Ван Дейк, Антонис

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Антонис ван Дейк
нидерл. Antoon van Dyck
Портрет А. Ван Дейка кисти Рубенса
Портрет А. Ван Дейка кисти Рубенса
Дата рождения 22 марта 1599(1599-03-22)
Место рождения Антверпен, Испанские Нидерланды
Дата смерти 9 декабря 1641(1641-12-09) (42 года)
Место смерти Лондон, Англия
Жанр портрет
Стиль барокко

Антонис (Антон) ван Дейк (нидерл. Anthony van Dyck[1]; 22 марта 1599, Антверпен9 декабря 1641, Лондон) — фламандский живописец и гравёр, специализировавшийся на портретах[2]. Добился международного признания ещё при жизни. После долгого пребывания в Италии он стал ведущим придворным художником в Англии. Широкую известность ему принесли портреты генуэзской знати и Карла I короля Англии и членов его семьи и двора[3].

Своей непринуждённой элегантностью он оказал влияние на английских портретистов, таких как Питер Лели. Помимо портретов, за которые его высоко ценили, он также писал библейские и мифологические сюжеты, вводя некоторые заметные живописные новшества[4].

Жизнеописание

Ранние годы

Антонис Ван Дейк родился в доме в Антверпене, седьмым ребёнком из двенадцати детей богатого торговца текстилем Франсуа Ван Дейка и Марии Кюйперс. Семья состояла из четырёх мальчиков и восьми девочек; трое умерли в младенчестве. Катарина, Мать Антониса умерла 17 апреля 1607 года, после чего в семье начались финансовые проблемы, апогеем которых стала продажа дома из-за долгов[4][5].

Талант к рисованию проявился у Ван Дейка рано. В 1609 году, будучи десятилетним мальчиком, Антонис поступил в ученики к Хендрику ван Балену, художнику и главному декану художественной гильдии Святого Луки. Обычно обучение длилось три—четыре года. Самый ранний портрет Антониса, изобразившего семидесятилетнего старика, датируется 1613 годом, когда ему было четырнадцать лет. В возрасте пятнадцати или шестнадцати лет он написал свой первый автопортрет. В 1615 году он стал самостоятельным художником, но только в 1618 году официально получил титул «мастера». У него была своя мастерская в доме «Ден Дом ван Сеулен» на улице Ланге Миндербройдерстраат, его многолетним помощником, в том время, являлся художник Герман Серваес[6].

В молодые годы он был одним из любимых помощников Питера Пауля Рубенса, наряду с Якобом Йордансом и некоторыми другими. Ещё до 1617 года Ван Дейк и Рубенс вместе работали над одним из проектом. У Рубенса ван Дейк мог многому научиться: Рубенс знал латынь, был обучен «образцовым манерам», вернулся из Италии широко известным историческим живописцем, был интеллектуально разносторонним и обладал глубокими познаниями в искусстве и литературе античности. Благодаря Рубенсу Ван Дейк получил доступ к международному кругу любителей искусства. В 1620 году Рубенсу было поручено украсить потолок иезуитской церкви Святого Карла Борромео в Антверпене, и Ван Дейк возглавил команду помощников мастера.

В этот первый антверпенский период молодая женщина, о которой мало что известно, родила Антонису Ван Дейку дочь Марию Терезу. Девочку воспитывали его сестры[4].

Около 1620 года Ван Дейк смог сравняться с Рубенсом в техническом плане. Доминирующее социальное и художественное положение Рубенса в Антверпене, может объяснить, почему Ван Дейк провел большую часть своей карьеры в Англии и Италии, оставаться на вторых ролях в родном городе он не желал. В 1620 году он впервые отправился в Англию по инициативе Джорджа Вильерса, герцога Букингемского, и пробыл там четыре месяца, но не был представлен английскому королю Якову I и впоследствии вернулся в Нидерланды[4].

Италия

Автопортрет

В 1621 году он отправился в Италию. На картине XIX века художника Филиппа Жака Ван Бри (1786—1871 годы) из коллекции Дома Рубенса изображен двор Дома Рубенса, и показан отъезд двадцатидвухлетнего талантливого юноши за пределы Родины. Слева на картине — белая вздыбленная лошадь и мавританский слуга, держащий лошадь за поводья. В центральной части картины Рубенс и Ван Дейк смотрят друг другу в глаза. Возможно, лошадь — подарок Рубенса своему ученику. Возможно, лошадь символизирует зрелость/становление Ван Дейка. Дамы в правой части картины выглядят забавно и обе несут на коленях ребёнка. Является ли ван Дейк молодым отцом в то время, остается вопросом[7][8].

По пути в Италию ван Дейк сделал остановку в Завентеме, где написал два полотна для церкви Святого Мартина. По одной из версий, Ван Дейк влюбился в дочь трактирщика в Завентеме, а спустя несколько недель Рубенс получил сообщение из Италии с вопросом, где остановился Ван Дейк, после чего Рубенс отправился в Завентем, чтобы всё же показать Ван Дейку дорогу в Италию[8].

В итоге Антонис остался в Италии на шесть лет, посвященных изучению творчества итальянских художников эпохи Возрождения. Там у него была возможность копировать работы некоторых известных художников, особенно Тициана, которым он восхищался. Это обучение дало ему основу для будущей успешной карьеры портретиста. Ван Дейк, в отличие от Рубенса, мало интересовался античным искусством, о чём свидетельствует его «Итальянский этюдник». Он не был эрудированным художником в традициях Ренессанса и не открывал для себя всю историю искусства[7].

Антверпен

Он вернулся в Антверпен в 1627 году; его сестра Корнелия умерла незадолго до этого, в сентябре 1627 года. Под впечатлением от её смерти Ван Дейк составил собственное завещание и вступил в светское братство, основанное иезуитами. Вскоре он стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы и написал её портрет. Аристократы её «аскетичного» двора также давали ему заказы на портреты. За пять лет пребывания в Антверпене он написал множество шедевров, в том числе портреты Марии Луизы де Тассис и однорукого пейзажиста Мартена Райкерта[9]. Он был очень обаятелен по отношению к своим покровителям и, как и Рубенс, умел легко вращаться в аристократических кругах. Ван Дейк дважды ездил в Соединенные провинции, которые находились в состоянии войны с Южными Нидерландами. В Гааге он написал портреты принца Фредерика Генриха Оранского, его жены Амалии ван Сольмс и их сына Виллема. Ван Дейку хорошо платили, и он сам собрал прекрасную коллекцию картин, в том числе работы Тициана[4][10].

Англия

Картина «Король Карл I в трёх ракурсах»

Вскоре репутация успешного художника привлекла внимание английского короля Карла I, который привёз его в Англию, где он за короткое время стал очень знаменит. Король использовал Ван Дейка для изображения и продвижения своего видения абсолютной королевской власти. В апреле 1632 года он был посвящен в рыцари (как и Рубенс в 1630 году), стал придворным художником и получал приблизительно 200 фунтов стерлингов в год. На практике многие из его картин были предметом торга с королем, и в течение пяти лет его «пенсия» не выплачивалась. Через некоторое время прибывания в Британии он вступил в контакт с группой придворных-католиков, окружавших королеву, включая Кенельма Дигби и Эндимиона Портера, которые поддерживали его[11].

Ещё в 1630 году Эндимион Портер приобрел полотно художника «Ринальдо и Армида» для Карла I за 78 фунтов — предположительно, это была самая первая картина ван Дейка в английской королевской коллекции. По преданию, именно эта картина натолкнула короля на мысль использовать художника при своем дворе. Портер входил в окружение Джорджа Вильерса (1592—1628), герцога Букингемского, и занимался в основном его художественной коллекцией. Он также был джентльменом королевской опочивальни, или личным помощником Карла I. Рубенс и Орацио Джентилески также входили в круг друзей Портера. Портер и Ван Дейк впервые встретились в 1620 году, во время краткого пребывания Ван Дейка в Лондоне, тогда Бекингем купил картину художника «Великодушие Сципиона». В 1635 году Ван Дейк написал двойной портрет Портера и себя, ныне хранящейся в Музее Прадо в Мадриде[9][11].

В июле 1632 года он был посвящён в рыцари, получив титул сэра. В 1633 году был назначен придворным художником короля. В апреле 1633 года король подарил ему золотую цепь с медалью. Он получал хорошие гонорар за портреты королевской семьи, частный дом со студией в Блэкфрайарсе, ему было разрешено пользоваться Элтхэмским дворцом, а в 1639 году он женился на Мэри, дочери лорда Ратвена. Мэри Рутвен была шотландской католической фрейлиной из окружения королевы[11].

В 1634—1635 годах Ван Дейк провел почти год в Южных Нидерландах, в Антверпене и Брюсселе. Аббат Скалья был его главным покровителем в то время. Потом снова вернулся в Англию.

Последние дни

Политическая ситуация в Англии ухудшалась, и когда Рубенс умер в 1640 году, из Антверпена Ван Дейку пришло письмо с просьбой занять его мастерскую, художник раздумывал, но в итоге приглашение не принял. Вскоре он узнал, что французский король Людовик XIII хочет украсить главные галереи Лувра. В январе 1640 года он был в Париже, но к маю вернулся в Лондон. Там он написал двойной портрет детей принцессы Марии Генриетты Стюарт и принца Вильгельма II Оранского по случаю их свадьбы. В октябре он был в Антверпене, а в ноябре снова в Париже, где узнал, что Николя Пуссен и Симон Вуэ получили желанный заказ для оформления Лувра.

В 1641 году живописец заболел во время пребывания в Париже и быстро вернулся в Лондон, где через некоторое время умер в своем доме в Блэкфрайерс (район в лондонском Сити). Маленькой дочери Юстиниане, которую он оставил своей вдове, на тот момент было всего 10 дней. Ван Дейк похоронен в соборе Святого Павла в Лондоне. По приказу короля над его могилой воздвигнут мемориал[12].

В конце жизни художник не писал новых картин он заканчивал только картины, начатые его учениками[4].

Литература

Примечания

  1. Варианты написания имени — Antoon, Anthonis, Antonio, Anthonie, Anton
  2. Елена Матвеева. Фламандская живопись XVII века. — Белый город, 2016. — 128 с. — ISBN 978-5-7793-4416-6.
  3. Ван Дейк Антонис - Великие художники. Том 62. — Комсомольская правда, 2014-07-15. — 49 с. — ISBN 978-5-7475-0066-2.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Н. Ф. Смоляская. Антонис Ван Дейк. — Изобразительное искусство, 1963. — 32 с.
  5. ВАН ДЕЙК. Биография и картины художника Ван Дейка. www.bibliotekar.ru. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  6. Антонис ван Дейк | Artifex.ru (англ.) (6 октября 2016). Дата обращения: 6 декабря 2023.
  7. 7,0 7,1 Н. В. Геташвили. Атлас мировой живописи. — Олма медиа групп, 2006. — 372 с. — ISBN 978-5-373-00553-1.
  8. 8,0 8,1 Антонис ван Дейк (Anthony van Dyck) — художник — JuicyWorld (рус.) ? (21 марта 2019). Дата обращения: 6 декабря 2023.
  9. 9,0 9,1 Ирина, Пастухова Неповторимый стиль Ван Дейка (неопр.). svetart.by. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  10. Елена Григорьевна Мещерина. Западноевропейская жанровая живопись. — Олма медиа групп, 2006. — 104 с. — ISBN 978-5-94849-870-6.
  11. 11,0 11,1 11,2 Владимир Жабцев. Всемирная история искусства. — Litres, 2020-01-29. — 257 с. — ISBN 978-5-04-229700-7.
  12. Антонис ван Дейк (неопр.). Стиль барокко в живописи. Дата обращения: 6 декабря 2023.