Гипатия

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Гипатия
др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα
Вымышленный портрет Гипатии, 1908 год, Жюль Морис ГаспарВымышленный портрет Гипатии, 1908 год, Жюль Морис Гаспар
Дата рождения около 370 года
Место рождения Александрия
Дата смерти март, 415 год
Место смерти Александрия
Страна Vexilloid of the Roman Empire.svg Римская империя
Byzantine imperial flag, 14th century, square.svg Восточная Римская империя
Научная сфера астрономия, математика, механика, философия
Место работы Александрийская школа неоплатонизма
Научный руководитель Теон Александрийский
Ученики Синезий Киренский
Известна как схоларх Александрийской школы неоплатонизма
Гипатия. Картина Юлиуса Кронберга. 1889 год.

Гипа́тия Александри́йская (также Ипа́тия, др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; около 370, Александрия, Римская империя — март 415, Александрия) — древнегреческий философ-платоник, математик, астроном и механик.

Биография

Отцом Гипатии был греческий математик и учёный Теон Александрийский, который сотрудничал с Мусейоном[1][2]. Среди современников он прославился точным предсказанием солнечного и лунного затмений в 364 году. Теон также был руководителем престижной Мусейной школы. У Гипатии был брат Епифаний. Считается, что он также был учёным[3].

Точная дата рождения Гипатии неизвестна. Называются даты от 350 до 370 года. Некоторые источники считают более достоверной датой рождения 370 год, поскольку эту дату приводит философ Дамаск, который жил примерно в это время[3].

Примерно в 390 году, преуспев в философии, начала читать лекции, предположительно, публично в Мусейоне, а после разрушения христианами Серапеума в 391 году у себя дома[1]. Школа стала местом сохранения греческого научного и культурного наследия. По словам её современников, «её достижения в науке и литературе намного превосходили достижения философов того времени», а некоторые утверждали, что она превзошла своего отца. Современники также говорили, что она останавливала прохожих на улицах и вовлекала их в философские дискуссии[3].

Гипатия прославилась как философ-платоник, стала фактической главой александрийской философской школы. Гипатия была язычницей, но с уважением относилась к христианам, некоторые из которых были её учениками. Её ученик Синезий Киренский, который впоследствии стал епископом Птолемея в Киренаике, писал: «О, моя мать, моя сестра, мой учитель, мой благодетель!»[4], и до конца своей жизни не только с ней советовался, но и защищал её. Известно также об Оресте из Константинополя, который не был её учеником, но посещал собрания, прислушивался к советам и также был знаком с Синезием.

Недостоверные сведения Дамаския описывают её так: «Она была так красива и стройна, что один из её учеников влюбился в неё и был не в состоянии контролировать себя и открыто сказал е о своей страсти. Незнающие подробностей говорят, что Гипатия исцелила его недуг музыкой. Правда в том, что история о музыке подложна. На самом деле Гипатия взяла один из лоскутов, испачканных во время её регул, и показала ему как знак нечистоты своей природы, сказав: "Юноша, ты любишь это. Но в этом нет ничего прекрасного". Стыд и изумление от неприятной демонстрации изменили душу юноши, и он ушёл лучшим человеком»[5]. Согласно Дамаскию, она вела праведную жизнь и была девственницей[6]. До наших дней не сохранилось никаких упоминаний о романтической стороне её жизни[3]. Теон, который по греческой традиции должен был выгодно выдать её замуж, не сделал этого, и позволил ей преподавать[1].

Сократ пишет: «По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились её»[7]. Дамаский добавляет: «Такой была Гипатия: столь красноречивой и искусной в словах, сколь благоразумной и граждански добродетельной в делах. И весь город исключительно любил её и воздавал почёт»[6].

Из писем Синезия известны имена некоторых её учеников: Теотехн, Афанасий, Феодосий, Гай. В письме Геркулиану Синезий пишет, что кружок Гипатии состоял в том числе из высоких военных сановников и архонтов, например, в него входили Пентадий, Гелиодор. Пентадий в 403-404 годах занимал должность императорского префекта Египта. Пентадия Синезий характеризует «приятнейшим и образованнейшим человеком», такое же мнение и о Гелиодоре, который скорее всего был риториком и законоведом при дворе императорского префекта в Александрии[8].

Смерть

Епископом Александрии был Феофил, который проводил политику религиозной нетерпимости. В 412 году он скончался и его место занял его племянник Кирилл Александрийский, продолживший линию своего предшественника. На этой почве возникли разногласия между ним и римским префектом Александрии Орестом. Гипатия вмешалась в этот конфликт в надежде уладить его. Но её миротворческая миссия была истолкована её противниками как разжигание розни между враждующими сторонами[3]. Так называемое письмо Гипатии патриарху Кириллу, в которое она выражает свои симпатии христианству и испрашивает дозволения креститься, является фальшивым, создано оно, чтобы подтвердить версию события, согласно которой Гипатия была благочестивой христианкой, желавшей помирить Ореста и Кирилла, а последний не только не желал её смерти, но и был этим событие глубоко опечален[9].

Гипатия не имела фактического права выступать посредником в споре из-за прав женщине в обществе. Едва ли она могла выступить публично против Кирилла, даже если не одобряла его политики. Как пишет Сократ Схоластик[7]:

«так как она очень часто беседовала с Орестом, то её обращение с ним подало повод к клевете в церковном народе, будто бы она дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего чтеца Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, разорвали на части, а куски тела снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Эти причинило немало скорби (позора) и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и всё тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста».

В марте 415 года колесницу Гипатии остановили фанатично настроенные христиане, которые уволокли её в старый языческий храм, где убили, а затем выкололи глаза, расчленили и сожгли. Напуганные этим убийством жившие в Александрии интеллектуалы стали массово покидать её и город утратил своё значение как научный центр древнего мира[3].

Память

Именем Гипатии названы кратер на видимой стороне Луны и астероид, открытый в 1884 году.

О ней писали Вольтер, Джон Толанд, Леконт де Лиль, Чарльз Кингсли, Фриц Маутнер, Олдос Хаксли, Карл Саган, Олесь Бердник и другие известные писатели.

В 2009 году режиссёром Алехандро Аменабаром был снят, посвящённый Гипатии художественный фильм «Агора».

В 2015 году именем Гипатии названа экзопланета, вращающаяся вокруг звезды Эдасих.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Корецкая М.А. Цена парресии: история Гипатии Александрийской и фильм А. Аменабара "Агора" // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. — 2016. — № 1(19). — С. 14-43.
  2. Штекли А. Гипатия, дочь Теона: Историко-биографический альманах серии "Жизнь замечательных людей". — М.: ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1971.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Палевская.
  4. Киренский С. Письмо 16 // Синезий Киренский. Избранные письма // Вестник ПСТГУ III: Филология. — 2012. — № 4(30). — С. 172.
  5. Armstrong A.H. Damascius' Life of Isidore // The Classical Review, New Series. — 1969. — Март (т. 19, № 1). — С. 49-50.
  6. 6,0 6,1 Damascius. Vitae Isidori reliquiae / C. Zintzen. — Hildesheim, 1971.
  7. 7,0 7,1 Сократ Схоластик. Церковная история (Книга 7. Глава 15. Об Ипатии философе). — М.: Росспэн, 1996.
  8. Фили К. Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром // Вопросы истории естествознания и техники. — 2002. — № 2.
  9. Святой Кирилл Александрийский, префект Орест и женщина-философ Гипатия. Православный Взгляд (07 апреля, 2014). Дата обращения: 11 ноября 2024.

Ссылки