Беспосадочный перелёт Москва — Северная Америка

Материал из «Знание.Вики»

Беспосадочный перелёт Москва — Северная Америка — беспосадочный перелёт советских авиаторов, совершённый в 1939 году на самолёте ЦКБ-30 «Москва».[1]

История

Коккинаки и Гордиенко на крыле своего самолёта «Москва»

После беспосадочного перелета на Дальний Восток — летчик Коккинаки и штурман Бряндинский приступили к подготовке перелета в Америку, однако их планы нарушила гибель Бряндинского. На его место был назначен штурман М. Х. Гордиенко.

2829 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» советский экипаж в составе командира экипажа летчика-испытателя — В. К. Коккинаки и штурмана — М. Х. Гордиенко совершил беспосадочный перелёт из Москвы в Северную Америку по маршруту: Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — остров Мискоу — протяжённостью почти 8000 километров (6516 километров по прямой).

Стартовал экипаж с подмосковного аэродрома Щёлково 28 апреля в 4 часа 19 минут и за 22 часа 56 минут их самолёт преодолел почти восемь тысяч километров. Выбранное время старта обеспечивало весь полет по маршруту вслед за солнцем, в дневных условиях. Это облегчало экипажу задачи по ориентировке и определению места самолёта.[2]

Условия погоды не позволяли совершить посадку в Нью-Йорке, всё восточное побережье США было закрыто для посадки самолётов, и лётчики изменили курс. В наступивших сумерках они сумели совершить посадку с убранным шасси на небольшом болотистом островке Мискоу в заливе Святого Лаврентия.

Посадкой на канадском острове Мискоу закончился этот первый в истории авиации перелёт по одному из самых популярных в наши дни маршрутов, связывающих Россию с Америкой.

Встречать самолёт «Москва» и оказывать помощь экипажу должен был Бутусов Виктор Павлович (1911—1985), который занимался в США закупкой производственного оборудования для советских авиазаводов. Бутусов вылетел на зафрактованном самолёте на остров Мискоу и сделал несколько фотоснимков с места вынужденной посадки самолёта «Москва».

Фотография Пояснение Бутусова на обратной стороне фотографии
II circle over the plane 'Moscow'.jpg
«Miscou Island. 29.IV.39. Снято В. П. Бутусовым с самолёта „амфибия“ на бреющем полёте. Второй круг над самолётом „Москва“. В этот раз был сброшен вымпел лётчиком с моей запиской о том, что мы пришли на помощь и чтобы они не волновались. Самолёт „Москва“ во время скольжения по земле (см. следы от гондол) наткнулся на пенёчек и повернулся вокруг него под прямым углом. Если бы не это — впереди смерть!».

Почему именно впереди смерть не объясняется.

The navigator's cabin of the aircraft 'Moscow'.jpg
«Miscou Island, Canada. Рубка самолёта „Москва“. Вечер 29.IV.39. Фото Бутусова.»
Right engine of the plane 'Moscow'.jpg
«Miscou Island, Canada. Правый мотор самолёта „Москва“. Видна трещина на обшивке сзади выхлопных труб. Рама мотора сломана. Фото Бутусова. 29.IV.39.»
Kokkinaki and Gordienko are sitting in a two-wheeler.jpg
«Коккинаки и Гордиенко перед вылетом с острова Miscou, Канада, 30 апреля 1939 г. Фото Бутусова. Коккинаки удручён: при посадке „на брюхо“ самолёт уже в темноте ударился о землю и штурвал повредил лётчику рёбра. На этой двуколке лётчиков доставили к месту отлёта самолёта Джонса».

Возможно, под термином «повредил рёбра» следует понимать «сломал рёбра»

Refueling the aircraft 'Flying grave' 1.jpg
"Заправка самолёта Джонса «Flying grave» («Летающий гроб), на котором Коккинаки и я перелетели последними с острова Miscou в Монктон. 30.IV.39. Фото Бутусова.»
Refueling the aircraft 'Flying grave' 2.jpg
«На этом самолёте лётчика Джонса мы с В. К. Коккинаки перелетели последними 30 апреля 1939 г. с острова Миску на материк в Монктон через большой кусок Атлантич. океана. Фото В. П. Бутусова. 30.IV.39»

1 мая 1939 года от руководителей СССР была направлена телеграмма экипажу самолёта «Москва»:[3]

Нью-Йорк
тт. В. Коккинаки, М. Гордиенко

Горячо поздравляем вас с благополучным завершением выдающегося перелета Москва — Северная Америка.

Ваш перелет, покрывший 8000 километров за 22 часа 56 минут, показал, что мужественные отважные советские летчики могут успешно решать труднейшие задачи мировой авиации.

Обнимаем вас, желаем здоровья и крепко жмем ваши руки.

По поручению правительства СССР
В. МОЛОТОВ. И. СТАЛИН.

Правда. 1939. 1 мая.

Внешние изображения
Торжественная встреча в Москве

После перелёта Коккинаки и Гордиенко приехали 1 мая в Нью-Йорк — в день открытия Всемирной выставки 1939 года.

Награды

Почтовый конверт СССР:
50-летие полёта Москва − Северная Америка
  • Лётчики были награждены орденом Ленина и медалью «За отвагу» одним указом одновременно.
  • Учитывая заслуги В. К. Коккинаки как первооткрывателя этой трассы, Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) в 1965 году наградил его «Цепью пионера розы ветров»[4].

Память

  • В 1989 году был выпущен почтовый конверт СССР, посвященный 50-летию перелёта.
  • С 1959 года маршрут, проложенный В. К. Коккинаки и М. X Гордиенко, стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

Примечания

  1. Беспосадочный перелёт Москва — США (Коккинаки и Гордиенко) 1939. Дата обращения: 14 апреля 2012. Архивировано 10 января 2012 года.
  2. Перелет Коккинаки — первый беспосадочный перелет в США за одни сутки. Дата обращения: 14 апреля 2012. Архивировано 22 февраля 2015 года.
  3. Телеграмма экипажу самолёта «Москва» В. К. Коккинаки и М. Х. Гордиенко 1 мая 1939 года. Дата обращения: 14 апреля 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  4. Авиатехника → Ильюшин ЦКБ-30 Москва (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 апреля 2012. Архивировано 14 июня 2013 года.

Ссылки