Гимн пифагорейцев восходящему солнцу (картина Ф.А. Бронникова)
Фёдор Андреевич Бронников | |
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869 | |
Холст, масло. 99,7 × 161 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» — картина русского живописца Фёдора Андреевича Бронникова, написана в 1869 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее[1].
История создания
Фёдор Бронников известен как автор произведений на сюжеты античной и средневековой истории. В 1861 году по окончании пенсионерского срока он остался жить в Риме, при этом не терял связь с Россией. Замысел картины возник у Бронникова в 1868 году. Он хотел получить заказ на исполнение этой работы от Академии художеств, но получил отказ. С этим предложением он обратился к известному меценату П. М. Третьякову.[1]. Картина украшала гостиную дома Третьякова. Согласно семейному преданию, «Гимн пифагорейцев» был любимой картиной жены П. М. Третьякова — Веры Николаевны[2].
Художник тщательно готовился, прежде чем начать работать на большом полотне, исполнив несколько эскизов и множество набросков. Ф. А. Бронников начал работу с эскиза, разработав в нём основную композиционную схему и цветовые отношения, предварительно выполнив несколько композиционных рисунков. Эти эскизы, как правило, быстрые по времени, небольшие по размеру писались маслом на бумаге жесткими кистями без тщательной обработки деталей. Если первый эскиз не удовлетворял художника, то работа продолжалась.
Затем шла проработка отдельных фрагментов композиции: при этом Бронников часто прибегал к своему творческому архиву, используя имеющиеся у него этюды, наброски. Следующим этапом была работа с опытными натурщиками, а завершалось все тщательной отработкой деталей в рисунке, в частности драпировки. Особую серию составляли пейзажные и интерьерные этюды, часто в размер большой картины. Большой эскиз Бронниковым выполнялся не всегда[3].
Эскизы и копии
В Шадринском городском краеведческом музее хранится три первоначальных эскиза «Пифагорейцев». На одном из эскизов только группа пифагорейцев, плотно занят первый план, но не проработан пейзаж. Второй более близок к картине: появилась группа зрителей, найдено основное колористическое решение. Третий эскиз проработан тщательно в пейзаже, существенна перестановка в группах, но эскиз также далек от решения в картине. Время работы над этими эскизами — 1868—1869 годы[3].
В собрании того же Шадринского музея имеется один из этюдных рисунков к картине. Он двусторонний, сочетающий этапы работы над обнаженной натурой с последующей драпировкой. На одной стороне — «Обнаженный натурщик с поднятыми руками», на другой — «Две мужские фигуры в одеяниях». Известен также пейзажный этюд 1869 года из Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева, почти полностью перешедший в картину: «Пейзаж. Заход солнца». «Гимн пифагорейцев», написанный по заказу П. М. Третьякова, появился на Академической выставке в 1873 году. На ней отбирались полотна для международной выставки в Вене и в Париже в 1878 году. Академическую выставку посетил Ф. М. Достоевский, и свои впечатления описал в «Дневнике писателя». Статья так и называется «По поводу выставки»[3].
Вот, например, «Гимн пифагорейцев» Бронникова: иной художник-жанрист (и даже из самых талантливых) удивится даже, как возможно современному художнику хвататься за такие темы. А между тем такие темы (почти фантастические) так же действительны и так же необходимы искусству и человеку, как и текущая действительность. Попробуем понять, почему Достоевский посчитал «почти фантастическую» картину Бронникова не уступающей по значению картинам его коллег, рисующим «текущую действительность».М.Ф. Достоевский
В 1870 году для академической выставки Бронников написал повторение этой картины. Вообще в 1870 годы интерес к произведениям Бронникова был большой, поэтому все повторения датированы именно этим периодом, но все они небольшие по размеру. Первое по времени повторение «Пифагорейцев» принадлежит Музею изобразительных искусств Казахстана. Скорее всего, именно эта работа выставлялась в академии в 1870 году на премию в 1000 рублей. Картина эта в полтора раза меньше той, которая находится в острогожском музее, а повторение из Рязанского областного художественного музея меньше втрое, к тому же оно не окончено. В литературе встречается сообщение о повторении, выполненном Бронниковым в 1874-75 годы для господина Крахта из Нью-Йорка[3].
Описание сюжета
Философия пифагорейцев
Сюжет относится к событиям древней истории VI века до нашей эры. Союз пифагорейцев основал греческий математик и мистик Пифагор в городе Кротоне. Пифагор рассматривал окружающий мир сквозь призму математических формул, включая природные и божественные явления. Это была не только философская школа, но также политическая и религиозная организация, которая стремилась оказать влияние на укрепление нравственных устоев государства[1]. Весь мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой стройное единство, подчиняющееся закону гармонии и чисел. Принятию в разряд пифагорейцев предшествовало строгое испытание жизни и характера ученика:
- молчание, труд, повиновение;
- аскетизму;
- гимнастические упражнения и умственный труд;
- совместные обеды, отказ от мяса, алкоголя, совершали особенные богослужебные обряды;
- имели символические изречения и знаки, но которым узнавали друг друга;
- носили льняную одежду особенного покроя.
Основаниями пифагорейской философии были число и гармония, понятия о которых совпадали для пифагорейцев с идеями закона и порядка. Нравственные заповеди их союза имели своею целью водворить в жизни закон и гармонию, потому они усиленно занимались математикой и музыкой, как наилучшими средствами для доставления душе спокойного, гармонического настроения, которое было для них высшею целью воспитания и развития; усердно занимались гимнастикой и медициной, чтобы доставлять телу силу и здоровье. Эти правила Пифагора и торжественное служение Аполлону, богу чистоты и гармонии, соответствовали общим понятиям греческого народа, идеалом которого был «красивый и добрый человек»[4]
Сюжет картины
Пифагорейцы верили в бессмертие человека, поклонялись всему живому на земле, особенно почитали всевидящее солнечное божество. Они устраивали ежедневные утренние церемонии, приветствуя песнопениями восход солнца, как божественный акт пробуждения вселенной. Последователи Пифагора благословляют приход дневного светила, склонившись в молитвенных позах. Многие из них держат в руках музыкальные инструменты, так как музыка была неотъемлемой частью пифагорейского учения о «гармонии сфер». Согласно этой теории, все небесные тела при вращении издают прекрасную музыку, которую уже давно перестали слышать люди. У одного из музыкантов в руках арфа, у трех других — разноцветные лиры, у молодого юноши — кифара, считавшаяся атрибутом Аполлона. Помимо струнных инструментов изображена флейта, на которой увлеченно играет один из пифагорейцев. Все мужчины облачены в хитоны и гиматии, драпирующие фигуры красивыми складками, на ногах учеников Пифагора — крепиды из светлой инкрустированной кожи. Бронников пишет откровенно «сочиненную» по академическим правилам картину. Он акцентирует внимание зрителя на первом плане, тщательно выписывая античных персонажей на фоне пейзажа с греческим портиком. В итоге картина воспринималась как прямая «цитата» или иллюстрация из истории древней Греции. Она была настолько популярна и востребована, что неоднократно повторялась художником[1].
Примечание
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Гимн пифагорейцев восходящему солнцу . Третьяковская галерея. Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ Академическая живопись в собрании П.М. Третьякова . Русское искусство. Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Волдочинский. Встреча с пифагором . Проза.ру. Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ Альберт Афлитунов. Путь к счастью . Проза.ру. Дата обращения: 19 августа 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |