; (374 г.), мать святителя Григория Богослова. Память совершается 18 августа (5 августа по старому стилю).
- Святая Олимпиада[17] Константинопольская, диакониса; (409 г.). Её высоко ценил Иоанн Златоуст, за преданность которому она пострадала и умерла в заточении. Память совершается 7 августа (25 июля по старому стилю).
- Святая Ксения Миласская, преподобная[18]; (ок. 457). Память совершается 6 февраля (24 января по старому стилю).
- Блаженная Феозва[19] Родная сестра святых Василия Великого, Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского. Память совершается 23 января (10 января по старому стилю).
- Домника Константинопольская (ум. 474 год) — игуменья, диакониса (память в Православной церкви 8 января по юлианскому календарю).
- Святая Элизабет Кэтрин Фэрард — первая диакониса в англиканской церкви (память в Церкви Англии 18 июля).
- Святая Изабелла Гилмор — основательница института епархиальных диаконис в англиканской церкви (память в Церкви Англии 16 апреля).
- Святая Анна Александер — первая афроамериканская диакониса в англиканской церкви (память в Епископальной церкви 24 сентября).
Литература
- Васильев П. П. Диаконисса // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. Xa. — С. 735.
- Марков Н. Ф. Диаконисы // Православная богословская энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
- Белякова Е. В., Белякова Н. А. Обсуждение вопроса о диаконисах на Поместном Соборе 1917—1918 годов // Церковно-исторический вестник. 2001. — № 8. — С. 132—162.
- Белякова Е. В., Белякова Н. А. Попытки учреждения чина диаконис в России во второй половине XIX — начале XX веков // Страницы. 2002. — Т. 7. — № 1. — С. 557—591
- Белякова Е. В., Белякова Н. А. Диакониссы в Русской православной церкви // История. 2002. — № 9. — С. 1-5.
- Паглазова Н. М. Святитель Филарет Московский и две попытки восстановления чина дьяконисс в Русской церкви его времени // Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). — М., 2003. — С. 240—256.
- Желтов М., диак. Диаконисса // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 580-587. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
- Служение женщин в Церкви: Исследования / Сост.: свящ. А. Постернак, С. Н. Баконина (сост. и отв. редактор), А. В. Белоусов. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. — 518 с.
- Постернак А., свящ. Древние чины рукоположения диаконисс // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2013. — № 50 (1). — С. 144—161.
- Кушнир Н. Е. Особенности служения дьяконисс в связи с их литургическим поставлением // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 12. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. — С. 83—102.
- Василиадис П. Роль женщин в церкви, женское рукоположение и чин диаконисс: православный богословский подход // Вестник СФИ. — 2018. — Вып. 26. — С. 66—87.
- Казарян Г. С. Институт диаконисс в традиции Армянской Апостольской Церкви // Российский журнал истории Церкви. 2022. — № 3(2). — С. 5-23
- Постернак А., свящ. Диакониссы в Сиро-Яковитской и Несторианской Церквах // Христианское чтение. — 2021. — № 1. — С. 234—242.
Примечания
- ↑ Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. Автор М. В. Зарва. М.: ЭНАС, 2001
- ↑ Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН
- ↑ Толковый словарь Ожегова С. И.
- ↑ 4,0 4,1 Желтов, 2007.
- ↑ Karras, Valerie A. (June 2004). «Female Deacons in the Byzantine Church». // Church History 73 (2): 272—316
- ↑ Апостольские постановления
- ↑ 7,0 7,1 Правило 15 4-го Вселенского Собора, Халкидонского, Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями, свщисп. Никодим (Милаш)
- ↑ Правило 44 — Лаодикийский Собор (360 г.) — Церковное право
- ↑ Девочки в православном алтаре? . Дата обращения: 11 октября 2020. Архивировано 10 марта 2018 года.
- ↑ Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – Жития святых свт. Димитрия Ростовского . azbyka.ru. Дата обращения: 15 сентября 2023.
- ↑ Александрийская Православная Церковь решила восстановить институт диаконис
- ↑ Патриарх Александрийский Феодор II посвятил первых диаконис для миссии в Африке
- ↑ Святая Фива Кенхрейская (Коринфская), диакониса.
- ↑ Святая мученица Татиана Римская, дева.
- ↑ Святая мученица Татиана Римская, диакониса.
- ↑ Святая Нонна Назианзская.
- ↑ Олимпиада Константинопольская, диакониса, дева.
- ↑ Преподобная Ксения Миласская.
- ↑ Блаженная Феозва диакониса