Грибанов, Виталий Фёдорович

Материал из «Знание.Вики»
(перенаправлено с «Грибанов»)
Виталий Фёдорович Грибанов
А. А. Леонов, Ю. А. Мазжорин и В. В. Грибанов, 1987 год.А. А. Леонов, Ю. А. Мазжорин и В. В. Грибанов, 1987 год.
Дата рождения 4 ноября 1931(1931-11-04)
Место рождения деревня Староскаково, Калужская область, РСФСР, СССР
Дата смерти 22 декабря 2003(2003-12-22) (72 года)
Место смерти город Москва, Россия
Страна  СССРФлаг России Россия
Место работы НИИ точных приборов, НИИ-88ЦНИИ машиностроения
Альма-матер Московский государственный университет (1955)
Учёная степень доктор технических наук (1970)
Учёное звание профессор (1973)
Награды и премии

Виталий Фёдорович Грибанов (4 ноября 193122 декабря 2003) — советский учёный в области прочности и надежности изделий ракетно-космической техники и деятель военно-промышленного комплекса, доктор технических наук (1970), профессор (1973). Начальник Восьмого Главного управления и член Коллегии Министерства общего машиностроения СССР (1985—1992); действительный член (академик), академик-секретарь по Отделению проблемы надёжности и экспериментальной отработки и член Президиума Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского (1994). Лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники (1981) и Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2002). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1991).

Биография

Родился 4 ноября 1931 года в деревне Староскаково, Калужского района Калужской области в крестьянской семье.

В 1950 году поступил в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, по окончании которого в 1955 году получил специальность инженера-механика[1].

Участие в создании изделий для ракетно-космической техники

В 1955 году направлен на работу в НИИ точных приборов (НИИ-648), созданный для разработки и изготовления каналов радиоуправления для объектов морского и авиационного реактивного вооружения, а так же разработки аппаратуры для космической отрасли; в 1955—1960 годах являлся инженером-механиком и инженером-конструктором, был участником создания систем радиоуправления для космических аппаратов и ракет, в том числе в 1958 году участвовал в разработке первой командной радиолинии «МРВ-2М — БПУ-ДП» для третьего советского искусственного спутника Земли «Спутник-3» и аналогичной аппаратуры для для пилотируемого корабля-спутника «Восток»[2][1][3][4]

В 1960 году был направлен на работу в НИИ-88 (в 1967 году переименовано в ЦНИИ машиностроения) в системе Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (с 1965 года в системе Министерства общего машиностроения СССР) и был назначен старшим инженером; в последующем являлся руководителем научно-технической группы и научно-технического сектора; В 1971 году был назначен заместителем директора ЦНИИ машиностроения, одновременно являлся секретарём партийного комитета ЦНИИ машиностроения. В 1962 году Грибанову по спецтеме была присвоена учёная степень кандидат технических наук, в 1970 году он становится доктором технических наук. В 1973 году приказом Высшей аттестационной комиссии СССР ему было присвоено учёное звание профессор[1][3][4]. Грибанов занимался вопросами развитие научных исследований по направлениям прочности и надёжности изделий ракетно-космической техники; принимал непосредственное участие в создании новых методов отработки прочности ракетно-космических конструкций. Грибанов участвовал в осуществлении отработки прочности первой твёрдотопливной межконтинентальной баллистической ракеты «РТ-2»; занимался отработкой первой твердотопливной баллистической ракеты подводных лодок «Р-39»; участвовал в отработке серии многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей «Союз» и ракеты-носителя тяжёлого класса, предназначенного для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство типа «Протон»; участвовал в отработке прочности ракета-носителя сверхтяжёлого класса «Н-1» с пилотируемым экспедиционным космическим кораблём «Л3», созданного для организации полёта человека на поверхность Луны и возвращения его обратно; участвовал в осуществлении отработки долговременных орбитальных научных станций, осуществлявших полёты в околоземном космическом пространстве с космонавтами и в автоматическом режиме «Салют» и «Мир», а так же для многоразовой транспортной космической системы «Энергия — Буран». Был участником разработки средств обеспечения (производственно-технического комплекса) в процессе полёта и технических средств управления полётом космического комплекса «Салют-6» — «Союз» — «Прогресс», за разработку которого в 1981 году был удостоен Государственной премии СССР в области науки и техники[1][3][5][4][6].

На руководящей работе в космической отрасли

В 1985 году был направлен для работы в центральный аппарат Министерства общего машиностроения СССР (которое отвечало за решение задач в целом и создание основных компонентов комплексов ракетно-космической техники) и был назначен руководителем Восьмого Главного управления (финансирования и научное сопровождение), одновременно в 1988 году в качестве члена вошёл в состав Коллегии Министерства общего машиностроения СССР; занимался организацией финансирования и научного сопровождения проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в космической промышленности, возглавлял деятельность научных коллективов предприятий ракетно-космической отрасли по подготовке заключений головного предприятия отрасли; им был внёсён весомый вклад в развитие научных исследований по направлениям надёжности и прочности изделий ракетно-космической техники и в совершенствование экспериментальной базы космической отрасли[1][3][4][7].

В 1992 году переведён на работу в корпорацию «Рособщемаш» входящей в структуру Роскосмоса находясь на должности заместителя председателя Научного технико-экономического совета и одновременно в 1993 году был назначен руководителем научно-исследовательского отдела. В 1993 году вновь работал в ЦНИИ машиностроения, являющегося ведущим предприятием Российского космического агентства в качестве постоянного научного консультанта, которым являлся до 2003 года, до самой своей смерти[5][1][3][4]. В 1994 году Грибанов был избран действительным членом (академиком) и назначен академиком-секретарём по Отделению проблемы надёжности и экспериментальной отработки Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского и членом Президиума этой академии[1][3][4][7]; был участником разработки основ и создания автоматизированных технологических комплексов для надежной изоляции радиоактивных отходов низкой и средней удельной активности, за участие в которой в 2002 году был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники[8]. Грибанов являлся автором научных работ посвящённых связанным и динамическим задачам термоупругости и методам отработки научных и народнохозяйственных ракетно-космических комплексов[1], в том числе «Термоустойчивость пластин и оболочек» (М.: «Издательство Московского университета», 1968), «Связанные и динамические задачи термоупругости» (М.: «Машиностроение», 1984) и «Прочность, устойчивость и колебания термонапряженных оболочечных конструкций» (М.: «Машиностроение», 1990), «Методы отработки научных и народнохозяйственных ракетно-космических комплексов» (М.: «Машиностроение», 1995)[9].

Скончался 22 декабря 2003 года в Москве, похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища[1].

Награды

Звания и премии

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Грибанов, Виталий Фёдорович. Космический мемориал. Дата обращения: 1 мая 2023. Архивировано 1 мая 2023 года.
  2. НИИ точных приборов. 65 лет на службе Отечеству / [сост.: Китабов Р. Г. и др.]. — Москва : Бедретдинов, 2017. — 287 с. — ISBN 978-5-9905579-3-2
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Космонавтика и ракетостроение России: биографическая энциклопедия: А-Я / сост.: М. А. Первов. - Москва : Федеральное космическое агентство : Столичная энциклопедия, 2011. — 742 с. — ISBN 978-5-903989-11-9
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Ракетная и космическая техника : энциклопедия / А. И. Мелуа ; Под ред. В. В. Панова. — Москва ; СПб : Гуманистика, 2003. — 749 с. — ISBN 5-86050-170-6
  5. 5,0 5,1 Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения. Путь длиной в полвека: в 2 ч. / В. Авдеев. 2-е доп. и перераб. изд. — Хотьково : [б. и.], 2015. — 300 с. — ISBN 978-5-9976-0091-4
  6. Космос — моя судьба: записки из "Матросской тишины" : [в 2 т.] / Олег Бакланов ; [ред.-сост. В. П. Лысенко]. — Москва : О-во сохранения лит. наследия, 2013. — С 343 — ISBN 978-5-902484-48-6
  7. 7,0 7,1 90 лет со дня рождения Виталия Федоровича Грибанова. Роскосмос. Дата обращения: 1 мая 2023.
  8. 8,0 8,1 Постановление Правительства РФ от 21 марта 2002 г. № 175 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2001 года в области науки и техники". Постановление Правительства Российской Федерации. Дата обращения: 1 мая 2023. Архивировано 1 мая 2023 года.
  9. Грибанов, Виталий Фёдорович. Российская государственная библиотека. Дата обращения: 1 мая 2023.

Литература

  • Космонавтика и ракетостроение России: биографическая энциклопедия: А-Я / сост.: М. А. Первов. - Москва : Федеральное космическое агентство : Столичная энциклопедия, 2011. — 742 с. — ISBN 978-5-903989-11-9
  • Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения. Путь длиной в полвека: в 2 ч. / В. Авдеев. 2-е доп. и перераб. изд. — Хотьково : [б. и.], 2015. — 300 с. — ISBN 978-5-9976-0091-4
  • Ракетная и космическая техника : энциклопедия / А. И. Мелуа ; Под ред. В. В. Панова. — Москва ; СПб : Гуманистика, 2003. — 749 с. — ISBN 5-86050-170-6
  • Космос — моя судьба: записки из "Матросской тишины" : [в 2 т.] / Олег Бакланов ; [ред.-сост. В. П. Лысенко]. — Москва : О-во сохранения лит. наследия, 2013. — ISBN 978-5-902484-48-6
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!