Генеральный регламент 1720
Генеральный регламент — устав государственной гражданской службы в Российской империи изданный при участии императора Петра I 28 февраля (10 марта) 1720 года. Утратил своё значение в связи с изданием 31 января (12 февраля) 1833 года императором Николаем I манифеста о введении в действие с 1 (13) января 1835 года «Свода законов Российской империи».
История
28 февраля (10 марта) 1720 года император Пётр I утвердил законодательный акт — «Генеральный регламент или Устав», определивший принципы работы всех государственных учреждений, один из важнейших нормативных актов в системе законодательства Российской империи «…ради порядочнаго управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции…». Полное название этого нормативного акта именовался следующим образом «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют». За основу проекта документа, к разработке которого приступили в 1718 году во главе с Генрихом Фиком, был взят шведский устав, где было обобщённое и систематизированное описание шведских административных порядков. Он был взят за основу поскольку законодательство этой страны в то время считалось одним из самых передовых в Европе. Текст указа был разослан президентам трём основным коллегиям: военной, Камер и Ревизион-коллегии[1][2].
Положения регламента
Генеральный регламент состоял из преамбулы и пятидесяти шести глав. Он обосновывал преимущества коллегиального решения государственных дел и устанавливал порядок коллежской системы делопроизводства. Основной формой деятельности коллегии являлись заседания её общего присутствия, на котором рассматривались все поступившие дела, сначала государственные, а затем частные. Самостоятельность мнений членов коллегии, обеспечивалась тем, что все они были обязаны высказаться по существу дела, начиная c самых младших, после чего решение принималось большинством голосов. Только при равенстве голосов решающий голос был у президента коллегии. Генеральный регламент определил порядок делопроизводства, требующий обязательной регистрации поступивших документов и строго карающий за волокиту или иное нарушение установленных сроков или порядка их рассмотрения. Генеральный регламент установил структуру и наименования должностей в коллегиях и регламентировал обязанности президента, вице-президента, членов коллегий, секретаря, нотариуса, переводчика. Генеральный регламент определял порядок назначения на должности в коллегиях и их замещения при наличии вакансий. В зависимости от ранга, назначения утверждались императором, Правительствующим сенатом или президентом коллегии из числа нескольких достойных претендентов, при этом за рекомендацию заведомо недостойного кандидата были предусмотрены строгие наказания. Полномочия членов коллегии удостоверялись специальным патентом[1][2][3].
Генеральный регламент предписывал создавать условия для надлежащей подготовки «молодых людей для обучения при канцеляриях». Желающие служить должны были освоить все «принадлежащие коллегии дела», при этом подменять учение «гуляньем» было запрещено под страхом наказания. Именно из этого «кадрового резерва» впоследствии предполагалось отбирать кандидатов для назначения на вакантные нижестоящие должности, чтобы в дальнейшем, перемещаясь по карьерной лестнице, они могли получить и более высокое назначение. Несколько глав Генерального регламента были посвящены служебному распорядку, регламентируя рабочее время каждого служителя в зависимости от его должности, сроки и порядок предоставления отпусков и других социальных гарантий. Документ категорически запрещал удаленную работу, требуя от любого служителя вершить все дела в коллегии, а не дома. Лишь в случае болезни руководителя можно было допустить сотрудника к нему домой, чтобы подписать необходимые документы. Генеральный регламент обязывая членов коллегии «чинить респект и послушание» руководству. Начальству же вменялось в обязанность следить, чтобы подчиненные «безбожного жития не имели; так же пития и игры, лжи и oбмaнcтвa удерживали, и чтоб оные в одежде чисто содержались, a во обхождении постоянно и не дерзостно поступали»[1][2][3].
Чтобы улучшить работу государственных учреждений Пётр I ввёл в Генеральный регламент главы, содержащие основания для поощрения и наказания чиновников. Генеральным регламентом были также определены взаимоотношения коллегий с Правительствующим сенатом и местными органами власти. Генеральный регламент предписывал центральным государственным учреждениям передавать документы в архивы, устанавливал обязательный учёт государственных бумаг. За соблюдением требований указов императора и Генерального регламента в деятельности каждой коллегии следил специальный фискал, который обязан был информировать коллегию обо всех выявленных нарушениях. А обо всех нарушениях, допущенных руководством коллегии, фискал должен был сообщать главному фискалу. Действие Генерального регламента было подтверждено в марте 1724 года особым указом[1][2][3].
Генеральный регламент многократно перерабатывался и был отредактирован самим Петром I в соответствии с российскими реалиями. Важнейшие поправки царя касались ужесточения исполнительской дисциплины. Государственный регламент утратил своё значение в связи с изданием 31 января (12 февраля) 1833 года императором Николаем I манифеста о введении в действие с 1 (13) января 1835 года «Свода законов Российской империи». Однако основные положения регламента продолжали действовать до Октябрьской революции 1917 года[1][2][3].
Память
5 марта 2003 года коллегия Федеральной архивной службы России, в память о Генеральном регламенте 1720 года, установила дату 10 марта в качестве профессионального праздника — Дня архивов[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Петром I подписан первый в России государственно-правовой акт — «Генеральный регламент или Устав» . Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. Дата обращения: 9 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Генеральный регламент: как должны были работать коллегии при Петре I . Госслужба. Дата обращения: 9 июля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Реформы Петра I: Сборник документов / Сост. В. И. Лебедев. — Москва : Соцэкгиз, 1937. — 379 с.
Литература
- ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1720 // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Реформы Петра I: Сборник документов / Сост. В. И. Лебедев. — Москва : Соцэкгиз, 1937. — 379 с.
- Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М.; Л., 1945. Т. 1
- Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в 1-й четверти XVIII в. СПб., 1997.
Ссылки
- Петром I подписан первый в России государственно-правовой акт — «Генеральный регламент или Устав» . Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. Дата обращения: 9 июля 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |