Вершловский, Семён Григорьевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Семён Григорьевич Вершловский
Вершловский.jpg
Дата рождения 27 января 1931(1931-01-27)
Место рождения Ленинград, СССР
Дата смерти 10 октября 2015(2015-10-10) (84 года)
Место смерти Санкт-Петербург, Россия
Страна  СССР Флаг России Россия
Научная сфера педагогика, андрагогика,
образование взрослых,
непрерывное образование,
постдипломное образование,
повышение квалификации, социология
Альма-матер Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена (1952)
Учёная степень доктор педагогических наук (1986)
Учёное звание профессор
Известен как автор учения о постдипломном образовании педагогических работников, об андрагогике
Награды и премии

RUS Medal of the Order For Merit to the Fatherland 2nd class ribbon.svg (2008)
• Отличник народного образования (1985),

• Знак «За гуманизацию школы Санкт—Петербурга» (2000)

Семён Григо́рьевич Вершло́вский (27 января 1931, Ленинград — 10 октября 2015, Санкт-Петербург) — советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, специалист в областях андрагогики и непрерывное образование[1].

Профессор Вершловский один из первых среди отечественных учёных обративший внимание на андрагогические аспекты непрерывного образования и перевёл проблему в новую плоскость — поиск путей повышения эффективности образования человека на разных этапах жизни[2].

Биография

Семён Григорьевич Вершловский с отличием окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (1952). Работал в образовательных организациях:

Важную роль в научной биографии сыграли годы работы Семёна Григорьевича во всех коллективах образовательных организаций. Научные дискуссии по актуальным проблемам образования с такими учеными как Даринский, Анатолий Викторович, Онушкин, Виктор Григорьевич, Кулюткин, Ювеналий Николаевич, Сухобская, Галина Степановна, Лесохина, Людмила Николаевна, Лебедев, Олег Ермолаевич, Браже, Тереза Георгиевна, Тонконогая, Евгения Павловна мотивировали к научному росту и самостоятельности[2].

Научная деятельность

Представлены два диссертационных исследования на основе профессионального опыта, социологических и научных исследований:

  • по теме «Воспитание коммунистического отношения к труду у учащихся старших классов вечерней (сменной) школы»: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.00 (1965);
  • по теме «Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема»: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01 (1984).
«Первоначально моя задача ограничивалась анализом концепций непрерывного образования и их андрагогической интерпретацией. Но по мере углубления в проблему замысел менялся. Все более настойчиво возникали вопросы: Какова история самой идеи? Где искать ее истоки? Когда непрерывное образование приобрело самостоятельный статус? И т.д. Материалы, полученные в результате поисков ответов на эти вопросы, из вспомогательных превратились в «самоценные»»

— Семён Григорьевич Вершловский

Семён Григорьевич Вершловский — автор более 260 научных исследований, в том числе более 30 монографий и 20 учебных пособий. Под руководством профессора работали аспиранты и докторанты, прошли защиты диссертационных исследований на степень кандидата наук (32 человека) и на степень доктора наук (7 человек)[4].

Семён Григорьевич был научным руководителем сообщества петербургских школ-лабораторий, объединявшего до 60 образовательных учреждений Санкт-Петербурга, — мероприятия (лекции, семинары, мастер-классы, консультации, конференции, педагогические мастерские, деловые игры, социологические исследования и другие) проводили научные сотрудники СПб АППО. Значимый вклад в российскую науку был внесен по вопросу развития идеи наставничества в системе образования[5].

Профессор Вершловский проводил научные исследования, направленные на решение проблемы качества образования, в том числе постдипломного образования педагогов. Анализ с одной стороны феномена качества образования, а с другой — тенденции развития постдипломного образования показывают на потребности личности педагога в самореализации, саморазвитии. Исследования ученого показывают — качество образования зависит напрямую от позиции преподавателей системы повышения квалификации, от их способности видеть в обучающихся взрослых людей, имеющих жизненный, социальный и профессиональный опыт. Семён Григорьевич выделяет андрагогическую составляющую как условие развития профессионализма, а также эффективной работы преподавателей, которые обучают учителей. Способность преподавателей использовать технологии, основанные на принципе диалогичности, равноправия участников совместной работы — проявление эффекта андрагогического процесса обучения[6].

Имя профессора Вершловского широко известно научно — педагогической общественности России и зарубежных стран. Среди научных партнеров — коллеги из Соединённых Штатов Америки, Германии, Польши, Чехословакии, Республики Беларусь, Узбекистана, Литвы и другие. Авторству Семёна Григорьевича принадлежит 10 публикаций в зарубежных изданиях[7].

Награды и звания

Вершловский Семён Григорьевич заслужил награды:

Примечания

  1. Крылова О.Н. Семен Григорьевич Вершловский. СПб АППО (6 июня 2017). Дата обращения: 19 февраля 2025.
  2. 2,0 2,1 Вершловский С. Г. Непрерывное образование: Историко—теоретический анализ феномена: Монография / Зарянова Ф.В.. — СПб.: СПбАППО, 2008. — С. 3—5. — 155 с. — ISBN 978—5—7434—0413—1.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Крылова О. Н., Шевелев А. Н. Вершловский Семён Григорьевич // Непрерывное образование : журнал. — 2017. — 6 июня (№ 2 (20)). — С. 4—5. — ISSN -9457 2225 -9457.
  4. Крылова О. Н., Шевелев А. Н. Библиографический указатель научных трудов, публикаций Семёна Григорьевича Вершловского // Непрерывное образование : журнал. — 2017. — 6 июня (№ 2 (20)). — С. 95—111. — ISSN — 9457 2225 — 9457.
  5. Алексеев С. В. Вклад профессора С. Г. Вершловского в развитие идеи наставничества в системе образования (ru, en) // Человек и образование : журнал. — 2021. — № 2 (67). — С. 148—151. — ISSN — 7041 1815 — 7041.
  6. Башарина Л. А., Братченко С. Л., Вершловский С. Г., Ермолаева М. Г., МАтюшкина М. Д., Соколова Е. А., Сухобская Г. С., Тарасов С. В., Щедрецов А. Е. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества: Научно—методическое пособие / Вершловский С. Г.. — СПб.: Специальная литература, 2003. — С. 3—30. — 239 с. — ISBN 5—263—00206—8.
  7. Редакция журнала «Человек и образование». Посвящение учёному (к юбилею Семёна Григорьевича Вершловского) // Человек и образование : журнал. — 2011. — № 1. — С. 163—165. — ISSN — 7041 1815 — 7041.