Владимир Ильич Ленин в гробу (скульптура)
Иван Дмитриевич Шадр | |
Владимир Ильич Ленин в гробу. 1932 год | |
Мрамор | |
Третьяковская галерея, Москва |
«Влади́мир Ильи́ч Ле́нин в гробу́» — посмертная скульптура, выполненная И. Д. Шадром в 1924 году (глина), в 1932 году (мрамор). Первая работа скульптора из серии памятников, посвящённых В. И. Ленину[1].
История создания
21 января 1924 года умер Владимир Ильич Ленин. Его тело было размещено в Колонном зале Дома Союзов.
Нескольким художникам было дано задание запечатлеть вождя посмертно. В их число вошёл Иван Дмитриевич Шадр. Он хотел сделать скульптуру Ленина ещё при его жизни, но познакомиться с ним не удалось. В зале было устроено рабочее место скульптора. Были размещены скульптурный станок и глина. Работа шла при непрерывном потоке людей, пришедших проститься с вождём. В небольшом эссе «Нет Ленина — есть Ленин!» Шадр рассказал, в какой обстановке лепил портрет, и отметил, что проработал без перерыва 46 часов. Впоследствии Шадр рассказывал, что за эти часы так много пережил и перечувствовал как художник и как гражданин, как едва ли переживал и передумывал до сих пор за всю жизнь[1]. Смерть Ленина потрясла его. В первые минуты, войдя в зал, Шадр показался себе одиноким, неумелым, беспомощным. Но он поставил себе задачу вылепить, как он сам впоследствии писал, документ истории. Интересно, что при этом скульптор негативно отнёсся к посмертной маске, сделанной С. Д. Меркуровым[2].
Маска, снятая механически, несмотря на всю свою точность, лжёт. Она отражает предсмертную агонию, но не подлинное лицо человека.И. Шадр
Шадр, напротив, стремился в своём портрете как можно более документально запечатлеть облик вождя: «Леплю голову Ленина из глины в натуральную величину, работаю с величайшей осторожностью, точностью… Я изучаю строение головы Ленина. Моя задача — дать правдивый скульптурный портрет»[3].
Лепить!
В то время, когда о сохранении тела ещё не было известно! Лепить!.. Перед историей, когда моя работа явится, быть может, единственным документом для изучения портрета Ленина.
Лепить!.. Без уверенности в случае неудачи опереться на помощь другого.И. Шадр
В своей работе над скульптурой Шадр был очень напряжён, так как ощущал весь груз ответственности перед будущими поколениями[1]. Посмертная скульптура, созданная И. Д. Шадром, стала одной из трёх, признанных Комиссией по организации похорон «хорошими». Институт имени В. И. Ленина предложил скульптору приобрести его работу за им самим установленную цену. Передавая в институт скульптурный слепок «Ленин в гробу», Шадр писал: «Так как эта работа производилась с натуры в момент переживания мировым пролетариатом великой скорби, я не нахожу возможным такую работу подвергать расценке и охотно жертвую её в пользу Института». Отказ мастера от гонорара — случай редчайший, если не единственный, он свидетельствует об отношении скульптора к теме, волновавшей его до конца жизни[2].
Описание скульптуры
Голова В. И. Ленина была выполнена в натуральную величину, хотя обычно такие приёмы не приняты при изображении натуры. В отличие от посмертной маски, портрет всегда подразумевает отход от реальных размеров в ту или иную сторону, в противном случае получается муляж. Безусловно, Шадр безупречно владел скульптурным ремеслом и знал эти аксиомы профессии. Соответственно, он сделал это намеренно, следуя поставленной задаче, связанной с документальностью изображения. Спустя восемь лет портрет был переведён скульптором в мрамор.
Внимательно вглядывался в лицо Ленина, в его голову. Автор стремился уловить строение черепа, рисунок собранных на переносье, как бы хранящих следы напряжённой мысли бровей. Отмечал про себя: «Необычайно, геометрически, почти вертикально поставленный лоб. В форме трапеции. Сильно выступающий рельеф височных костей, равняющихся почти с высотой ушей, заключённых в круг черепной коробки, с сильно скошенным затылком создаёт впечатление архитектурной законченности» (блестящее знание головы Ленина легло в основу дальнейших интерпретаций его образа Шадром). «Сомкнутые щели добродушно-лукавых, прищуренных глаз, пронизывающих насквозь. Даже через опущенные веки. Правильной формы нос. Коротко подстриженные, местами не закрывающие губы, торчащие отдельными кустиками в разные стороны, рыжевато-насмешливые усы. Чётко подрубленная, массивная нижняя губа. Сильно развитые, необычайно подвижные жевательные мышцы улыбчатых щёк и подбородок с устремлённой вперёд, — вонзающейся, типично ленинской, бородкой шилом»[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Воронова, Ольга Порфирьевна. Шадр. — Москва: Мол. гвардия, 1969. — 190 с.
- ↑ 2,0 2,1 Т.Г. Колоскова, О.В. Киташова. Ленин в работах скульптора Ивана Шадра . История пропаганды (06.11.2016).
- ↑ Владимир ильич Ленин в гробу . Третьяковская галерея. Дата обращения: 19 августа 2023.