Береста (Берёсто)
Береста́ (Берё́сто) — верхний слой коры берёзы, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Традиционно использовалась для изготовления посуды, коробов, корзин, обуви, колыбелей, лодок, покрытий жилищ[1].
История берестяного промысла в России
На лесной территории нашей страны в бывших Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири — в Пермской, Тобольской губерниях существовали промыслы, прославившиеся берестяными изделиями. Техника производства берестяной утвари несложна. Любой крестьянин по мере необходимости мог сделать нужные в хозяйстве предметы[1]. Благодаря своим качествам береста издавна считается отличным материалом для изготовления различной посуды — традиционных туесов, обуви. Из пластов коры делали легкие лодки-берестянки, сооружали летние жилища — чумы. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцам береста заменяла писчую бумагу[2].
Первые предприятия по созданию берестяных изделий появились в XVIII веке — в это же время стали развиваться и совершенствоваться технологии обработки и украшения бересты. Один из самых первых заводов был расположен в Шемогодской волости недалеко от Великого Устюга, а местная прорезная береста, украшенная стильным орнаментом, славилась на всю Россию. Из прорезной бересты делали шкатулки, шляпные коробки, дорожные саквояжи, туески, блюда, чайницы, табачницы, кофейные наборы, папиросницы и штофы, большинство из которых отправлялись за границу. В Вятской и Вологодской губернии были открыты берестяные фабрики по производству туесов и тростей, которые с удовольствием скупали зажиточные горожане. Олонецкие мануфактуры специализировались на веревках и конской упряжи из бересты, а мелкие предприятия Лодыгинской, Волосовской и Нифонтовской волостей поставляли туеса на городские ярмарки в промышленных масштабах. На реке Чусовой был расположен огромный завод, считавшийся крупнейшим центром берестяных промыслов Прикамья, где изготавливались туеса с тисненым орнаментом, декоративной росписью и переводными картинками. В Томске и Тобольске помимо туесов мастера делали «киски» — плетеные ковры из бересты, защищающие от дождя. Сибиряки также специализировались на берестяных ручках для ножей, поплавках для удочек и рыболовных сетей. В дореволюционной России бурачным (туесовым) промыслом занимались около 120 тысяч мастеров — это занятие считалось источником неплохого заработка и приносило доход Российской империи[3].
Химический состав бересты
В индоевропейских языках корень «бер» означает «светлый, ясный». Тот же корень в названии верхнего слоя коры — бересте, которая и придает дереву берёзе неповторимую окраску благодаря содержащемуся в ней органическому красителю бетулину[4]. Береста содержит различные группы биологически активных веществ: сапонины, дубильные вещества, эфирные масла, углеводороды, флавоноиды, кумарины, каротиноиды, терпеноиды. Полифенольные окисляемые соединения обладают широким спектром биологической активности. Они оказывают антиоксидантное, противовоспалительное, ранозаживляющее, противоязвенное действие[5].
Виды художественной обработки бересты
Плетение из бересты
В плетении из бересты используется один вид плетения, подобный полотняному в ткачестве, когда нити основы чередуются через одну с нитями утка. При таком чередовании берестяных лент получается клетчатый узор, сходный с рисунком шахматной доски. В зависимости от расположения клеток узор бывает прямым и наклонным[6].
Резьба
На Руси мастера издавна украшали берестяные изделия изящной резьбой. Прорезные отверстия в виде кружочков, овалов, ромбов в сочетании различными цветными подкладками, образуя для каждого района и области орнамент. Декоративное начало орнамента сочетается со смыслом. Уже в эпоху палеолита и неолита человек создал первый геометрический орнамент, состоящий из зигзагов, крестов, кругов и прямых линий. В этих рисунках он отражал весь окружающий человека мир: небо, земля, вода, Вселенная[7].
Роспись по бересте
Расписная береста — один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Традиционно в росписи используют красный, жёлтый, реже зелёный, коричневый, голубой или синий цвета. В основном в росписи используются растительные мотивы — цветы и листья. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. — М.: Просвещение, 1979. — С. 8. — 112 с.
- ↑ Савиных В.П. Умельцу о поделочных материалах. — Мн.: Полымя, 1997. — С. 199. — 320 с. — ISBN 5-345-00652-0.
- ↑ Берестяные мануфактуры (17 февраля 2015). Дата обращения: 27 июня 2024.
- ↑ Федотов Г.Я. Дерево. — М.: эксмо, 2003. — С. 43. — 192 с. — ISBN 5-04-007141-0.
- ↑ Лигостаева, Юлия Валерьевна. Фармакогностическое исследование бересты и перспективы ее использования в медицине . Каталог диссертаций (2015). Дата обращения: 27 июня 2024.
- ↑ Савиных В.П. Умельцу о поделочных материалах. — Мн.: Полымя, 1997. — С. 201. — 320 с. — ISBN 5-345-00652-0.
- ↑ Черныш И.В. Поделки из природных материалов. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — С. 84. — 160 с. — ISBN 5-7805-0378-8.
- ↑ Финягин В.В. Изделия из бересты. — М.: АСТ Аристель, 2001. — С. 64. — 128 с. — ISBN 5-271-02641-8.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |