Беспилотный автомобиль
Беспило́тный автомоби́ль (также беспилотник, робомоби́ль, самоуправляемый автомобиль, автономный автомобиль, автомобиль с автопилотом, умный автомобиль) — это транспортное средство, которое может передвигаться без участия человека. Он управляется с помощью компьютеров, датчиков, камер и искусственного интеллекта[1]. Уровень автономности системы устанавливается его производителем[2].
История
Разработка автономных транспортных средств началась в начале XX века. В 1920-х годах американский инженер Фрэнсис Худин предложил концепцию «радиоуправляемого автомобиля». Его проект, получивший название «American Wonder», управлялся посредством радиосигналов, передаваемых с другого автомобиля, перемещаясь по городским улицам, останавливаясь и совершая повороты. В 1939 году концерн General Motors представил публике свой взгляд на беспилотный автомобиль в рамках Всемирной выставки. На протяжении 1950-х и 1960-х годов инженеры активно работали над созданием систем, предназначенных для управления автомобилями с использованием различных датчиков и магнитных полос, интегрированных в дорожное покрытие. Достижением стал успешный тест General Motors в 1958 году, когда их экспериментальный автомобиль смог ориентироваться по проводам, встроенным в дорожное полотно. В 1986 году немецкий профессор Эрнст Дикманс продвинулся в области автономного вождения с проектом «VaMoRs». В рамках этого проекта была разработана система, позволяющая автомобилю самостоятельно перемещаться по трассе, используя камеры и сенсоры для анализа окружающей обстановки. Наступление 1990-х годов, ознаменовавшееся массовым распространением компьютеров, привело к оснащению машин передовыми технологиями, такими как лидары, видеокамеры и высокопроизводительные процессоры, способные обрабатывать данные в реальном времени, что стало важным в развитии автономных систем[1][3].
Конструкция
- Лидар — автомобиль оснащён лазерным дальномером, создающим трёхмерную карту окружающей обстановки. Полученные данные синхронизируются с цифровыми картами, обеспечивая автомобилю навигацию и соблюдение правил дорожного движения, включая распознавание пешеходных переходов и светофоров[4][5].
- Радар — автомобиль оборудован несколькими радарами, излучающими радиоволны для определения расстояния, скорости и траектории движения объектов. Отражённые сигналы принимаются антеннами, обеспечивая всесторонний обзор[4][5].
- Видеокамеры — устройства обеспечивают распознавание сигналов светофоров и своевременное обнаружение объектов, приближающихся на критическое расстояние. Приёмник GPS позволяет автомобилю понимать, в какой точке он находится[4][5].
- Система управления — система автономного управления автомобилем включает программное обеспечение, обрабатывающее данные от датчиков и управляющее движением транспортного средства. Центральный компьютер принимает решения, компьютер визуального интерфейса контролирует бортовую аппаратуру, а контроллер рулевого управления отвечает за выполнение команд — управление движением и торможением[4][5].
Уровни автономности
Уровень автономности системы устанавливается его производителем. Нулевой уровень автоматизации предполагает её полное отсутствие. Пятый уровень — система управляет автомобилем как опытный водитель. Уровни определены SAE International, и описывают, насколько система готова отдать управление автомобилем в руки компьютера. Категории SAE сейчас применяются повсеместно: регуляторами, инженерами, автопроизводителями и инвесторами[2][4].
- Нулевой уровень — полное отсутствие автоматизации[2].
- Первый уровень — адаптивный круиз-контроль и контроль руления или торможения[2].
- Второй уровень — система может контролировать руление и торможение, но только при определённых обстоятельствах. Машина может ехать сама, но водителю нужно быть готовым в любой момент взять управление на себя[2].
- Третий уровень — автономность у машины чуть больше, а значит, у водителя больше времени, чтобы среагировать и взять контроль над автомобилем в любой непонятной ситуации[2].
- Четвёртый уровень — система берёт на себя полный контроль, позволяя водителю отдохнуть, но только если для этого созданы все условия[2].
- Пятый уровень — полная автоматизация. В этой ситуации перед водительским креслом нет руля. Согласно отчёту Autonomous Vehicle Technology Report 2020, в мире не существует работающих технологий пятого уровня автономности[2].
Тестирование
Первое смертельное дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с беспилотным транспортным средством Uber произошло в США, в пригороде Финикса Темпе, штат Аризона. 18 марта 2018 года под колёса управляемого при помощи искусственного интеллекта автомобиля Volvo XC90 попала 49-летняя Элиан Херзберг. Женщина пересекала дорогу вне перехода прямо на велосипеде и попала под колеса внедорожника. При этом, хотя автомобиль и находился под управлением электроники, в нём находился тест-пилот[6][7].
В 2022 году Национальное управление безопасности движения на трассах США насчитало 400 аварий с участием беспилотников. В статистику были включены инциденты с участием машин Tesla, которые снабжены не автономным автопилотом. Было зафиксировано 273 случая с участием автомобилей компании Tesla[6].
В 2022 году «СберАвтотех» провёл тестирование беспилотных автомобилей на территории Крестовского острова во время Петербургского международного экономического форума. В 2023 году состоялся запуск беспилотных грузовиков КамАЗ по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург, а «Яндекс» начал тестовую эксплуатацию сервиса заказа робо-такси (с водителем-испытателем). В августе 2023 года «Яндекс» приступил к беспилотному тестированию автомобилей без водителей в Москве в районе станции метро «Ясенево»[3].
В августе 2023 года беспилотные автомобили ездили по улицам 18 городов в США: с водителем-испытателем в машине или в полностью автономном режиме. В полностью автономном режиме автомобили испытывались в городе Финиксе, в котором работает полностью автономное такси компании Waymo. В Сан-Франциско разрешение на эксплуатацию беспилотного такси есть у двух организаций: у стартапа Zoox и у компании Aurora[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ахтямова З. Что такое беспилотные автомобили и как они работают. Autonews (30 мая 2025). Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Беспилотные автомобили: кто разрабатывает их в России и что мешает развитию рынка. Sk (12 июня 2020). Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Бурсак А. Едут сами. Ведомости (20 декабря 2023). Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Когда водитель не нужен. Как работают беспилотные автомобили. БКС-экспресс (12 февраля 2025). Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Полянин М. Как устроены беспилотные автомобили. Code. Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Распопова А. «Это было неизбежно»: беспилотник настиг новую жертву. Gazeta (20 марта 2018). Дата обращения: 10 сентября 2025.
- ↑ Копиев Г. Вину за смертельную аварию беспилотника Uber разделили между всеми причастнымиВину за смертельную аварию беспилотника Uber разделили между всеми причастными. Nplus1 (20 ноября 2019). Дата обращения: 10 сентября 2025.