Диакониса

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Диакони́са[1][2] (дьяконе́сса[3], от греч. Διακόνισσα) — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. В настоящее время данное служение по-разному рассматривается исследователями. Традиционно-ортодоксальные авторы акцентируют, что служение диаконис, хотя и было похоже на служение диаконов, но было обращено исключительно к женщинам в Церкви и не имело сакраментального выражения во время общего церковного богослужения[4]. Другие авторы описывают служение диаконис, определяя их роль в Церкви как литургическую и пастырскую[5].

История

Первое упоминание о диаконисах содержится в Послании к римлянам: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1). Развитие институт получил в период гонений на христиан. Так, в Апостольских постановлениях говорится: «в некоторые дома нельзя послать к женщинам мужчину диакона, из-за неверных: посему, для успокоения помысла нечестивых, пошли туда женщину диаконису».[6].

Апостольские постановления (конец IV века) содержат специальную молитву для чина поставления диаконис. Поставление диаконис совершал епископ через рукоположение в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконис. Обряд посвящения в диаконисы содержится также в канонах Первого Никейского собора (325 года), Халкидонского собора (451 года), а также в Кодексе Барберини (780 года). Изучение этого обряда привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует таинству церкви в современном значении.

Из постановлений Первого и Четвертого Вселенских соборов можно увидеть, что диаконисы делились на два разряда:

  • Диаконисы рукоположённые, рукоположение которых нужно отличать от священнического (в том числе диаконского) таинства рукоположения[7]

К рукоположению допускались незамужние, овдовевшие или монашествующие женщины, достигшие сорока лет (15 правило IV Вселенского собора) и после тщательного испытания. Если же после рукоположения диакониса вступала в брак, то она и её супруг подвергались анафеме.

  • Диаконисы по одеянию, которые занимались делами милосердия. Согласно 19-му правилу Никейского собора женщинам, посвятившим себя служению церкви, по достижении 25 лет благословлялось носить особую одежду. Однако до 40-летнего возраста они могли оставаться в доме родителей.

Однако подробности о служении диаконисс были неизвестны уже в XII веке[7].

В Апостольских постановлениях о служении диаконисс сказано: «Диаконисса не благословляет, но и ничего не совершает из того, что делают пресвитеры или диаконы: она стережет двери и служит пресвитерам при погружении женщин, для благоприличия» (VIII, 28).

44 правило Лаодикийского Собора гласит: «О том, что не должно женщинам входить в алтарь»[8].

К диаконисам по одеянию можно причислить сестер Марфо-Мариинской Обители Милосердия, основанной святой преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой в 1909 году. Елизавета Фёдоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконис.

Вопрос о восстановлении института диаконис обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917—1918 гг. Но он не был принят, так как подобное служение в Православной Церкви исполняет женское монашество.

В трудные годы большевистских гонений в 1930-е годы женщины нередко привлекались к активной церковной деятельности и богослужебной практике. Женщины часто становились старостами храмов, певчими и чтецами, что сохраняется и поныне. Сейчас в некоторых храмах антиохийского патриархата можно встретить нововведение — девочек-алтарниц в стихарях с орарями, которые стоят только в храме и держат свечи[9]. Данная частная практика не находит объяснений, ибо, как известно из Предания Церкви, только Пренепорочная Пресвятая Богородица удостоилась войти во Святая Святых (алтарь)[10].

Планы по восстановлению института диаконис имелись в Александрийском Патриархате, в котором 16 ноября 2016 года на заседании Синода был создан комитет в составе трёх архиереев для изучения данного вопроса[11]. Наконец, 17 февраля 2017 года Патриарх Феодор II посвятил в диаконисы несколько женщин, обязанностью которых стала помощь в миссионерской деятельности в Катангской митрополии, в Таинстве Крещения взрослых, венчания, а также в катехитической деятельности Церкви[12].

Функции диаконис

Функции диаконис в церкви были разнообразными, в том числе[4]:

  • приготовление женщин к крещению и помощь в совершении крещения
  • поддержание порядка в женской части храма во время службы
  • распределение пожертвований среди нуждающихся женщин
  • есть также упоминание IX века о том, что диаконисы приносили причастие христианам, находившимся в плену у арабов.

Апостольские постановления указывают, что диакониса «без диакона ничего пусть не делает и не говорит», но при этом «никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диаконисы».

Канонизированные диаконисы

Ряд диаконис древней церкви причислен к лику святых:

Литература

Примечания

  1. Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. Автор М. В. Зарва. М.: ЭНАС, 2001
  2. Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН
  3. Толковый словарь Ожегова С. И.
  4. 4,0 4,1 Желтов, 2007.
  5. Karras, Valerie A. (June 2004). «Female Deacons in the Byzantine Church». // Church History 73 (2): 272—316
  6. Апостольские постановления
  7. 7,0 7,1 Правило 15 4-го Вселенского Собора, Халкидонского, Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями, свщисп. Никодим (Милаш)
  8. Правило 44 — Лаодикийский Собор (360 г.) — Церковное право
  9. Девочки в православном алтаре?. Дата обращения: 11 октября 2020. Архивировано 10 марта 2018 года.
  10. Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – Жития святых свт. Димитрия Ростовского. azbyka.ru. Дата обращения: 15 сентября 2023.
  11. Александрийская Православная Церковь решила восстановить институт диаконис
  12. Патриарх Александрийский Феодор II посвятил первых диаконис для миссии в Африке
  13. Святая Фива Кенхрейская (Коринфская), диакониса.
  14. Святая мученица Татиана Римская, дева.
  15. Святая мученица Татиана Римская, диакониса.
  16. Святая Нонна Назианзская.
  17. Олимпиада Константинопольская, диакониса, дева.
  18. Преподобная Ксения Миласская.
  19. Блаженная Феозва диакониса

Ссылки