Город мёртвых (Северная Осетия)

«Город мёртвых»
осет. Дæргъæвсы зæппæдзтæ
Общий вид комплекса с юго-востокаОбщий вид комплекса с юго-востока
Страна Россия
Республика Северная Осетия
Район Пригородный
Сельское поселение Даргавское
Координаты 42°50′28″ с. ш. 44°26′46″ в. д. / 42.84111° с. ш. 44.44611° в. д. / 42.84111; 44.44611 (G) (O) (Я)
Соседство Даргавс, Фазикау
Первое захоронение около XIV века
Последнее захоронение середина XIX века
Охранный статус Герб России Объект культурного наследия РФ № 1510115007№ 1510115007
Город мёртвых (Северная Осетия) (Россия)
Точка

«Город мёртвых» или Дарга́всский скле́повый моги́льник (осет. Дæргъæвсы зæппæдзтæ), комплекс наземных и полуподземных склепов, расположенных рядом с селением Даргавс в Даргавсской котловине в горах Северной Осетии в 42 км от города Владикавказа[1]. Датируется XIV — первой третью XIX века и включает 95 склеповых сооружений различных типов. Этот комплекс является самым крупным склеповым комплексом на Северном Кавказе[2], что делает его одной из наиболее известных достопримечательностей Северной Осетии.

Прасковья Сергееевна Уварова была первым учёным, оставившим научное описание «Города мёртвых». В 1920-х годах Леонид Петрович Семёнов проводил раскопки в этом месте, в 1934 году некрополь исследовал американский учёный Генри Филд.

Местоположение

«Город мёртвых» расположен в 42 км от города Владикавказ в селении Даргавс (осет. Дуаргæс-защитник ущелья), на юго-западе горы Чызджыты-хох скалистом хребте Рабиныраг (местное название) в долине реки Мидаграбидон[1].

История

Первые захоронения в Даргавсе относятся к XIV веку. У каждой семьи существовал свой семейный склеп, который был местом покоя для предков. В памяти жителей, селения Даргавс сохранились воспоминания о страшной эпидемии чумы, которая бушевала в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков. В этот период времени умирали семьями[3]. Именно эти события привели к сокращению населения Осетии с 200 тысяч человек до 16 тысяч человек. Согласно местному преданию, когда жители, охваченные болезнью, осознавали своё состояние, уходили в семейные склепы, чтобы провести свои последние дни, предотвращая распространение и заражение других. Иначе эпидемию невозможно было остановить[4]. Иногда уходила вся семья: дети, пожилые люди, отправлялась с умирающим в «Город мёртвых». Из-за событий этого времени Даргавс был окутан дурной славой[5].

Описание

Даргавс. «Город мёртвых».

Музейный комплекс состоит из 95 сооруженных фамильных склепов, расположен на склоне гор. Стены сложены из грубо обработанных крупных камней с использованием известкового раствора, стены покрыты штукатуркой, а их толщина варьируется от полуметра до 0,75 метра. Исходя из высоты и чёткости оформления погребальных зданий, можно сделать вывод о финансовом положении каждой отдельной семьи. Склепы классифицируются на две группы — полуподземные и наземные башенного типа[6].

Полуподземные склепы

Представляют собой просторные помещения, где внутренняя часть может достигать длины вплоть до 8 метров. Уникальность этих склепов заключается в том, что внутри них установлены специальные деревянные погребальные настилы, немного наклонённые в направлении входа. Так же встречаются двухэтажные полуподземные склепы. Крыша этих склепов обычно имеет плоскую форму[7].

Склепы башенного типа

Склепы Башенного комплекса.

Такие склепы содержат несколько ярусов перекрытий, выполненных из дерева и укреплённых на опорах, встроенных в кладку. Некоторые из таких склепов имеют несколько выходов на разных уровнях, обычно один выход на каждом фасаде (за исключением северного). Крыша имеет форму двускатной или четырёхскатной и оснащена множеством выступающих полочек из сланца, завершаемых конусообразной вершиной. Благодаря наличию нескольких уровней в склепах и многослойным захоронениям, в небольшом по размеру комплексе было погребено около 10 тысяч человек. Здания строились рядом с уже существующими склепами по мере необходимости, с учётом обеспечения прохода между ними[8]. Нет единой ориентации фасадов, хотя входы обычно располагались на сторонах сооружения, освещаемых солнечным светом (восточная, южная или западная стена). Входы в склепы обычно закрывались деревянными дверцами или камнями, чтобы предотвратить попадание влаги и животных, и всё еще остается загадкой, как была устроена задвижка с внутренней стороны двери. Тела покойных вносились через входы и оставлялись на деревянных настилах, либо над уже похороненными телами. Мужчины и женщины были захоронены вместе, и этот тип захоронения преобладал в комплексе. На одном из склепов над входом можно прочесть своеобразное послание предков[7], сделанное красной краской на осетинском языке[9]:

С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы.

Захоронение в каменных ящиках

Захоронения в каменных ящиках.

В раннем средневековье среди горцев Центрального Кавказа было распространено погребение в каменных ящиках (могила со стенками из плоских камней). Несколько таких захоронений было обнаружено и на территории «Города мёртвых» рядом со склепами. Существует несколько теорий, объясняющих переход от захоронения тела в земле к захоронению в склепах, включая недостаток земельных участков в горах, поклонение предкам, религиозные запреты, социальную стратификацию, сложность строительства подземных кладбищ в скалистой почве и другие гипотезы. Использование склепов прекратилось только в середине XIX века, когда окончательно возобладало погребение в гробах[10].

Археологические материалы

Исследователями были обнаружены разнообразные предметы: орудия труда, предметы конского снаряжения. Найдены предметы неместного производства, хорошо сохранившиеся из-за сухости склепов. Изысканные изделия из стекла, такие как чаши, кубки, флаконы, кувшины, бусы, браслеты и перстни, деревянные гребни из самшита, раковины каури, перламутровые диски и даже редкие монеты, а также плоды грецкого ореха, миндаля, каштана. Уникальным предметом является бронзовое зеркало, не имеющего ничего общего с металлическими зеркалами аланской культуры — возможно, восточного производства. Висячие сувениры в виде железного замка современного вида возможно привезены из Византии.

Современный исследователь Дмитрий Сергеевич Коробов (Институт археологии РАН) объясняет важность находок в Даргавсском комплексе[11].

Усыпальницы дают уникальные данные о материальной культуре XIV—XVIII веков. Прекрасно сохранившаяся одежда и домашняя утварь позволяют понять, как жили люди в то время на Северном Кавказе. А это представление об их быте, в свою очередь, перебрасывает «мостики» в более древние века, что делает «Город мертвых» в Даргавсе и другие усыпальницы, распространенные по всему Северному Кавказу, историческими и архитектурными объектами мирового значения.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Даргавс «Городок мертвых». Потерянная Осетия. Дата обращения: 7 ноября 2023.
  2. Тменов, 1979, с. 16: «„Город мёртвых“ у сел. Даргавс <...> Даргавский некрополь является самым значительным по размерам и количеству погребальных сооружений на всём Северном Кавказе. Многочисленность склепов (95), сконцентрированных на постепенно повышающемся к северо-востоку отроге горы Рабины-рах <...> объясняет происхождение местного названия могильника».
  3. Чермен Улубиев. «Город мертвых» в Северной Осетии: можно ли здесь заразиться чумой. Мир 24 (24 декабря 2018). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  4. Даргавс — загадочный «Город мёртвых» в Северной Осетии. Наш Урал (30 марта 2023). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  5. Осетинские склепы – наследники пирамид. Юго-осетинская газета «Республика» (9 марта 2010). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  6. Тменов В. Х. Археологическое исследование «города мёртвых» у сел. Даргавс в 1967 г.. — Орджоникидзе: ИР, 1979. — 151 с.
  7. 7,0 7,1 Нечаева Л. Г. Происхождение Осетин (по данным погребальных сооружений) / под ред. Лавров Л. И. сост. Чижова А. А.. — Санкт-Петербург: Росток, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-94668-323-4.
  8. Дзатиатты Р. Г. Аланские древности Даргавса. — Владикавказ: ИР, 2014. — 239 с. — ISBN 978-5-7534-1451-9.
  9. Тайны города мертвых: Какие секреты скрывает самое загадочное место Осетии. Отдых в России проект Комсомольской правды (24 февраля 2021). Дата обращения: 15 ноября 2023.
  10. Кузнецов В. А. Аланские племена Северного Кавказа. — Москва: Академия наук СССР, 1962. — С. 48—52. — 137 с.
  11. Северная Осетия «Город мертвых». Тайны Кавказа (16 декабря 2016). Дата обращения: 15 ноября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!