Вершловский, Семён Григорьевич
| Семён Григорьевич Вершловский | |
|---|---|
| | |
| Дата рождения | 27 января 1931 |
| Место рождения | Ленинград, СССР |
| Дата смерти | 10 октября 2015 (84 года) |
| Место смерти | Санкт-Петербург, Россия |
| Страна |
|
| Научная сфера |
педагогика, андрагогика, образование взрослых, непрерывное образование, постдипломное образование, повышение квалификации, социология |
| Альма-матер | Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена (1952) |
| Учёная степень | доктор педагогических наук (1986) |
| Учёное звание | профессор |
| Известен как | автор учения о постдипломном образовании педагогических работников, об андрагогике |
| Награды и премии | • Знак «За гуманизацию школы Санкт—Петербурга» (2000) |
Семён Григо́рьевич Вершло́вский (27 января 1931, Ленинград — 10 октября 2015, Санкт-Петербург) — советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, специалист в областях андрагогики и непрерывное образование[1].
Профессор Вершловский один из первых среди отечественных учёных обративший внимание на андрагогические аспекты непрерывного образования и перевёл проблему в новую плоскость — поиск путей повышения эффективности образования человека на разных этапах жизни[2].
Биография
Семён Григорьевич Вершловский с отличием окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (1952). Работал в образовательных организациях:
- Питкярантская средняя школа, Республика Карелия (1952 — 1955) — учитель истории и заместитель директора по учебной работе;
- школа рабочей молодежи № 151 при заводе «Скороход» в Ленинграде (1955 — 1963) — учитель истории и заместитель директора по учебной работе;
- научно-исследовательский институт общего образования взрослых Академия педагогических наук СССР (в дальнейшем — Институт образования взрослых Российской Академии образования (ИОВ РАО) (1963 — 1999) — научный сотрудник, заведующий лабораторией социологических проблем;
- Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства (ныне — Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО)) (1999 — 2009) — заведующий кафедрой педагогики и андрагогики, профессор (до последних дней жизни)[3].
Важную роль в научной биографии сыграли годы работы Семёна Григорьевича во всех коллективах образовательных организаций. Научные дискуссии по актуальным проблемам образования с такими учеными как Даринский, Анатолий Викторович, Онушкин, Виктор Григорьевич, Кулюткин, Ювеналий Николаевич, Сухобская, Галина Степановна, Лесохина, Людмила Николаевна, Лебедев, Олег Ермолаевич, Браже, Тереза Георгиевна, Тонконогая, Евгения Павловна мотивировали к научному росту и самостоятельности[2].
Научная деятельность
Представлены два диссертационных исследования на основе профессионального опыта, социологических и научных исследований:
- по теме «Воспитание коммунистического отношения к труду у учащихся старших классов вечерней (сменной) школы»: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.00 (1965);
- по теме «Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема»: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01 (1984).
«Первоначально моя задача ограничивалась анализом концепций непрерывного образования и их андрагогической интерпретацией. Но по мере углубления в проблему замысел менялся. Все более настойчиво возникали вопросы: Какова история самой идеи? Где искать ее истоки? Когда непрерывное образование приобрело самостоятельный статус? И т.д. Материалы, полученные в результате поисков ответов на эти вопросы, из вспомогательных превратились в «самоценные»»— Семён Григорьевич Вершловский
Семён Григорьевич Вершловский — автор более 260 научных исследований, в том числе более 30 монографий и 20 учебных пособий. Под руководством профессора работали аспиранты и докторанты, прошли защиты диссертационных исследований на степень кандидата наук (32 человека) и на степень доктора наук (7 человек)[4].
Семён Григорьевич был научным руководителем сообщества петербургских школ-лабораторий, объединявшего до 60 образовательных учреждений Санкт-Петербурга, — мероприятия (лекции, семинары, мастер-классы, консультации, конференции, педагогические мастерские, деловые игры, социологические исследования и другие) проводили научные сотрудники СПб АППО. Значимый вклад в российскую науку был внесен по вопросу развития идеи наставничества в системе образования[5].
Профессор Вершловский проводил научные исследования, направленные на решение проблемы качества образования, в том числе постдипломного образования педагогов. Анализ с одной стороны феномена качества образования, а с другой — тенденции развития постдипломного образования показывают на потребности личности педагога в самореализации, саморазвитии. Исследования ученого показывают — качество образования зависит напрямую от позиции преподавателей системы повышения квалификации, от их способности видеть в обучающихся взрослых людей, имеющих жизненный, социальный и профессиональный опыт. Семён Григорьевич выделяет андрагогическую составляющую как условие развития профессионализма, а также эффективной работы преподавателей, которые обучают учителей. Способность преподавателей использовать технологии, основанные на принципе диалогичности, равноправия участников совместной работы — проявление эффекта андрагогического процесса обучения[6].
Имя профессора Вершловского широко известно научно — педагогической общественности России и зарубежных стран. Среди научных партнеров — коллеги из Соединённых Штатов Америки, Германии, Польши, Чехословакии, Республики Беларусь, Узбекистана, Литвы и другие. Авторству Семёна Григорьевича принадлежит 10 публикаций в зарубежных изданиях[7].
Награды и звания
Вершловский Семён Григорьевич заслужил награды:
- звание Отличник народного образования (1985)[3];
- награда Правительства Санкт-Петербурга — знак «За гуманизацию школы Санкт—Петербурга» (2000)[3];
- медаль «За заслуги перед Отечеством II степени» (2008)[3].
Примечания
- ↑ Крылова О.Н. Семен Григорьевич Вершловский. СПб АППО (6 июня 2017). Дата обращения: 19 февраля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Вершловский С. Г. Непрерывное образование: Историко—теоретический анализ феномена: Монография / Зарянова Ф.В.. — СПб.: СПбАППО, 2008. — С. 3—5. — 155 с. — ISBN 978—5—7434—0413—1.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Крылова О. Н., Шевелев А. Н. Вершловский Семён Григорьевич // Непрерывное образование : журнал. — 2017. — 6 июня (№ 2 (20)). — С. 4—5. — ISSN -9457 2225 -9457.
- ↑ Крылова О. Н., Шевелев А. Н. Библиографический указатель научных трудов, публикаций Семёна Григорьевича Вершловского // Непрерывное образование : журнал. — 2017. — 6 июня (№ 2 (20)). — С. 95—111. — ISSN — 9457 2225 — 9457.
- ↑ Алексеев С. В. Вклад профессора С. Г. Вершловского в развитие идеи наставничества в системе образования (ru, en) // Человек и образование : журнал. — 2021. — № 2 (67). — С. 148—151. — ISSN — 7041 1815 — 7041.
- ↑ Башарина Л. А., Братченко С. Л., Вершловский С. Г., Ермолаева М. Г., МАтюшкина М. Д., Соколова Е. А., Сухобская Г. С., Тарасов С. В., Щедрецов А. Е. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества: Научно—методическое пособие / Вершловский С. Г.. — СПб.: Специальная литература, 2003. — С. 3—30. — 239 с. — ISBN 5—263—00206—8.
- ↑ Редакция журнала «Человек и образование». Посвящение учёному (к юбилею Семёна Григорьевича Вершловского) // Человек и образование : журнал. — 2011. — № 1. — С. 163—165. — ISSN — 7041 1815 — 7041.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |