Гангутский триумф (победный праздник)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
А. Ф. Зубов. Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Петербург после победы при Гангуте 9 сентября 1714 года

Гангу́тский триу́мф — празднования в Петербурге, устроенные 9 (20) сентября 1714 года[1] в честь победы русского военного флота в Гангутском сражении 27 июля (7 августа) 1714 года. В истории России это была первая крупная морская победа. Русским флотом в сражении командовал Фёдор Михайлович Апраксин и царь Пётр I. Победа у полуострова Гангут в ходе Северной войны открыла России «ворота» в шведские земли.

Описание торжеств

Триумфы были известны со времен Древнего Рима. Так назывался торжественный въезд полководца-победителя в город. По аналогии с древнеримской традицией Пётр I особо значимые военные победы, одержанные в Северной войне над шведами 17001721 годов, отмечал триумфальными шествиями и процессиями. Необычным был Гангутский триумф, так как впервые шествие производилось по воде, а не по суше. Первая морская победа молодого Российского военного флота и праздновалась особенно[2].

Подготовкой торжеств по случаю победы, одержанной в Гангутском сражении, занимался Александр Данилович Меншиков, Санкт-Петербургский генерал-губернатор. По его распоряжению жители Петербурга украшали свои дома флагами и шпалерами, «перед своим двором по силе своей … триумфальные вороты из дерев …поставили». В день вступления в город царя жители зажигали огни в своих дворах и подсвечивали окна. На Троицкой площади были воздвигнуты по проекту зодчего Доменико Трезини трёхпролётные триумфальные ворота. Более высокая центральная арка была украшена барельефом с изображением двуглавого орла, увенчанного коронами, и держащего символы государственной власти: скипетр и державу. Внутри под сводами арки располагался лепной вензель. Ворота были украшены восемью колоннами, каждую из которых завершала статуя. Венчал ворота высокий шатёр, над которым возносилась статуя античной богини правосудия Фемиды, держащей меч и весы[1].

Фридрих-Христиан Вебер, ганноверский резидент при русском дворе, в своих мемуарах (1714 — 1719 годы) оставил описание этих ворот[3].

На великолепно разукрашенных победных воротах выведены были различные замысловатые изображения. Между прочим, орел (Россия), сидящий на слоне (Швеция) с надписью: «Русский орёл мух не ловит». Захваченный шведский фрегат, называвшийся «Элефант», объясняет сказанное изображение.Фридрих-Христиан Вебер

Александр Данилович Меншиков перед своим дворцом на Васильевском острове также возвёл Морские триумфальные ворота. «Набережная перед дворцом была укреплена и обшита досками, расписанными под кладку. Ворота были двухъярусными. Посередине их над ведшим к крыльцу дворца небольшим каналом была переброшена арка»[1], обрамлённая балдахином. Эти ворота были также украшены колоннами и различными изображениями, прославляющими Петра I, статуями античных богов. На втором ярусе была устроена картина с изображением Гангутского сражения. Меншиковские триумфальные ворота располагались на пристани[4].

9 сентября 1714 года было отмечено морским триумфальным шествием. Праздничная флотилия начала свой путь от Екатерингофского дворца, после чего корабли проплыли мимо Адмиралтейства и Петропавловской крепости. В честь этого события был дан орудийный салют, а также дважды выстрелили из всех пушек. После прохода корабли пришвартовались к причальной стенке Троицкой площади. На ней выстроились сошедшие с кораблей войска и пленные шведы[1]. На все крепостные пушечные выстрелы раздавались аналогичные ответы с галеры «Петра I» (флагмана). Захваченные шведские корабли были расположены напротив Троицкой площади так, как они располагались перед сражением у Гангута — «… в форме полумесяца с „Элефантом“ посередине».

Девитт Г. Торжественный ввод шведских судов в Петербург после Гангутской победы 9 сентября 1714 года

Пётр I лично определил порядок шествия, который был следующим[5]:

три скампавеи, расцвеченные флагами. За ними шли пленённые шведские корабли: впереди шхерботы «Флюндран», «Мортан», «Симпан», далее – галеры «Эрн», «Трана», «Гипен», «Лаксен», «Геден», «Вальфиш» и фрегат (прам) «Элефант» с шведским адмиралом. За фрегатом следовала флагманская галера, на которой находился сам Пётр. Торжественную процессию замыкали две скампавеи (галеры) с войсками морского десанта

Морской триумф включал в себя шествие на Троицкой площади, которое было открыто прохождением роты гвардейского Преображенского полка. Возглавлял его генерал-майор Иван Михайлович Головин. За ротой следовали упряжки лошадей с трофейными пушками. За ними солдаты несли шведские знамёна. Замыкали первую половину шествия две роты Астраханского полка. После них шли «шведские морские унтер-офицеры, солдаты и матросы, в числе 200 человек»[6]. За пленными следовали две роты Преображенского полка, затем четырнадцать пленных шведских морских офицеров. За пленными четыре российских унтер-офицера несли низко опущенный развёрнутый флаг шведского шаутбенахта (контр-адмирал). Потом шёл сам шаутбенахт Нильс Эреншельд. За ним следовал Пётр I и остальные роты Преображенского полка… Пётр I был «в зелёном, золотом шитом кафтане»[6]. Во всё время шествия шла беспрерывная пушечная стрельба[7].

