В 6 часов вечера после войны

Фильм
«В 6 часов вечера после войны»
В 6 часов вечера после войны.jpg
Жанр мелодрама
Возрастная категория 6+
Режиссёр Иван Пырьев
Автор
сценария
Виктор Гусев
В главных
ролях
Марина Ладынина
Евгений Самойлов
Иван Любезнов
Оператор Валентин Павлов
Композитор Тихон Хренников
Кинокомпания Мосфильм
Прокатное удостоверение 111006715 от 23.04.2015
Длительность 93 мин.
Страна  СССР
Язык Русский
Год 1944
IMDb IMDb

«В 6 часо́в ве́чера по́сле войны́» — советский полнометражный художественный чёрно-белый фильм, мелодрама. Картина снята режиссёром Иваном Пырьевым, съёмки проходили на киностудии «Мосфильм», эвакуированной в Ташкент в 1943 году. 16 ноября 1944 года картина вышла на экраны ещё воюющей страны[1]. Картина внесена в реестр прокатных удостоверений фильмов, имеет прокатное удостоверение 111006715, возрастная категория 6+[2].

Фильм «В 6 часов вечера после войны» рассказывает о трогательной истории любви Васи Кудряшова и Вари Панковой, разлучённых войной. Он — артиллерист, она — зенитчица. Их надежда на встречу в Москве, на Каменном мосту, в шесть часов вечера после Победы, стала для них спасением и в итоге вознаградила их за героизм и верность[3].

История создания

Режиссёром фильма стал Иван Пырьев, который был человеком, знакомым с войной не понаслышке. Он прошёл Первую мировую войну, где за храбрость был отмечен двумя Георгиевскими крестами. После выздоровления от тифа, он вновь оказался в строю, на этот раз в рядах Красной Армии во время Гражданской войны. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Пырьев рвался на фронт добровольцем, но его планам не суждено было сбыться. Личное указание Сталина предписывало всем участникам съёмочной группы фильма «Свинарка и пастух», производство которого стартовало в начале войны, оставаться в тылу и завершить работу над картиной.

Картина «Свинарка и пастух» увидела свет в том же 1941 году. Вскоре после этого Пырьев переосмыслил и доработал военную драму Ефима Дзигана «Секретарь райкома» (1942). Однако, настоящую славу и всенародную любовь режиссёру принесла мелодрама «В шесть часов вечера после войны», снятая в 1943 году[1]. Картина получила своё название благодаря запоминающейся фразе из романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»[4].

Виктор Гусев, известный поэт и драматург, автор сценария-либретто к фильму «Свинарка и пастух», берётся за написание стихотворных диалогов к фильму. Виктор Гусев не дожил до дня премьеры: он умер 23 января 1944 года от гипертонического криза[5].

Марина Ладыгина

Главную роль воспитательницы Вари, которая в годы войны переквалифицировалась в зенитчицу, сыграла Марина Ладынина, жена режиссёра. Это была не первая их совместная работа — ранее она снималась в пяти его картинах. Для большей достоверности в съёмках наравне с актрисами были задействованы реальные зенитчицы[4].

В роли старшего лейтенанта Василия Кудряшова зрители увидели Евгения Самойлова. К тому времени он уже успел завоевать популярность благодаря участию в картинах «Случайная встреча», «Светлый путь» и «Сердца четырёх»[4]. У актёра во время съёмок произошёл непредвиденный случай. В напряжённом эпизоде боя Евгению Самойлову пришлось перейти на использование настоящего автомата с боевыми патронами, так как бутафорское оружие, предназначенное для стрельбы холостыми, постоянно давало сбои[6].

Евгений Самойлов


Иван Любезнов исполнил одну из главных ролей в фильме. Парадокс заключался в том, что исполнительница главной роли Марина Ладыгина, была его бывшей женой, а режиссёр Пырьев — бывший соперник[7].

Одни из первых своих ролей в картине исполнили Михаил Пуговкин, комиссованный после тяжелого ранения в ногу и Евгений Моргунов, молодой начинающий артист не был даже обозначен в титрах[4][5].

В связи с эвакуацией съёмочной группы в Ташкент, панорамные виды Москвы были воссозданы в павильонах местной киностудии. Однако, согласно воспоминаниям актёра Евгения Самойлова, натурные съёмки проходили уже на территории освобождённой Истры[1]. Война стала главным «декоратором» и «поставщиком» актёров для фильма. Киногруппе почти не пришлось ничего придумывать: в кадре — подлинные бронепоезда, самолёты и девушки-зенитчицы, а значит, минимум доработок и массовки[8]. Внимательные зрители обратят внимание на пар изо рта актёров, который присутствует даже в сценах, действие которых происходит летом. Кроме того, заметно, что Евгений Самойлов и Иван Любезнов значительно похудели во время съёмочного процесса.

Актриса Ладынина вспоминала[1]:

Мы снимали фильм о победе, а война ещё шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании. Чтобы никто не мешал, работали по ночам. В павильоне было около четырёх градусов мороза, вода холодная, студия не топилась по-настоящему, и когда обливали водой, дождь делали, то были добавочные костюмы, дублировались, чтобы переодеваться. Никто не жаловался, мы все были вместе и не испытывали горечи и одиночества, которые можно испытать сейчас. Общая вера в друг друга и общее желание победы были цементом нашей жизни

Из воспоминаний Евгения Самойлова:

Мы снимали этот фильм, особенно натурные съёмки такие весенние, на только что освобождённой от немцев Истре. Там была натура. Съёмки начинались очень рано и заканчивались очень поздно. Мы не считались ни со временем, ни с состоянием своего здоровья и всего, для того, чтобы этот фильм получился.

Фильм впервые показали зрителям 16 ноября 1944 года. Расчёт Ивана Пырьева на то, что военное время требует оптимистичного финала, подтвердился: картина «В шесть часов вечера после войны» собрала у экранов свыше 26 миллионов человек в 1944 году[1]. Благодаря известности картины, Каменный мост в Москве стал символичным местом, где фронтовики реально встретились 9 мая 1945 года, в первый День Победы[8].

В 1969 году фильм частично был перемонтирован, при этом он был сокращён на десять минут. Влияние Сталина, выражавшееся в его покровительстве и восхвалении Пырьевым в своих фильмах, оказало значительное воздействие на дальнейшую судьбу картины «В шесть часов вечера после войны». В период хрущёвской оттепели, когда происходила десталинизация, фильм подвергся перемонтажу[1]. Вырезали эпизоды, где в кадр попадали портреты Иосифа Сталина, были заменены титры и частично переозвучены некоторые сцены[6].

В частности, из «Марша артиллеристов», открывавшего фильм и содержавшего слова «Артиллеристы, Сталин дал приказ! Артиллеристы, зовёт Отчизна нас!», при реставрации картины на «Мосфильме» были удалены все упоминания о Сталине, включая кадры с его изображением. Текст песни был изменён на «Артиллеристы, точный дан приказ…»[1].

Существует несколько версий фильма. На DVD и по телевидению обычно демонстрируется версия 1969 года. Более ранняя версия 50-х годов, с оригинальным звуком, но в урезанном формате, была выпущена на видеокассете «Мастер Тэйп» в серии «Кинонаследие» и иногда транслируется по ТВ. Самая ранняя версия 1944 года хранится в Госфильмофонде, недоступна для широкой публики[9].

В Кемерово в апреле 2010 года появилась скульптурная композиция «В шесть часов вечера после войны», созданная Виктором Атучиным. Подобно одноимённому фильму, она является памятником победе в Великой Отечественной войне[6].

Сюжет

В 1941 году артиллерийская батарея под командованием лейтенанта Василия Кудряшова в бою уничтожила значительное количество вражеских танков, обратив остальные в бегство. Кудряшов докладывает об успехе командиру полка, который поздравляет артиллеристов и вручает им посылки. Лейтенанты Кудряшов и его близкий друг Демидов получают одну посылку на двоих. Посылку прислали дети из детского сада и их воспитательница, тётя Варя, там же была фотография. В посылке почти все подарки делятся на два: сигареты, шоколад, носовые платки, даже полотенце можно разрезать. А фото — нельзя. Варя понравилась друзьям так, что, как только они получают увольнительную, сразу же отправляются в Москву к тёте Варе с новенькими орденами на гимнастёрках. Лейтенанты, каждый в отдельности, питают тёплые чувства симпатии к воспитательнице, тёте Варе, и мечтают о личной встрече. Но их желания не осуществляются: они встречаются у неё, прибыв к девушке разными маршрутами[10].

Детский сад эвакуировали, но Варя Панкова, молодая и красивая девушка, осталась в Москве. Во время воздушных тревог она дежурит на крыше и тушит зажигалки. Скоро она вместе с другими женщинами поедет работать на трудовой фронт. Варя и жители дома радушно встречают героев. На следующий день артиллеристы должны будут вернуться в свою часть, а Варя отправляется рыть окопы[11].

Осенью Кудряшов встречает Варю неподалеку в селе. Она приглашает его и его товарищей в гости. Вся батарея приезжает к Варе, и вместе с местными девушками они весело проводят время: поют, танцуют и отдыхают. Подруга Вари, Феня Лысак, обращает внимание на Демидова — весёлого парня, который играет на гармони и отлично танцует. Василий и Варя отходят в сторону, и Кудряшов признаётся девушке в любви, предлагает ей стать его женой. Варя соглашается. Они договариваются встретиться в Москве, на Каменном мосту возле Кремля, в шесть вечера, после окончания войны.

Зимняя стужа. Кудряшов и двое солдат, рискуя жизнью, пробираются к вражеским позициям, чтобы скорректировать артиллерийский огонь. Но их укрытие было уничтожено. На помощь приходит товарищ Демидов, который выносит раненого Кудряшова из-под огня. После госпиталя, где Кудряшову ампутировали ногу, его встречает друг и отвозит домой. Кудряшов, не желая быть обузой для любимой Вари, просит Демидова сообщить ей о своей смерти. Демидов даёт клятву исполнить эту тяжёлую просьбу.

Демидов приходит к Варе, а она, не переставая, допытывается о Василии. Демидов пытается отделаться от неё заученной байкой, но Варя непреклонна: она верит, что Кудряшов жив. Под напором Вари Демидов сдаётся и показывает ей место, где находился Василий, но тот исчез. Где же он теперь?

Варя отправляется на фронт и становится зенитчицей. Судьба сводит её с командиром бронепоезда, в котором она узнаёт Василия. Теперь они оба сражаются, разделённые линией фронта и малыми шансами на встречу. Поезда разносят их в разные стороны, но в сердце каждого живёт надежда на встречу в Москве, в шесть вечера, после победы[6].

Василий прибывает к месту встречи первым, время ещё позволяет насладиться ожиданием. Он наблюдает за счастливыми парами, прибывающими на мост. Внезапно он узнаёт знакомый силуэт — это Демидов, которого он не видел с тех пор, как посоветовал ему ухаживать за Варей. После тёплого объятия Демидов признаётся, что надеется на встречу с Феней, хотя и сомневается, что она состоится, так как их переписка прекратилась.

Демидов уходит, а время идёт. Пробило шесть, и Василий с надеждой всматривается в лица проходящих женщин. Семь, восемь… Он не спешит покидать мост, даже когда новые пары перестают появляться. Наконец, пробило девять, и он чувствует её присутствие. Обернувшись, Василий видит Варю.

В этот момент небо Москвы расцветает огнями победного салюта, но для Василия и Вари существуют только глаза друг друга. После долгих и трудных испытаний двое влюблённых наконец-то воссоединились[5].

Изначальный сценарий предполагал печальный финал: возлюбленная героя погибает на фронте, и их встреча на мосту не происходит. Но Иван Пырьев, чутко уловив настроение страны, переписал концовку. В новой версии, вопреки трагедии войны, влюблённые воссоединяются на Каменном мосту, а победный салют над Кремлём становится символом надежды и веры в будущее[12].

Съёмочная группа

Актёрский состав

Музыка в кинофильме

Композитор фильма «В шесть часов вечера после войны» — Тихон Николаевич Хренников. В фильме звучат песни:

  • «Песня артиллеристов» — песня-марш, которая открывала фильм и стала своеобразной увертюрой к нему. Авторы передали в ней чувство любви к Родине и веру в то, что «пробьёт Победы час» и будет «радостный салют» в её честь[15]. Была написана первой к фильму после того, как защитили Сталинград, пленили армию Паулюса[16];
  • «Казак уходил на войну» — исполнители: Вероника Борисенко, Людмила Зыкина, Марина Ладынина. Эту песню стали воспринимать как народную[17];
  • «Песня защитников Москвы (Прощальная)» — исполнена Мариной Ладыниной, Евгением Самойловым и Иваном Любезновым;
  • «Дело не в этом, друзья» — исполнена Мариной Ладыниной, Евгением Самойловым и Иваном Любезновым;
  • «Лихая артеллиристская» — исполнители: Владимир Нечаев и Олег Разумовский (в сопровождении трио баянистов)[15].

Тихон Николаевич Хренников рассказывал[18]:

7 мая 1945 года я принимал вместе с поэтом Михаилом Светловым и композитором Матвеем Блантером участие в первом радиоконцерте из столицы поверженной Германии. Каждый из нас читал или пел по две-три песни или стихотворения. Я спел «Прощание» и песни из кинофильма «В шесть часов вечера после войны»

Критика и отзывы

Писатель Лев Кассиль отозвался статьей в журнале «Огонёк»[5]:

…Фильм «В шесть часов вечера после войны», полный поэтического предощущения Победы, близок сегодняшним чувствам народа… Люди, создавшие этот фильм, смогли расслышать в грохоте войны, как горячо и надежно бьются сердца наших людей, полные любви к своему отечеству и твёрдой уверенности в его близкой Победе. И когда загремит небывалый салют «в шесть часов вечера после войны», без сомнения, тысячам москвичей захочется встретить эти минуты на мосту у Кремля, в заветном месте, где встретились наши герои. И там мы ещё раз словами благодарности и уважения помянем тех, что отдали свою жизнь за торжество правды, добра и любви.

Актёр Станислав Садальский назвал режиссёра Пырьева пророком после просмотра фильма[3]:

Идёт „В шесть часов вечера после войны“, старый добрый фильм с чудесными песнями Тихона Хренникова… Героиня Марины Ладыниной Варя приходит в первый послевоенный вечер в назначенный час на Каменный мост не в снегопад и не с букетом осенних листьев, а с сиренью, которая цветёт только в мае — это потрясает! Как они угадали, что это, если не пророчество?

Актриса Таисия Тонкова вспоминала[17]:

Мы смотрели этот фильм всегда с моей бабушкой, она тоже прошла всю войну – в тылу, но тем не менее работа её была не менее важна для победы. Я всегда очень боялась фильмов про войну, я плакала, пряталась за сиденьем стула. И она мне говорила: ну ты что, с ума сошла, это же не про войну фильм, это фильм про любовь

Награды

В 1946 году Сталинскую премию II степени за фильм получили режиссёр Иван Пырьев и актёры, исполнившие главные роли: Марина Ладынина, Иван Любезнов, Евгений Самойлов. Также композитор Тихон Хренников и сценарист и поэт Виктор Гусев, награждённый посмертно в связи с его кончиной от гипертонического криза до завершения работы над фильмом[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Алешичева Т. «В шесть часов вечера после войны»: Как Пырьев предсказал Победу в 1944-м. Кинорепортер (17 ноября 2021). Дата обращения: 14 июня 2025.
  2. Реестр прокатных удостоверений фильмов. Официальный сайт Минкультуры России. Дата обращения: 14 июня 2025.
  3. 3,0 3,1 Габриелян О. Увидели конец войны: Садальский нашел пророчество о Дне Победы в советском фильме 1944 года. Пятый канал (10 мая 2022). Дата обращения: 14 июня 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 С верой в Победу: как создавали фильм «В 6 часов вечера после войны». Ведомости (16 ноября 2024). Дата обращения: 14 июня 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 80 лет фильму «В шесть часов вечера после войны». Белорусь сегодня (25 апреля 2024). Дата обращения: 14 июня 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 В шесть часов вечера после войны. АО «Издательство Семь Дней». Дата обращения: 14 июня 2025.
  7. Актёр Иван Любезнов. Проза.ру. Дата обращения: 14 июня 2025.
  8. 8,0 8,1 Без света и тепла, но с бронепоездом. АО «Коммерсантъ» (1 июля 2023). Дата обращения: 14 июня 2025.
  9. Военные фильмы. Военная хроника. Дата обращения: 14 июня 2025.
  10. Енцов Ю. Кино-песня о Победе. Правда.Ру (14 марта 2013). Дата обращения: 14 июня 2025.
  11. В 6 часов вечера после войны. Культура.РФ. Дата обращения: 14 июня 2025.
  12. Костиков В. В 6 часов вечера после войны. Сбудутся ли наши мечты о новой, лучшей жизни. Аргументы и факты (27 мая 2020). Дата обращения: 14 июня 2025.
  13. В 6 часов вечера после войны. Мосфильм. Дата обращения: 14 июня 2025.
  14. В шесть часов вечера после войны. Кинопоиск. Дата обращения: 14 июня 2025.
  15. 15,0 15,1 В 6 часов вечера после войны (1944). Кino-teatr.ru. Дата обращения: 14 июня 2025.
  16. Смирницкий Я. Сталинский припев. Московский Комсомолец (10 ноября 2004). Дата обращения: 14 июня 2025.
  17. 17,0 17,1 Калабухов В. Песни дорог войны. Казак уходил на войну. Проза.ру. Дата обращения: 14 июня 2025.
  18. Бирюков Ю. История песни. Вечерняя Москва (14 апреля 2005). Дата обращения: 14 июня 2025.

Ссылки