Гзовская, Ольга Владимировна
Ольга Владимировна Гзовская | |
---|---|
| |
Дата рождения | 10 (22) октября 1883 |
Место рождения |
Москва, Российская империя |
Дата смерти | 2 июля 1962 (78 лет) |
Место смерти | Ленинград, СССР |
Гражданство |
Российская империя СССР |
Профессия | актриса театра и кино |
Театр |
Малый театр, Московский Художественный театр, Александринский театр |
Медиафайлы на Викискладе |
О́льга Влади́мировна Гзо́вская 10 (22) октября 1883, город Москва, Российская империя — 2 июля 1962, город Ленинград, СССР) — русская и советская актриса театра и кино.
Биография
Родилась 10 октября (22 октября по новому стилю) 1883 года в Москве в семье чиновника польского происхождения — Владимира Даниловича Гзовского, работавшего на московской таможне.[1]
Ольга училась в Мариинской гимназии. В 1899 году, когда умер её отец, она уже занималась в театральном кружке у артиста Малого театра Николая Васильева. В 1905 году окончила театральное училище при Малом театре (педагог — А. П. Ленский) и 1 сентября этого же года поступила в Малый театр (первая — роль Ариэль в «Буре» У. Шекспира, октябрь 1905). Работала в театре с 1905 по 1910 годы, брала уроки у Станиславского.
В июле 1908 года Ольга Гзовская вышла замуж за Владимира Нелидова, управляющего труппой Малого театра. В 1908—1909 годах гастролировала по городам России. В 1910 году она перешла в Московский Художественный театр (МХТ), в 1917 году снова вернулась в Малый, где проработала по 1919 год. В годы Гражданской войны, с осени 1919 — преподавала в Шаляпинской студии и в Оперной студии Большого театра, одновременно концертировала. Летом 1920 года выступала на фронте с концертной программой.
В ноябре 1920 года со своим вторым мужем — актёром Владимиром Гайдаровым и ещё с несколькими артистами МХТ оказалась за границей. Это произошло случайно и неожиданно: труппа гастролировали по территории Украины, события Гражданской войны отрезали их от Москвы. Большая группа актёров, среди которых были, помимо Ольги Гзовской и Владимира Гайдарова — Алла Константиновна Тарасова, Василий Иванович Качалов, его супруга Н. Н. Литовцева, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, М. Н. Наблоцкая, её муж актёр Путята, Н. О. Массалитинов, Юрий Ракитин, Владимир Жедринский, М. А. Крыжановская, М. Н. Германова, Е. Н. Рощина-Инсарова, Пётр Фёдорович Шаров и многие другие, стали путешествовать по югу России. Выступая в Тифлисе, актёрам поступило предложение от некоей итальянской киностудии снять фильм с их участием в Италии. Ситуация в Советской России оставалась непредсказуемой, и эта актёрская группа выехала в 1919 году через в Стамбул в Софию. Разъехавшись по Европе, они работали там до 1921 года, когда обстановка в Москве улучшилась и актёры стали принимать решение о своей дальнейшей судьбе — возвращаться в Россию, или отсаваться на чужбине. Об этом писала историк театра Наталья Вагапова в своей книге «Русская театральная эмиграция в Центральной Европе и на Балканах».[2].
Гзовская и Гайдаров в Россию не поехали, работали в Эстонии, Латвии и Литве, а также Чехословакии, Югославии, Польше и Германии, где организовали собственную киностудию. Не будучи профессиональными предпринимателями, содержать её они не смогли. Известно, что в 1926 году в Берлинском оперном театре Гзовская поставила «Пиковую даму» П. И. Чайковского. Снялась в Германии в ряде фильмов.
В СССР вернулась в 1932 году. В ноябре 1934 года переехала в Ленинград, работала в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола (1939), а также в концертных организациях Москвы и Ленинграда. В Великую Отечественную войну вместе с мужем находилась в эвакуации в Новосибирске, где продолжала театральную работу, поставив спектакли «Самодуры» К. Гольдони и «Домик в Черкизове» А. Н. Арбузова. Весной 1943 года вернулась в Ленинград и в марте поступила в Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, где проработала до 1956 года. Кроме того, с 1944 года руководила кружками художественной самодеятельности Дома учёных, Клуба моряков и других. В 1956 году, серьёзно заболев, Ольга Владимировна вышла на пенсию[3].
В кино Ольга Гзовская дебютировала в заглавной роли в фильме «Мара Крамская» (1915). Последующие работы: Лена Рокотова («Женщина с кинжалом», режиссёр Я.Протазанов), Дочь помещика («Тася», режиссёр Я.Протазанов), Наташа («Ураган», режиссёр Б.Сушкевич), Панна Мэри («Панна Мэри», режиссёр Я.Протазанов) — все 1916 года. Продолжала сниматься и в последующие годы. Находясь за границей, играла в фильмах: Мадам Поммери («Интриги Мадам Поммери», режиссёр Вентгаузен, Берлин, 1922); Графиня («Жулик против воли», режиссёр Больвари, Мюнхен, 1925).[4]
Умерла 2 июля 1962 года в Ленинграде. Была похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Ольга Гзовская упоминается в рассказах о великих русских поэтах Серебряного века. Актриса была знакома с Владимиром Маяковским, Игорем Северяниным, Александром Блоком.[5]
Примечания
- ↑ Забытые имена русского театра: Ольга Гзовская
- ↑ Русский театр в эмиграции . Дата обращения: 4 октября 2009. Архивировано 21 августа 2009 года.
- ↑ Гзовская Ольга Владимировна
- ↑ Гзовская Ольга Владимировна
- ↑ Забытые имена русского театра: Ольга Гзовская (часть II)
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |