Богородская игрушка
Богоро́дская игру́шка — народный промысел, представляющий собой изготовление деревянных резных игрушек из липы, ольхи или осины, который зародился в селе Богородское недалеко от Сергиева Посада[1].
История возникновения богородской игрушки
В XV веке — XVI веках богородские крестьяне, которые жили в селе Богородское и были монастырскими крепостными Троице-Сергиевой Лавры, заложили азы нового направления декоративно-прикладного искусства — богородской резьбы и богородской игрушки[2]. Необходимо отметить, что деревянные резные игрушки изготавливались крестьянами сезонно, а именно: с поздней осени до ранней весны. Остальное время было занято крестьянским трудом[2].
Первое упоминание о богородской игрушке относится к 1817 году, когда о нём написали Владимирские губернские ведомости. Это означало, что селяне к тому времени занимались изготовлением такого рода игрушек[3]. Этот русский народный промысел интенсивно развивается в середине ХIХ века — начале ХХ веков[4]. Особенность богородской игрушки состоит в том, что она сочетает в себе тонкую резьбу с гладкой поверхностью. Этот приём резьбы называется «маховым», то есть выполненным «одним махом». Для изготовления будущей игрушки мастера не делали эскизов. Форма изделия оттого сначала имела обобщённый характер, а в завершении работы мастер вытачивал мелкие детали специальными инструментами: резцом или стамеской[4]. В 1913 году в селе Богородском была создана Кустарно-игрушечная резная артель, наряду с которой была открыта и учебно-показательная мастерская с особым инструкторским классом резьбы по дереву[1]. Однако начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, а затем революция 1917 года и Гражданская война внесли свои коррективы в работу артели. В 1922 году её деятельность была восстановлена в форме профтехшколы — Богородской профессионально-технической школы художественной резьбы по дереву, в стенах которых готовились специалисты — мастера по изготовлению богородской игрушки[5]. В 1923 году была восстановлена артель[5]. Во время Великой Отечественной войны мастера создают работы «Русский богатырь», «Три богатыря», «Защитники Москвы», «Женщины фронта и тыла»[5]. В 1961 году артель по производству богородских игрушек становится фабрикой, на которой работал сильный творческий коллектив: Михаил Васильевич Барашков, Дмитрий Сергеевич Горшков, Николай Егорович Левин и др.В 1990 годы профтехшколу преобразовали в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Богородское художественно-промышленное училище»[6]. В 2009 году училище преобразовано в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Богородский художественно-промышленный техникум». Его руководителем стала Светлана Ефимовна Патракова[6]. 15 июля 2011 года техникум присоединён к институту «Высшая школа народных искусств (институт)» и стал носить название «Богородский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)»[6]. В настоящее время в Богородском функционирует Богородский институт художественной резьбы по дереву — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)»[7]
Изготовление богородской игрушки
Сначала мастера заготавливали сырьё. Это были породы деревьев с мягкой древесиной: липа, осина, ольха. Заготовка древесины происходила зимой. Практически вся кора с бревна снималась, за исключением концов (краёв). Материал сушили 2—3 года под навесом на воздухе, после чего дерево делили на короткие чурбачки[8].
Изначально богородские игрушки не расписывались. В настоящее время их раскрашивают гуашевыми красками, а затем покрывают масляным лаком[2]. Современные богородские игрушки делают и вручную, и на токарных станках. Ручная работа гораздо сложнее: заготовку вырубают топором, делают зарубку, затем работаю ножовкой, а после этого игрушку обрабатывают стамесками. Неокрашенная готовая богородская игрушка именуется «сырьё»[8]. Современные сюжеты богородской игрушки стали такими —медведь на велосипеде, медведь играет в футбол или на компьютере[8].
Виды богородской игрушки
Первый вид богородской игрушки (который появился раньше других) —одинарные. Их не покрывали краской, а украшали узорной резьбой. Как правило, это были деревянные скульптуры животных, которые имели свое символическое значение. Баран означал плодородие, олень — изобилие, медведь — могущество[8].
Второй вид богородской игрушки появляется в XIX веке — групповые. На общем основании располагались скульптурные группы «Тройка», «Чаепитие», «Кузнецы Мишка и Мужик»[8].
Третий вид богородской игрушки — «живые». Это двигающиеся игрушки благодаря специальному встроенному механизму. Это Мишка и Мужик, которые бьют молоточками по наковальне, раскрывающий лапы медведь, если дёрнуть его за верёвочку и другие[8].
Четвёртый вид богородской игрушки — игрушки-щелкуны. Это может быть скульптура деревянного солдата или барина, которому кладут в «рот» орех. При нажатии на механизм орех раскалывается[8].
Пятый вид богородской игрушки — игрушка-акробат. Медведь или солдат переворачивается на турнике благодаря кнопочному механизму[8].
Воспитательное значение богородской игрушки
Богородские деревянные игрушки, созданные по мотивам русских народных сказок, обладают значительным воспитательным потенциалом. Они оказывают эстетическое влияние на детей своей красотой и изяществом[2]. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут самостоятельно придумывать сюжеты для игр с богородскими игрушками. Особенно интересны богородские игрушки детям дошкольного возраста в силу понятности образов (животных, людей, сказочных персонажей).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Донская О., Донской Д. Богородское сердце деревянной игрушки // Юный художник. — 2011. — № 12. — С. 40-41.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Евстигнеева Н. В. Богородская игрушка, её влияние на эстетическое развитие детей дошкольного возраста . evstigneeva-taldom (27 февраля 2019). Дата обращения: 3 июня 2024.
- ↑ Греков А. У. Богородская мелкая пластика (истоки и развитие традиции) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.05. — Москва, 1994. — 25 с.
- ↑ 4,0 4,1 Озёрова О. В., Наумов В. М. Богородская игрушка как национальное культурное явление // МНКО. — 2019. — № №1 (74).
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Наумов В. Н. История развития богородской художественной резьбы по дереву // МНКО. — 2017. — № 6(67).
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Наумов В. М., Андреева Н. Ю. Богородский институт художественной резьбы по дереву: история длиной 110 лет // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2023. — № 4.
- ↑ Богородский институт художественной резьбы по дереву . Богородский филиал ВШНИ. Дата обращения: 4 июня 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Разновидности богородской игрушки . Сувениры-онлайн (25 апреля 2013). Дата обращения: 4 июня 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |