Беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток
Беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток — беспосадочный перелёт советских авиаторов, совершённый как мужским, так и женским экипажами.
История полётов
Беспосадочный перелёт мужского экипажа
27—28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» экипаж в составе лётчика В. К. Коккинаки и штурмана А. М. Бряндинского совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 километров (6850 километров по прямой)[1].
Стартовав 27 июня в 8 часов 36 минут с подмосковного аэродрома в Щёлково, 28 июня в 16 часов 12 минут по местному времени самолёт приземлился в городе Спасск-Дальний. Полёт продолжался более суток (24 часа 36 минут)[2]. Коккинаки и Бряндинский установили рекорд скорости на двухместном самолёте, одновременно проложив новый кратчайший путь от Москвы к берегам Тихого океана.
За выполнение этого перелёта лётчику-испытателю Коккинаки Владимиру Константиновичу и штурману Бряндинскому Александру Матвеевичу 17 июля 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Беспосадочный перелёт женского экипажа
24—25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» экипаж в составе командира — В. С. Гризодубовой, второго пилота — П. Д. Осипенко, штурмана — М. М. Расковой совершил беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). В ходе перелёта (26 часов 29 минут) был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта[3].
После Урала связь лётчиц с землёй прервалась. В районе Байкала связь была полностью потеряна, а полёт продолжался в сложных метеорологических условиях: порывы ветра, обледенение… Пришлось снизить высоту полета, увеличив расход топлива[4].
Полётные карты вытянуло наружу из-за разности в давлении, когда Марина Раскова открыла астролюк, пытаясь сориентироваться по звёздам в разрывах между тучами. От Байкала пришлось идти практически без ориентиров, без карт, связи, при неизвестной скорости ветра. Понимая, что они рискуют пересечь границу с Китаем, после Байкала Гризодубова взяла магнитный курс 90 градусов с упреждением на максимально сильный ветер и снос самолета на юг, продолжив полёт ещё несколько часов[4].
Утром в разрывах облаков экипаж обнаружил, что полёт проходит над морем и островами — Шантарскими в Охотском море. Тогда командир развернула самолет на 180 градусов, взяв курс на Хабаровск. И тут загорелась красная лампочка аварийного остатка топлива, которого осталось на полчаса полета. Поняв, что долететь до Хабаровска невозможно, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка смертельно опасна для сидящего впереди штурмана[4].
Для посадки Гризодубова выбрала заросшее озеро посреди тайги в верховьях таёжной реки Амгуни. Валентина Степановна посадила самолет очень аккуратно — только лопасти винтов немного погнулись от удара о воду. Самолёт после этого перелёта продолжал эксплуатироваться[4].
Точного места приземления «Родины» никто не знал, и начались его поиски. Только 3 октября 1938 года лётчик ГВФ Михаил Сахаров обнаружил самолёт с воздуха[4]. 4 октября 1938 года в ходе операции по спасению экипажа совершившего вынужденную посадку самолёта «Родина» в воздухе столкнулись самолёты «Douglas DC-3» под управлением Героя Советского Союза А. М. Бряндинского и ТБ-3, на борту которого находился командующий ВВС 2-й отдельной Краснознамённой армии Яков Сорокин[5]. Часть экипажей и пассажиров обоих самолётов успела выпрыгнуть на парашютах, но 15 человек погибли.
В результате расследования происшествия было установлено, что[6]
Сорокин без какой бы то ни было надобности и разрешения центра, но с согласия командования 2 ОКА вылетел на ТБ-3 к месту посадки самолета «Родина», очевидно, с единственной целью, чтобы потом можно было сказать, что он, Сорокин, также принимал участие в спасении экипажа «Родина», хотя ему этого никто не поручал и экипаж «Родина» уже был обнаружен.
Вслед за Сорокиным на «Дугласе» вылетел Бряндинский, который также не имел на то ни указаний, ни права, целью которого были, очевидно, те же мотивы, что и у Сорокина.
Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал женщин в тайге[7]. Экипаж был доставлен в Комсомольск-на-Амуре, где сохранилась мемориальная плита на доме, в котором останавливались лётчицы. Напротив дома установлен памятник погибшим в авиакатастрофе 4 октября.
В Хабаровске героических лётчиц чествовал весь город. По спецсвязи была устроена прямая телефонная линия с родственниками в радиоэфире[4].
За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Память
- В честь этого события были выпущены почтовые марки и почтовый конверт СССР:
- В 1939 году был снят один из первых цветных мультфильмов довоенного СССР[8] — «Таёжные друзья», посвящённый героям-лётчицам.
- После гибели Полины Осипенко в 1939 году село Керби, где совершил посадку женский экипаж, было переименовано в Село имени Полины Осипенко.
- В 1998 году, в честь 60-летия знаменитого беспосадочного перелёта, российский клуб «Авиатриса» осуществил юбилейный перелёт Москва — Дальний Восток[9].
См. также
Литература
- Владимир Коккинаки. [militera.lib.ru/memo/russian/kokkinaki_vk/index.html Курс на Восток] / Литературная обработка Л. Бронтмана. — М.: Воениздат, 1939. — 96 с.
- Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: ООО «МедиаМост»; РГО, 2019. —160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 131.
Примечания
- ↑ Беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (Коккинаки, Бряндинский), 1938 . Дата обращения: 13 апреля 2012. Архивировано 10 октября 2017 года.
- ↑ Коккинаки Владимир Константинович . Дата обращения: 13 апреля 2012. Архивировано 19 февраля 2018 года.
- ↑ Беспосадочный перелет на Дальний Восток (Гризодубова, Раскова, Осипенко), 1938 . Дата обращения: 13 апреля 2012. Архивировано 20 января 2018 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Ирина Овечкина. Валентина Гризодубова: небо и самолеты – любовь длиною в жизнь . Союз женских сил (3 июля 2021). Дата обращения: 5 ноября 2022. Архивировано 5 ноября 2022 года.
- ↑ Николай Игнатев Горечь триумфа// Авиация и Время. — 2013. — № 4. — С.36-39.
- ↑ Приказ о мерах по предотвращению аварийности в частях военно-воздушных сил РККА № 070 4 июня 1939 г. (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 6 сентября 2019 года.
- ↑ К. А. Пронякин. Небесная Полина. // Приамурские ведомости, № 39, 5 окт. 2022 г., стр. 17.
- ↑ Николай Майоров. А до войны они были цветными // Техника и технологии кино : журнал. — 2010. — № 1. Архивировано 27 октября 2011 года.
- ↑ Беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (Керби) . Союз женщин летных специальностей "Авиатриса". Дата обращения: 13 апреля 2019. Архивировано 19 сентября 2020 года.