Впервые в морском триумфе по случаю Гангутской победы принимал участие военный оркестр[8].

В этот же день после торжественного шествия Пётр I «…представил в Сенат донесение о Гангутской победе и письмо командующего флотом графа Апраксина»[9], после чего принял от Сената чин вице-адмирала. После царь на своей шлюпке отправился во дворец князя А. Д. Меншикова, где его и других почётных гостей ждал праздничный обед.

Торжества по случаю первой морской победы продолжались несколько дней, а на четвёртый день на реке Неве был запущен фейерверк, «во время которого на шведских судах горела надпись: „Уловляя уловлен“. Этой надписью подчеркивалось, что шведы хотели запереть наш галерный флот в устье Финского залива и не выпустить его в Або-Аландские шхеры, но сами оказались в ловушке»[9].

Медаль: Битва при Гангуте, 1714 год

Около Зимнего дворца, Летнего сада, Кикиных и Меншиковых палат, у стен Петропавловской крепости и на пристанях были возведены пирамиды для фейерверков. Напротив Летнего сада стоял корабль с иллюминированными транспарантами, где ярко горела надпись: «Хотя в меня со всех сторон бьют, однако я возвышаюсь». На бортах также горели разные фигуры[10].

В тот день состоялось награждение медалями русских офицеров, отличившихся при Гангуте. На одной стороне медали был помещён портрет Петра I в профиль, а на другой — Гангутское сражение с надписью: «Прилежность и верность превосходит сильно». Пётр I изображён а медали в доспехах и лавровом венке, вокруг портрета надпись «Царь Пётр Алексеевич Вс. России повелитель». На её реверсе есть надпись: «Первые плоды Российского флота». Офицеры получили золотые медали с цепями и без цепей, а матросы и солдаты — серебряные[11].

С этого времени православная церковь каждый год совершала в честь Гангутской победы благодарственный молебен, а в соответствии с морским уставом на судах военного флота в этот день производился салют в 21 выстрел, а сами военные корабли расцвечивались флагами[12].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Кротов П. А. Гангутская баталия 1714 года. — СПб.: Лики России. — С. 168. — 247 с. — ISBN 5-87417-024-3.
  2. Жигульский К. Праздник и культура. — М.: Прогресс, 1985. — С. 191—212. — 336 с.
  3. Вебер Ф. Преображенная Россия. — М.: Директ-Медиа, 2010. — С. 36. — 284 с. — ISBN 978-5-998-96639-2.
  4. Тюхменева Е. А. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века. Проблемы панегирического направления. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — С. 61. — 328 с. — ISBN 5-89826-246-6.
  5. Павлов С. Главный Военно-Морской парад – возрождение традиции Российского флота // Морской сборник : журнал. — 2018. — № 8. — С. 41—47. — ISSN 0134-9236.
  6. 6,0 6,1 Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т.: в 60 кн.. — 1841–1862 гг.. — Т. 2. — С. 35—36. — 395 с.
  7. Голиков И. И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя России, собранныя из достоверных источников и расположенныя по годам. в 15т.. — М.: тип. Н. Степанова, 1838. — С. 255. — 618 с.
  8. Вилинбахов Г. В. Военная музыка в Санкт- Петербурге, 1703-2003 : [исторический очерк]. — СПб.: Арт Деко, 2004. — С. 27. — 251 с. — ISBN 5-89576-007-4.
  9. 9,0 9,1 Доценко В. Д. Морские битвы России: XVIII—XX веков / под ред. адмирала В. Н. Поникаровского. — СПб.: Издательство «Полигон», 2002. — С. 19. — 224 с. — ISBN 5-89173-191-6.
  10. Зайцев Ю. М., Шугалей И. Ф. Военно-морские парады Российского флота. Военно-исторический журнал (4 июля 2017). Дата обращения: 2 марта 2024.
  11. Орфелин З. Житие и славные дела Государя Императора Петра Великого Самодержца Всероссийского с предположением краткой Географической и политической Истории о Российском Царстве. В 2 ч.. — Венеция: Типография Димитрия Феодозия, 1772. — С. 65. — 365 с.
  12. Гончаров В. Г. Гангутский бой 27 июля 1714 г. : К 200-лет. юбилею мор. победы при Гангуте. — СПб.: Комис. по празднованию 200-летия Гангут. победы, 1914. — С. 23. — 24 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!