Биргер, Исаак Аронович

Материал из «Знание.Вики»
Исаак Аронович Биргер
Биргер, Исаак Аронович.gif
Дата рождения 27 декабря 1918(1918-12-27)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 17 марта 1993(1993-03-17) (74 года)
Место смерти Москва, Россия
Страна  СССРФлаг России Россия
Место работы Центральный институт авиационного моторостроения,
Московский физико-технический институт
Альма-матер Московский механико-машиностроительный институт имени Н. Э. Баумана (1940)
Учёная степень доктор технических наук (1954)
Учёное звание профессор (1958)
Награды и премии

Исаак Аронович Биргер (27 декабря 1918 — 17 марта 1993) — советский учёный в области прочности и динамики двигателей летательных аппаратов авиационного и космического назначения, доктор технических наук (1954), профессор (1958). Участник создания двигателя для ракеты-носителя «Протон». Заместитель директора Центрального института авиационного моторостроения по научной работе; заместитель Председателя Научного Совета Академии наук СССР по вопросам надёжности и прочности. Дважды лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники (1981 и 1991). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1984).

Биография

Родился 27 декабря 1918 года в Москве в семье инженера-механика.

В 1935 году поступил в Московский механико-машиностроительный институт имени Н. Э. Баумана, одновременно с обучением в институте занимался научной деятельностью на кафедре сопротивления материалов в нём же. В 1940 году после окончания института с отличием был призван в ряды Красной армии и направлен в резерв действующей армии; в 1940—1947 годах, в том числе в период Великой Отечественной войны работал на оборонно-промышленных предприятиях[1].

Участие в создании прочности турбодвигателей для авиационной и ракетно-космической техники

В 1946 году направлен для работы в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ имени П. И. Баранова) в системе Министерства авиационной промышленности СССР. В 1946—1964 годах занимал должности инженера, старшего инженера, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, руководителя отделения прочности; в 1964—1992 годах являлся заместителем директора ЦИАМ имени П. И. Баранова по научной работе[2][3][1][4].

Биргер занимался вопросами связанными с проблемами в области обеспечения прочности авиационных и ракетных двигателей, в том числе занимался исследованиями трофейных немецких двигателей Junkers Jumo 004 на стендах ЦИАМ, для последующего создания самого мощного в мире на тот момент турбореактивного двигателя АМ-3 (РД-3) разработанного в ОКБ-300 под руководством А. А. Микулина для самолётов типа «Ту-16» и «Ту-104». В 1953—1970 годах занимался созданием турбореактивных двигателей (ТВД) второго и третьего поколения, в том числе самого мощного ТВД в мире НК-12 и Р11Ф-300 для самолётов типа «МиГ-21»; в 1970—1989 годах занимался разработкой реактивных двигателей четвёртого поколения, в это же время и до 1991 года занимался разработкой прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), итого чего 28 ноября 1991 года состоялось первое в мире летное испытание гиперзвукового ПВРД С-57 в составе гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод»[2][3][1][4]. Под руководством и при непосредственном участии И. А. Биргера проводились расчёты на прочность двигателей первых отечественных реактивных самолётов и изделий ракетно-космической техники, в том числе им был внесён вклад в создание двигателей ракеты-носителя тяжёлого класса, предназначенного для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство «Протон». И. А. Биргер совместно с СНТК им. Н. Д. Кузнецова был одним из участников работы по созданию жидкостного ракетного двигателя НК-33 для пилотируемой лунно-посадочной программы Н1-Л3, совместно с КБ химической автоматики был участником создания ЖРД РД-0120 для использования в качестве двигателя второй ступени ракеты-носителя «Энергия», совместно с конструкторами из НПО «Энергомаш» был участником создания ЖРД закрытого цикла РД-180 для американской ракеты-носителя «Атлас-3» и «Атлас-5». В 1980 и в 1990 году «За создание двигателей для авиационной и космической техники» И. А. Биргер дважды был удостоен Государственной премии СССР. В 1990 году «За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой транспортной космической системыЭнергия — Буран“» И. А. Биргер был награждён Орденом Дружбы народов[5][2][1][4].

В 1947 году И. А. Биргер защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидат технических наук по теме: «Расчёт резьбы на прочность», в 1954 году он становится доктором технических наук по теме: «Статическая и динамическая прочность рабочих лопаток дисков и роторов турбомашин на основе теории интегральных уравнений». В 1958 году приказом по Высшей аттестационной комиссии ему было присвоено учёное звание профессор. В 1958 году помимо основной деятельности занимался педагогической работой на Факультете аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института в качестве профессора по кафедре газовой динамики, горения и теплообмена; в институте руководил подготовкой по специализации «Прочность авиационных и ракетных двигателей». Помимо прочего являлся заместителем председателя Научного Совета Академии наук СССР по вопросам надёжности и прочности; был председателем Государственной экзаменационной комиссии по специальности «Динамика и прочность машин» в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана; являлся членом Совета Российского национального комитета по теоретической и прикладной механики. Биргер был основателем научной школы прочности газотурбинных двигателей (ГТД); являлся автором свыше ста научных работ, в том числе двадцати монографий, в том числе: «Расчет резьбовых соединений [авиационного двигателя]» (М.: Оборонгиз, 1951), «Некоторые математические методы решения инженерных задач» (М.: Оборонгиз, 1956), «Техническая диагностика» (М.: Машиностроение, 1978), учебник для инж.-техн. спец. вузов «Прочность элементов авиационных двигателей» (Уфа : УАИ, 1984), «Сопротивление материалов» (М.: Изд-во МАИ, 1994. ISBN 5-7035-0549-6)[2][3][1][4].

Умер 17 марта 1993 года в Москве, похоронен в колумбарии (22 колумбарий) Донского кладбища[1].

Библиография

Награды, звания и премии

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Биргер, Исаак Аронович. Космический мемориал. Дата обращения: 10 мая 2023. Архивировано 10 мая 2023 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Инженер-механик, учёный, учитель. К 100-летию со дня рождения И. А. Биргера. Вестник Самарского университета. Дата обращения: 10 мая 2023. Архивировано 10 мая 2023 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Основатель научной школы прочности ГТД: к 100-летию Исаака Биргера. ЦИАМ. Дата обращения: 10 мая 2023. Архивировано 10 мая 2023 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 ЦИАМ 1930—2010 / [Авдеева З. П. и др.]. — Москва : Изд-во ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова», cop. 2010. — 234 с. — ISBN 978-5-94049-033-3
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Космонавтика и ракетостроение России: биографическая энциклопедия : А-Я / сост.: М. А. Первов. — Москва : Федеральное космическое агентство : Столичная энциклопедия, 2011. — 742 с. — ISBN 978-5-903989-11-9
  6. Биргер, Исаак Аронович. Космический мемориал. Дата обращения: 10 мая 2023.

Литература

  • Космонавтика и ракетостроение России : биографическая энциклопедия : А-Я / Сост. М. А. Первов. — М.: Столичная энциклопедия, 2011. — 742 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903989-11-9.
  • Биргер Исаак Аронович (1918-1993) // XX век. Авиастроение России в лицах / Под ред. Ю. А. Остапенко. — М.: МОО «Общество авиастроителей», 2005. — С. [53] (стб. 1, 2). — 552 с. — 1700 экз. — ISBN 5-901262-01-2.
  • ЦИАМ 1930—2010 / [Авдеева З. П. и др.]. — Москва : Изд-во ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова», cop. 2010. — 234 с. — ISBN 978-5-94049-033-3
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!