Варуша, Михаил Епифанович

Эта статья прошла проверку экспертом
Михаил Епифанович Варуша
Портрет
Дата рождения 21 ноября (4 декабря) 1917(1917-12-04)
Место рождения Волноваха, Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния, РСФСР
Дата смерти неизвестна
Место смерти Волноваха, Донецкая область, Украинская ССР, СССР
Гражданство  Российская империя  СССР
Род деятельности машинист
Награды и премии

Михаи́л Епифа́нович Варуша́ (21 ноября (4 декабря1917, Волноваха, Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния, РСФСР — Волноваха, Донецкая область, Украинская ССР, СССР) — старший машинист паровозного депо Волноваха Донецкой железной дороги, руководитель тепловозной бригады коммунистического труда. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1959). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1][2].

Биография

Михаил Епифанович Варуша родился 21 ноября (4 декабря1917 года в посёлке Волноваха Мариупольского уезда Екатеринославской губернии (по состоянию на 2025 год — город Волноваха, Донецкая Народная Республика). В начале 1930-х годов Михаил Епифанович начал трудовой путь разнорабочим в локомотивном депо Волновахи Донецкой железной дороги. С 1933 года работал помощником машиниста паровоза. В марте 1938 года был призван на военную службу, которая проходила на Черноморском флоте в команде гвардейского крейсера «Красный Кавказ»[1].

В годы Великой Отечественной войны, будучи командиром котельного отделения, Михаил Варуша участвовал в боевых операциях крейсера в районе Одессы, Севастополя, Феодосии и Южной Озерейки. Во время второй Феодосийской операции Михаил Епифанович вместе с коллегами устранил повреждения в котлах. В периоды боёв Михаил Варюша работал в кочегарке по 18 часов, поддерживая непрерывную работу котельных установок. За проявленную храбрость и отвагу гвардии главный старшина Михаил Епифанович Варуша был награждён орденом Красной Звезды и четырьмя медалями[1][3].

После демобилизации в январе 1946 года Михаил Епифанович вернулся в Волноваху и устроился работать машинистом, водил грузовые поезда. Возглавлял молодёжную бригаду по промывочному ремонту локомотива ФД 20-1001. Экипаж следил за параметрами работы локомотива, что позволило увеличить его пробег[2].

По инициативе Михаила Епифановича были нарощены борта тендера, это позволило увеличить суточный пробег до 500 километров. В 1953 годупаровозное депо Волноваха заняло первое место на железнодорожной магистрали. С появлением тепловозов в паровозном депо Михаилу Варуше поручили первый из них. Вскоре Михаил Епифанович стал экспертом по экономии дизельного топлива. Вместе с теплотехником П. А. Демишкевичем Михаил Варуша создал технологические карты для эффективного управления железнодорожными подвижными составами. Эти карты помогали другим машинистам освоить новые методы работы[1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года Михаилу Епифановичу Варуше было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за выдающиеся успехи в развитии железнодорожного транспорта[1][3].

С 1977 года Михаил Варуша находился на заслуженном отдыхе и являлся персональным пенсионером союзного значения. Последние годы жизни проживал в Волновахе. Дата его смерти неизвестна[1].

Награды и звания

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Кузоватов С. Варуша Михаил Епифанович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 5 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Я - первый вагонник в семье // Железнодорожник Донбасса : журнал. — 2024. — 26 января (№ 1). — С. 3.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Варуша Михаил Епифанович. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 13 мая 2025.

Ссылки